Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

 

Ткань Божия

Памяти Ивана Ильина

   Мы продолжаем начатую в прошлом выпуске публикацию о возвращении И.Ильина в Россию. Торжественная процедура перезахоронения мыслителя и его жены, а также генерала Деникина с супругой, послужили поводом еще раз обратиться к их духовному и философскому наследию, а для кого-то впервые услышать имя Ивана Александровича Ильина и познакомиться с ним и его творчеством.

   
Ильин Иван Александрович
(1883-1954)

    В 1948 году (за 6 лет до смерти), проживая в Швейцарии, в пригороде Цюриха Цолликоне, философ писал: «Теперь - мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал уже по-немецки, но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю - одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам. Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет. И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». К счастью, книги И.А. Ильина вернулись на Родину и стали доступны нашим соотечественникам: значит, Господь уберег их от гибели, и они нужны России.
    Откуда появляются такие цельные и талантливые натуры, как Ильин? Каковы корни и основания, взращивающие такое жизнестойкое древо? Безусловно, самым главным в формировании будущего мыслителя, философа, правоведа были Православие и народный дух, ну а личность его проявилась и была обработана в блестящей образованности, которая нашим «образованным» людям даже не снилась. Достаточно только перечислить курсы лекций, которые он читал в России и за рубежом, чтобы увидеть всю многосторонность ума философа: энциклопедия права, история этических учений, методология юридических наук, система этики, введение в философию, философия немецкого идеализма, логика, философия религии, учение о правосознании, философия Гегеля, религиозная идея восточного православия, о духовных причинах революции в России, современная русская изящная литература, сущность и судьба коммунизма, о формах государственного устройства, основы советского государства. И это, не считая многочисленных разовых лекций и выступлений.
    За время безбожной советской власти эти корни были сильно подорваны, поэтому сегодня ожидать появления личностей такого масштаба было бы достаточно легкомысленно. Конечно, лучшие люди из интеллигенции признали и осознали свою вину за произошедший развал России. Именно с развращения интеллигенции, с ее отхода от веры отцов и увлеченности псевдонародным духом, которому она якобы служила и который она якобы выражала, попытки образовать «недалекий» народ по западному образцу пошли волны революционного брожения по Руси со всеми вытекшими отсюда последствиями.
    Развращенная интеллигенция совратила и развратила народ, Советская власть со рвением продолжила это дело. И перед нами сегодня стоит задача уже всенародного покаяния и взращивания новых самих себя и нового народа, который был бы преемником старого и единым с ним. «России нужен новый русский человек, с обновленным - религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим, хозяйственным укладом. Этот уклад мы должны прежде всего воспитать и укрепить в себе самих. Ибо только после этого и вследствие этого мы сможем передать его нашему даровитому, доброму и благородному народу, который доселе пребывает во многой безпомощности и нуждается в верной, сильной, ведущей идее. Россия ждет от нас нового, христиански-социального, творческого воспитания. Но как воспитает других тот, кто не воспитал себя самого?
    Это - главное. Это - на века. Без этого не возродим и не обновим Россию».
    Нерасторжимость традиции, преемственность, которую, несмотря на все старания большевистской власти, все-таки удалось сохранить, во-первых, в рамках Православной Церкви с ее Святым Писанием и Святым Преданием, во-вторых, в наших людях, которые оставались православными несмотря ни на что, и остались живыми, сумев передать свой опыт и свое мировидение детям, и, в - третьих, в воспоминаниях наших соотечественников, вынужденных эмигрировать, но до конца своих дней остававшихся русскими и любившими Россию.
    Сегодня нам приходится по крупинкам восстанавливать представления о том, что значит быть православным. В Церкви мы узнаем о духовной жизни, о правилах поведения христианина, но у каждого воцерковившегося или воцерковляющегося в постсоветские времена человека, а таких сегодня десятки тысяч, ежеминутно встают вопросы, как строить свой день, год и быт православному? Как жили наши предки, как они относились ко всему, как воспитывали детей, как относились к богатству, людям и т.д. и т.п. Зачастую, мы поступаем автоматически, фактически тиражируя свою прежнюю жизнь. Мы пытаемся по-новому осознать и воссоздать тот опыт, пытаясь уловить веяния народного, подлинно христианского Духа, который питал и растил лучших граждан России.
    Среди блестящих работ Ивана Ильина можно найти совершенно разные по тематике и жанру: и серьезные философские исследования, и бичующую и разоблачающую публицистику, и полный тихого очарования триптих, написанный в конце жизненного пути, содержание и смысл которого ясен уже из самих названий: «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «О грядущей русской культуре. Книга заданий и надежд», впоследствии объединенный названием «Путь к очевидности». В этих произведениях взгляд мыслителя как-будто скользит по всему окружающему, а перо его в это время успевает выражать то, что приходит ему в голову. И это не безсмысленные и безсвязные речи, это гимн Божественному совершенству, Божественной гармонии мира и человека, вычитываемый в трех измерениях: в окружающем пространстве мира, во времени человеческой жизни, и в Божественной вечности Духа. Мыслитель познает пути духовной свободы и укрепления личности посредством сердечного созерцания и созерцающей любви.
    Прийти к Богу человек может только через сердце: «Надо только верно и глубоко раскрыть сердце - и придешь к Иисусу Христу. Без сердца человек становится антихристианином», - пишет мыслитель. А жизнь сердца есть любовь, и эта любовь заставляет сердце петь. «На земле есть только одно истинное счастье, и это счастье есть блаженство любящего и поющего сердца: ибо оно уже прижизненно врастает в духовную субстанцию мира и участвует в Царстве Божием».
    Простому человеку легче войти в Царство Божие, потому что он живет по сердцу. Человеку же «умному», интеллектуальному, уповающему на силу своего разума, часто приходится уже сознательно, через задействование того же самого ума приходить к пониманию того, что значит сердечность, сердечная жизнь. Многим людям царской России еще удавалось соединять в себе и рационализм и сердечные основания своего бытия. Частью они были образованными выходцами из народа и крепко сохраняли в своих сердцах память о родных и близких. В связи с этим особенно интересны приводимые Ильиным воспоминания о своем прадеде - резчике по дереву, «у которого философия вырастала из сердца, питалась созерцанием и сливалась с жизнью», которые еще с детства запечатлевались в юной душе как безценные уроки народной мудрости. Например, в части «Школа жизни» в книге «Поющее сердце» есть раздел «О щедрости», в котором прадед передает внуку «искусство владения» вещами, заключающее в себе секрет земного счастья. Главное во владении имуществом не зависеть от своего имущества, не присягать ему. Человек должен быть свободен не только от гнета людей, но и от гнета имущества.
    «Имущество дается нам не для того, чтобы поглощать нашу любовь и истощать наше сердце. Оно призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь. Иначе оно станет бременем, идолом, каторгой... кто раз преклонился перед своим или чужим богатством, тот сам не заметит, как станет служить дьяволу...
    Дело в том, чтобы не отменяя имущества, победить его и стать свободным. Эта свобода не может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою душу».
    Стыдно дрожать над своими вещами; еще стыднее завидовать богатым. Надо жить совсем иначе: где нужно, там легко списывать со счета; где сердце заговорит - с радостью дарить; снабжать, где у кого нужда; с радостью жертвовать, не жалея; не требовать возврата, если другому невмоготу; и братски забывать о процентах. И главное, не трепетать за свое имущество: «Бог дал, Бог и взял, да будет благословенна воля его».
    «В умных книгах пишут, сказал он мне раз, - что имущество есть накопленный труд, а, по-моему, и труд, и имущество от духа и для духа. А дух есть прежде всего - любовь. Поэтому у настоящего человека имущество есть запас сердца и орудие любви. Богатому человеку нужно много сердца; тогда можно считать, что он заслужил свое богатство. Много денег и мало сердца - значит, тяжелая судьба и дурной конец».
    И такие мысли у простого русского человека - «вот, - заключает Ильин, - кажется мне, что прадед мой думал и жил, как настоящий мудрец...» Ильин всю жизнь свою провел нестяжательно, помня уроки прадеда, мужественно перенося лишения, которые в изобилии посылала ему судьба.
    В другой части книги, «У врат», автор приводит рассказ своего соседа об отце, который он назвал «О Божией ткани». Отец был хорошим портным и тоже очень добрым человеком. Этот христианин рассуждал следующим образом:«Мир от Господа так устроен, что все мы - одна сплошная ткань. Все друг к другу приникли, все друг друга держим и друг другом держимся. Если одному плохо, то всем нехорошо, а люди этого не разумеют: глупы, близоруки. Думают: „Что мне до него, когда мне самому хорошо".... А на самом-то деле не так. Если одному которому-нибудь плохо, то он мучается и болеет; и его мука от него во все стороны распространяется. Ходит угрюмый и других угрюмит. От его безпокойства всем неуютно. От его страха у всех раздражение делается. ...И он это чует, отвернется, в себя уйдет, ожесточится. Ему любовь нужна, а они к нему с раздражением. И никто не видит его муку; и не любят его... И вот уже разрыв, порвалась ткань, врозь идет, расползается. Надо скорей чинить дыру, а никто за это не берется. „Мне, - говорят, - какое дело? Его беда, он и чини". А разрыв все растет, и ткань испорчена. А чинить можно только любовью: твоя беда - моя беда, моя беда - общая... Где ты не сможешь, я за тебя смогу; где оба не сможем, другие вывезут».
    Отец не оставил богатого наследства своему сыну, лишь наследие - о ткани. Умирая, он опять говорил:
«Ухожу, Николаша. Не грусти. Все мы - нити в ткани Божией; и пока живем на земле, дано нам эту ткань беречь и крепить. Помнишь ты, был хитон у Спасителя, несшитый, цельный, весь тканый сверху донизу. Вот этот хитон нам помнить надо. Все мы - нити его и по смерти призваны врасти в него. Помни о нем. Это ткань Божия. Береги ее в земной жизни: каждую нитку крепи, от сердца ревнуй. Сердце больше всего слушай. О чем оно вздохнет, то и делай. И все будет хорошо».
    Сегодня мы читаем, назидаемся и слагаем себе в сердца подобные истории, в которых чувствуем дыхание живого Духа православного русского народа, проникаемся уважением и любовью к своим предкам, стараемся быть достойными их.
   Вот они - плоды почти тысячелетнего христианства на Руси, вот он народ - христианский народ. Сможем ли мы сегодня или завтра достичь такой меры христианства? Сможем ли мы восстановить преемственность и единство со своим прошлым, со своим подлинным Отечеством, немыслимым и не существующим вне православной веры и культуры, сможем ли починить ткань?
    Остается уповать на помощь Божию и на то, что все-таки разрыв постепенности по меркам вечности был не так велик - какие-то 80 лет, и помощь тех, кто пострадал за Веру Христианскую и пополнил ряды мучеников, и теперь перед Престолом Спасителя молится и о любимой нашей стране и о нас грешных.

Елена Денисова
  



Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.