Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРАВОСЛАВНАЯ ГРУЗИЯ

 

 

Под живоносным столбом Хитона Господня

   В пределах нынешней Грузии в особенности по западному берегу Каспийского моря, были, хотя и в небольшом количестве, христиане и ранее св. Нины, и впервые благовествовал о Христе Спасителе в горах Кавказа тот же первозванный апостол Андрей, благовестническим словом которого были оглашены, по преданию, и Киевские горы. Древнее предание, записанное в грузинских летописях, и подтвержденное сказанием Четьих-Миней (под 30 ноября), говорит, что апостол Андрей проповедывал о Христе в Кларжете, который находится невдалеке от Ахалцыха, на юго-западе; в Ацхвере, ныне - село Ацхуры, близ входа в Боржомское ущелье; в Цхуме, что ныне - город Сухум-Кале, в Абхазии, в Мингрелии и в северной Осетии.

Мцхета. Храм Свети Цховели
Фото Г. Симоновой

    В Ацхуре апостол основал церковь, где оставил чудотворный образ Божией Матери, который во все последующее время с великим благоговением почитали не только христиане, но и неверующие горцы; он существует и до сих пор в монастыре Гаенатском, который находится невдалеке от города Кутаиса и называется Ацхурским. Спутник апостола Андрея, Симон Кананит, проповедывал святое Евангелие диким суанам (сванетам), которые и побили его камнями. По местному преданию, могила его находится в древнем городе Никопсии или Анакопии.
    О святом кресте из виноградных лоз, который Матерь Божия вручила св. Нине, известно следующее: до 458 г. крест Нины хранился в Мцхетском соборном храме; впоследствии же, когда огнепоклонники воздвигли гонение на христиан, святой крест был взят из Мцхета одним иноком Андреем, перенесен им в область Тарон, в Армении, тогда еще единоверной с Грузией, и первоначально находился в церкви святых апостолов, называвшейся у армян Газар-Ванк (Собор Лазаря).
    Когда и здесь открылись гонения со стороны персидских магов, повсюду предававших истреблению все христианские святыни, крест св. Нины скрывали в армянских крепостях Капоети, Ванаке, Карее и в городе Ани. Так продолжалось до 1239 г. В это время грузинская царица Русудан вместе со своими епископами выпросила у монгольского воеводы Чармагана, завладевшего тогда городом Ани, чтобы святой крест Нины возвратили в Грузию, которой он принадлежал изначально. И святой крест был снова поставлен в Мцхетском соборном храме. Но не надолго.
    Много раз крест св. Нины, спасая от поруганий со стороны врагов, укрывали в горах: то в храме Святой Троицы, который и до сих пор стоит на малой горе Казбек, то в крепости Анануре, в древнем храме Божией Матери. Митрополит грузинский Роман, отправляясь из Грузии в Россию в 1749 г., тайно взял с собою святой крест и вручил его проживавшему тогда в Москве царевичу Бакару Вахтанговичу. Так, в продолжение лет пятидесяти, крест оставался в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей, потомков переселившегося в Россию в 1724 г. царя Вахтанга. Внук вышеупомянутого Бакара, князь Георгий Александрович, поднес в 1801 г. крест Нины императору Александру Павловичу, которому благоугодно было снова возвратить Грузии принадлежащую ей великую святыню.
    С того времени и до сих пор этот символ апостольских трудов святой Нины хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе, близ северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней части сего киота - чеканное изображение св. Нины и чудес, совершенных чрез нее силою честного и животворящего Креста.
    Что касается Хитона Господня, искать который св. Нина приходила из города Иерусалима в Иверию, то грузинские летописи говорят о нем кратко. Из их свидетельств видно, что Нина несомненно нашла только место, где скрыт Хитон Господень, т.е. могилу, в которой вместе с умершею девицею Сидонией зарыт и честный Хитон Господень. Хотя кедр, выросший на этой могиле, срубили по повелению св. Нины, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем - Риза Господня, оставлен был в целости, как думают, по приказанию светоносного мужа, явившегося Нине и сказавшего ей на ухо три таинственных слова, когда она ночью слезно молилась возле этого места. Так считают потому, что с того времени Нина никогда уже не помышляла убрать корень кедра и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте столь дорогого для нее Хитона Господня.
    Однажды она утешала царя Мириана, печалившегося о том, что послы его, получив от царя Константина часть животворящего древа Креста Господня и гвоздь, не принесли их в Мцхет, но оставили первую в Маиглисе, а второй в Ерушети. Святая говорила ему:
- Не печалься, царь! Так нужно было, чтобы и граница твоего царства находились под защитою Божественной силы Христова Креста, и вера Христова распространилась. Для тебя же и для твоего столичного города достаточно той благодати, что здесь пребывает пречестный Хитон Господень.
    Присутствие Хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; мироточение прекратилось лишь в XIII в., когда Хитон вырыли из земли; обнаруживалось присутствие святого Хитона и чрез наказание тех неверующих, которые из любопытства осмеливались прикасаться к этому месту. Католикос Николай I, который управлял Грузинскою Церковью в середине XII в. (с 1150 по 1160г.), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие сомневаются, действительно ли под живоносным столбом находится Хитон Господень, говорил, что хотя сомнение таких людей естественно, ибо Хитон Господень никогда не открывался, и никто никогда не видал его; но те знамения и чудеса - и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, - происходят от Хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба.
    При переселении бывших от Хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на Хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.
    - Это чудо, - говорит он, - многие видели, и оно известно каждому.
    Лет за сорок до смерти католикоса Николая Тифлис и Мцхет были, действительно, заняты сельджукскими турками, которые были потом изгнаны из Грузии царем Давидом Возобновителем, царствовавшим с 1089 по 1125 г. Католикос Николай указывал на истекавшее миро, как на постоянное чудо, всегда и всеми видимое. - Все видят, - говорит он, - влагу на восточной стороне столба; по невежеству, некоторые пытались замазать это место известью, но оказались не в силах остановить истечение мира. А сколько от него было исцелений - мы все тому свидетели.
    Католикос Николай составил службу в честь обретения под живоносным столбом Хитона Господня (впоследствии эта служба была исправлена и дополнена католикосами Виссарионом и Антонием), причем он говорил:
    - Нужно украсить блистательным празднеством постановленный Самим Богом столб и находя щийся под ним Хитон Спасителя нашего Иисуса Христа.
    (Этим и оканчиваются сведения, заимствованные у католикоса Николая).
    Истечение мира из упомянутого живоносного столба прекратилось, когда, по воле Божией, Хитон Господень был вынут из земли.
    «Это было, - говорит неизвестный грузинский писатель, - в тяжкие для всей Грузии годы нашествия варварских полчищ Тамерлана, вернее же - Чингисхана, когда они овладели Тифлисом, перебили жителей его в числе около ста тысяч человек, разрушили все тифлисские храмы и храм Сионский, предали поруганию все христианские святыни, равно как и Сионскую чудотворную икону Божией Матери. После этого они напали на город Мцхет, жители которого бежали вместе со своими архиереями в леса и недоступные ущелья гор.
    Тогда один благочестивый человек, предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню храма его, открыл, после предварительной молитвы к Богу, гроб Сидонии, вынул из него пречистый Хитон Господень и потом передал его главному архипастырю. Храм же Мцхетский, величественное сооружение царя Вахтанга Гур-Аслана, был тогда разрушен до основания.
    С тех пор Хитон Господень хранился в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма в прежнем величии царем Александром I, царствовавшим в Грузии с 1414 по 1442 г. (Храм прекрасно сохранился и до наших дней). Хитон Господень внесли тогда в этот соборный храм и, для большей сохранности, скрыли его в церковном кресте, так все оставалось до XVII в. В 1625 г. персидский шах Аббас, завоевав Иверийскую страну и овладев ею, чтобы заручиться расположением Российского царского двора, уже покровительствовавшего тогда в Грузии, взял из Мцхетского храма Хитон Господень, положил его в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, и при особом письме послал его, как безценный дар, всероссийскому Святейшему Патриарху Филарету, отцу царствовавшего тогда государя Михаила Феодоровича.
    Благочестивый царь Михаил и Святейший Патриарх Филарет, приняв с радостью этот великий дар, безконечно превосходящий все самые драгоценные земные дары, собрали от оказавшихся тогда в Москве греческих архиереев и мудрых старцев известные им предания об одежде Господней - Хитоне Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.19, 23-24); предания эти согласны с тем, что изложено и здесь. Удостоверившись после молитвы и поста чрез множество чудесных исцелений, полученных после возложения этой одежды на больных, что она действительно - одежда Христова, царь и Патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову.
    Здесь Хитон Господень находится и по сие время; все созерцают его и почитают с должным благоговением; от него и поныне подаются исцеления больным и помощь всем, приходящим с верою».
    В Русской Церкви, со времен Святейшего Патриарха Филарета, 10 июля был установлен праздник положения Ризы, т.е. Хитона Господня. Хотя в Иверийской Церкви праздник Хитона Господня 1 октября был установлен уже в XII в.; однако можно предположить, что в Иверии, особенно в Мцхете, день этот светло праздновался, как и теперь празднуется, если не со времен первого христианского царя Мириана, то, по крайней мере с V в., т. е. со времен славного царствования Вахтанга Гур-Аслана; праздновался он, как знаменательный день освящения сооруженного им, на месте древнего Мирианова храма, нового великолепного Мцхетского храма.


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.