Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
СЕРБИЯ - СЕСТРА РОССИИ

 

Душан Сильный - государь сербов и греков

      Двадцатого декабря исполняется 650 лет со дня смерти Стефана Душана, первого царя в сербской средневековой истории, при котором Сербия стала крупнейшим и сильнейшим государством на Балканах. Этот период относится к середине XIV века. В 1346 году король Сербии Стефан Душан коронуется царской короной и отныне именуется «государем сербов и греков». В истории он более известен, как Душан Сильный. «Сильный» - потому что за время его правления были максимально раздвинуты пределы сербской средневековой державы.
    Три моря омывали границы: Эгейское, Адриатическое и Ионическое. Вся северная Греция, включая Фессалию, входила в состав этой державы, гора Афон, большая часть нынешних сербских земель, вся целиком Албания, поскольку северная Албания - это чисто славянские земли. Албанский город Шкодар - это на самом деле сербский белый Скадар. Албанцы появились гораздо позднее славян - в приморской Албании, а также в районе Скадарского озера. Это потомки самых диких неороманизированных иллирийцев, которые благополучно избежали римского влияния, римской культуры, и затем, спустившись с гор, с благословения турок завладели славянскими землями. Турки смотрели на них как на своих цепных псов, а сербов уважали, хотя и видели в них врагов. Но в те времена, когда правил еще Душан Сильный, все эти земли принадлежали Сербии. При этом не существовало никаких национальных противоречий, потому что для Душана Сильного все были равны. И греческая аристократия находила свое место при его дворе так же, как и сербская. Он действительно являлся государем сербом и ромеев (греков).
    Нередко Душана Сильного обвиняют в убийстве отца, потому что тогда произошло свержение святого короля Стефана Дечанского, его отца. Юный Душан действительно принимал в этом участие, - восстать против отца его уговорила властела. Был за ним такой грех. Но потом он в нем раскаялся. Он хотел испросить у отца прощения, и, возможно, вернуть ему престол, но не успел: неслыханное злодеяние совершилось. Стефана Дечанского умертвили люди, которые боялись именно примирения короля со своим сыном1.
    Во всяком случае, Душан Сильный во святых не был прославлен, хотя его и почитают в Сербии как местночтимого святого, так же, как и Иоанна Грозного в России. Надо пояснить: он не прославлен за то, что восстал на отца, хотя потом и покаялся в этом. Кого здесь можно назвать судьей в последней инстанции? Естественно, у одних историков мнение одно, у других - другое. Православные люди стоят на своем. А те, кто отстаивает антинациональную версию - на своем. Поэтому есть смысл обратиться к святителю Николаю Сербскому, к его работе «Сербский народ как раб Божий», где он говорит о каждом из средневековых сербских правителей, причем не всегда их хвалит: о ком-то он говорит очень сурово и нелицеприятно. И, тем не менее, Душана Сильного он называет героем и мучеником, который пострадал не только за свою Сербию, но и за все христианские Балканы, обороняя их от врагов, от «полумесяца». Потому что пока был жив Душан Сильный, турки не могли продвинуться на Балканах, не могли угрожать Европе. Хотя о грехе Душана перед отцом он тоже упоминает, но считает, что он искупил его не только службой своему сербскому народу, но и всем православным Балканам, а также и своей мученической кончиной2.
    Часто либеральные историки обвиняют Душана Сильного в том, что он, возгордившись, самовольно провозгласил патриаршество в Сербской земле. И пошел ни много, ни мало - на Православный Константинополь, на Царьград, решил сокрушить Православную Византию. А между тем, его победоносное войско на греческих землях встречали как освободителя. Почему? Да потому, что когда в Византии шла борьба за власть между многочисленными претендентами, некоторые из них, такие, как Иоанн Кантакузин, не гнушались даже помощью азиатов-турок, именно они тогда проторили дорожку на земли Европы. А Душан Сильный пытался возродить силу и величие Второго Рима, но этого ему не удалось. Сербия Вторым Римом стать не смогла, но она к этому стремилась, и на короткое время была сильнейшей православной державой во всем мире.
     Мы знаем, что в это время Русь еще не вошла в силу, и недолго, но сияла тогда яркая звезда Душана Сильного, «государя сербов и греков»; иногда даже говорят: «сербов, греков и болгар», потому что и восточная Болгария входила в состав его державы.
    Личность Душана Сильного сложная, противоречивая, поэтому под всеми нашими размышлениями подводит черту мнение святителя Николая Сербского в его книге «Сербский народ как раб Божий»: Душан и герой, и мученик. Он - сильный и ярчайший пример. Но он не одинок. Святитель Николай Сербский называет величайшим сербом нового времени также и Карагеоргия. И те же самые люди, которые оболгали Душана Сильного, оболгали и Карагеоргия, назвав его отцеубийцей, и даже, пытаясь его очернить, в XIX веке внедрили этот миф в сознание России, а он был - исполинская личность, и одновременно богобоязненный христианин, любивший всем сердцем Россию.
    Мы видим, что в истории все повторяется. Происходит нечто похожее и теперь. Вот и Радована Караджича тоже готовы демонизировать, и нет в этом ничего удивительного.
    Есть у нас в России в церковных кругах либеральные историки, которые сербов называют неоязычниками. Это люди - последователи о. Александра Меня и иже с ним. И понятно почему: сербы мешают им своим героизмом, своим ярко выраженным европейским началом.Оно же и есть - истинно христианское.


1 Стефан Душан позже в глубоком раскаянии с ободранными окровавленными коленями полз от Призрена до монастыря Дечаны (61 км), только чтобы сказать: «Прости меня, отец!»
2 «Каялся и царь Душан в своем грехе против родителя своего Стефана Дечанского. Но грех сына перед родителем тяжелее греха брата перед братом и греха отца перед сыном. Душан остался в истории великим и славным, но не прославился во святых, т.е. достиг величайшей славы земной, но не (достиг при этом) и величайшей славы небесной. Но пусть даже он не прославился во святых, мы верим, что ему Бог простил грех за его великую и неустанную службу Богу. Потому что это был раскаявшийся (грешник). И (еще) потому, что он строил многие задушбины, творил милостыню безсчетно, защищал монастыри и всякую правду своими строгими законами, Святую Гору укрепил и обезопасил, а христианские Балканы в целом - оборонял от нехристей и в крестовом походе за христианство на Балканах пострадал. В самом деле, хоть он и совершил в юности великий грех по отношению к родителю своему, (Душан) до конца жизни был великолепным и верным слугой Христовым на деле и в страдании, подписываясь всегда как раб Христа Бога и жертвуя собой за крест честной и золотую свободу христианскую всех балканских народов».

Святой Николай Сербский. «Сербский народ как раб Божий». Перевод И.М. Числова. М.: 2004. С. 57-59.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редакция благодарит председателя
Общества Русско-Сербской дружбы
И. Числова за содействие
в подготовке материала.



Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.