Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
О СОПРОТИВЛЕНИЮ ЗЛУ СИЛОЙ

 

Возвращение Ивана Ильина

    Как светло и радостно на душе! Прах известного русского философа Ивана Ильина и его жены вернулся на Родину. Он мог только мечтать об этом. Настоящий православный человек, страстный патриот! Господь призрел на его скорбящее сердце и вернул его в Россию.
    Когда, в начале 90-х годов мне предложили заняться изучением его творчества, я об этом человеке услышала впервые. Его работы изучала в спецхране библиотеки Института общественных наук. Именно с него началось мое прозрение в осознании той бездны, в которой находится наша страна, наш народ. Сердце ощутило весь ужас того, какие были люди тогда, до революции, как они мыслили, как они чувствовали, как они строили свою жизнь, и какие сегодня...
    Я стала постепенно осознавать, какую Россию мы потеряли и почему Советский Союз - империя зла. И по мере углубления в изучении культурных и духовных памятников тех дней, эта боль в сердце и щемящее чувство остаются со мной и сейчас.
    Можно остановиться на любых гранях творчества Ивана Александровича Ильина - везде он был чист, честен, глубоко православен, и исключительно талантлив в выражении своих мыслей словами. В его работах сочетались духовная очевидность и отточенный интеллект. Разум и вера нигде не противоречили друг другу. Он умел подниматься на вершину, где разум и вера составляли гармоничное единство, и в то же время до последней мелочи выговаривать и проговаривать все сложнейшие нюансы нашей земной жизни.
    Он глубоко верил, и поэтому был безстрашен и не боялся, что кто-то и где-то его неправильно поймет и истолкует. Обличая ту часть эмиграции, которая приложила руку к разрушению России, Ильин провидчески намечал черты России будущей, ни на секунду не сомневаясь в крушении большевистского режима. «Без всякого преувеличения можно признать за Иваном Александровичем ведущее, исключительное место в Зарубежье Русском как его идеолога», - писал о нем архимандрит Константин.
    Иван Александрович Ильин родился в 1883 г. в Москве. Окончив гимназию и юридический факультет Московского университета и пройдя, по правилам того времени, заграничную стажировку, он возвратился на Родину и защитил диссертацию, получив степени магистра и доктора государственных наук. Иван Ильин вел активную педагогическую деятельность и был убежденным противником большевиков. Ему пришлось пережить шесть арестов и, в конце концов, он был изгнан из России пожизненно за «непризнание советской власти». Это произошло в 1922 г. До 1938 г. Ильин преподает в Германии. Приход к власти нацистов был ознаменован вторым изгнанием мыслителя. Он поселился в Швейцарии, где и закончил свой блестящийи полный лишений жизненный путь в 1954 г.
    Одной из злободневных тогда, в 1925 г., и не менее злободневной сегодня, в 2005 г. была и есть проблема сопротивления злу силой. Появление книги с таким названием было вызвано распространением толстовства и теории непротивления злу, которую многие православные патриоты винили в победе революций и распространении зла на территории России.
    Основной вопрос, который ставит мыслитель, двуедин: может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, бороться со злом силой и мечем; может ли человек, верящий в Бога и принимающий бремя жизни и свое место в мире, не бороться со злом силой?
    Иван Александрович Ильин дал прекрасный и детальнейший анализ этой проблемы и сделал нелегкие, но последовательные выводы о том, что сопротивляться злу необходимо. Агрессивность зла заключается в его стремлении к распространению и вовлечению все большего количества людей в свою орбиту. Каждое злодеяние является как бы пробным камнем для всех, воспринимающих его. Оно заставляет высказаться людей за или против зла. Уклониться от этого нельзя. Поэтому пресекающий внешнее зло помогает всем другим людям не подпасть под его влияние. Тот, кто не сопротивляется, тот предает добро. И это не моральная проблема, а духовная.
    Жизнь создает такие ситуации, в которых несопротивление злу - есть предательство Бога. Одно дело прощение личных обид и личных врагов, а другое - обиды, наносимые Богу и прощение врагов Божиих.
    Ильин подверг всестороннему анализу и исследованию саму ситуацию физического пресечения, доказывая, что акт физического пресечения не становится актом насилия, даже вследствие радикального применения силы.
    Ильин разводит понятия «насилие» и «заставление». Насильник относится к своей жертве, как к средству. Он как бы говорит жертве: «Ты не автономный дух, а подчиненная мне одушевленная вещь, ты во власти моего произвола... Насильник нападает, пресекающий отражает. Насильник требует покорности самому себе; понудитель требует повиновения духу и его законам. Насильник презирает духовное начало в человеке; понудитель чтит его и обороняет».
    Необходимость внешнего сопротивления злу возникает только при условии, что все остальные способы оказались безсильны. Критикуя Толстого за запрет физического воздействия на человека, Ильин пишет: «Тело человека не выше его души и не священнее его духа; оно совсем не есть неприкосновенное святилище злобы или неприступное убежище порочных страстей. Тело злодея есть его орудие, его орган; оно не отдельно от него; он в нем присутствует, он в него влит и через него изливает себя в мире. Его тело есть территория его злобы, и эта духовно опустошенная территория отнюдь не экстерриториальна для чужого духа. Благоговейный трепет перед телом злодея, не трепещущего перед лицом Божиим, противоестественен».
    Не может быть никаких нравственных оправданий для человека, поднимающего меч, так как он должен предполагать, что и самому ему суждено погибнуть от меча. Трагизм ситуации и заключается, по мнению Ильина, в том, что из нее нет идеального исхода и абсолютно нравственного ответа на вопрос, должен ли религиозный, нравственно совершенствующийся человек применять силу в борьбе с агрессивным внешним злом или нет.
    Но совесть человека иногда требует именно с мечом защищать все ценное для него: веру, близких, Отечество от разграбления и уничтожения. Это его духовный выбор, сопряженный с принятием ответственности, и, быть может, даже вины за свой поступок. Здесь речь идет о принятии духовного компромисса, выражающегося в решении отступить с пути нравственного совершенствования, чтобы остановить злую волю в ее злых проявлениях. Но надо помнить о том, что даже платя цену собственной жизни, человек совершает свой человеческий поступок, а не поступок Бога.
    Пусть некоторые считают, что незачем тревожить прах мертвых, достаточно памятники поставить. Мне кажется, что если бы Ивана Ильина спросили об этом, то ответ был бы однозначен: родная земля. Прах философа вернулся сегодня к нам. Видимо Господь сделал это для подкрепления нам, немощным и расслабленным. Чтобы мы не падали духом, так как у нас есть наша Православная Церковь, с нами наши святые и настоящие граждане своего Отчества. Мы не одни. И то горение духа, и поющее сердце, пламенный порыв и тихие созерцания философа и мыслителя помогают нам понять и почувствовать, как надо любить Родину и родное. Мы должны не унывать, а всячески сопротивляться злу (конечно, осознавая, что меч - это на самый крайний случай).

Елена Денисова

  


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.