Преп. Афанасий Великий: «Оставление беззаконий приобретается крещением, покрываются же грехи горьким покаянием».
Свт. Иоанн Златоуст: «Для имеющего грехи немалым служит облегчением скорбь о самом себе [т.е. покаяние], ибо Я видел пути его, (яко опечалися и пойде дряхл) - говорит Господь, - и исцелю его. (Ис. 57, 18). О неизреченное человеколюбие! Неизъяснимая благость! Он опечалился, и Я исцелил его! Что же особенного в том, что он опечалился? Ничего особенного, но Я нашел в том повод исцелить его».
Преп. Ефрем Сирин: «Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений. Не чего-либо тяжелого и трудного требует от нас Бог, но сокрушения сердца, умиления помыслов, признания в грехопадении, неутомимого и усильного припадания к Богу, наконец, того, чтобы на исповеди просили мы себе прощение, в чем согрешили, и тщательно остерегались сего в последующее время».
Свт. Григорий Двоеслов: «Можно видеть, что эти ученики [священники] призваны к таким тягостям смирения, к какой должны быть доведены великой славе. Вот они не только безопасны за самих себя, но и получают власть отпущения чужой виновности, делаются участниками во власти Верховного Судии, чтобы, вместо Бога, вязать грехи некоторым, а некоторым разрешать...
Но между тем надобно знать, что есть много праведных, о жизни которых такая бывает радость, что никакое покаяние грешников не может быть поставлено выше ее. Ибо многие и грехов за собой никаких не знают, и, однако же, столько сокрушаются, как будто бы они были подвержены всем грехам. Они все отвергают, не исключая и позволительного, смиренно подвергаются презрению от мира; не хотят себе дозволить ничего; отрекаются от благ, даже дозволенных; презирают видимое, пламенно желают невидимого; в плаче находят радость, во всем
смиряются; и как другие оплакивают грехи, учиненные на деле, так они оплакивают грехи помыслов. Как же назвать тех, которые и смиряются в покаянии о грехе помышления, и всегда остаются праведными на деле, если не праведниками и кающимися? Из этого надобно заключить, какую радость делает для Бога праведник, когда смиренно плачет, если неправедный делает на небе радость, когда содеянные грехи очищает покаянием!»
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Истина и спасительность нашей святой веры ясно открывается из того, что ни одно таинство, ни одна молитва веры не остаются у нас тщетными, но приносят к нам с неба и являют силу свою в душах и телах наших, очищают грехи наши, упокоевают души наши, по слову Спаса нашего: приидите ко Мне вси труждаю'щиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28), избавляют нас от сердечных скорбей и телесных болезней». Преп. Иоанн Дамаскин: «Ибо одну только ее [т.е., ревность о чистоте Православия] я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены».
Свт. Василий Великий: «Кающиеся должны оплакивать свои грехи и совершать все, что свойственно покаянию, от чистого сердца».
Свт. Григорий Богослов: «Сколько надлежало бы прилагать старания, чтобы открыть врачующим болезнь,
столько употребляем усилия, чтобы избежать врачевания. Мы храбры против самих себя и искусны ко вреду своего здравия. То рабски скрадываем грех, утаивая его в глубине души, как некоторый загноившийся и злокачественный струп, как будто, сокрывши от людей, сокроем и от великого ока и суда Божия; то под различными предлогами извиняем в себе грехи и придумываем оправдания своим страстям; то, заградивши слух, подобно аспиду (змею), глухому и затыкающему уши, принимаем все меры, чтобы не слышать гласа заклинателя и не пользоваться врачествами мудрости, которыми исцеляется душевный недуг; то, наконец, как поступают более смелые и храбрые из нас, явно не стыдимся ни греха, ни врачующих грех, идем, как говорится, с открытою головою на всякое беззаконие. Какое расстройство ума! Или как еще приличнее назвать такую болезнь!»
Преп. Иоанн Лествичник: «Не думай, что неприлично исповедывать грехи твои [духовному] отцу, споспешнику твоего спасения, как Богу, падши перед ним на землю. Видал я, что осужденные преступники жалобным и печальным видом своим, искренним признанием и убедительными просьбами смягчали жестокость судии, и гнев его преклоняли на милосердие. Посему Иоанн Предтеча от приходивших к нему прежде крещения требовал исповеди, не сам нуждаясь в ней, но ища спасения приходивших...
Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили, чтобы тебе не сделаться наветником самому себе».
Преп. Авва Дорофей: «Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не столько неискусен в делании зла, чтобы стал внушать ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: иди, сотвори блуд, или пойди, укради; ибо он знает, что мы этого не хотим, а он не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас, как я сказал, одно пожелание или одно самооправдание, и тем под видом доброго вредит нам».
Преп. Варсонофий Великий: «Если те, которые получают от царя новые золотые монеты, берегут их тщательно и осторожно, то они сохраняют свой блеск и чистоту свою, если же не радят о них, то монеты не только ржавеют, но даже и пропадают. Потому-то один мудрец и сказал: „Завязывай серебро
свое". А я говорю тебе: не только завяжи - несомненною верою, но и запечатай смирением и сохранением терпения, которыми спасается терпящий. Смело говорю тебе, потому что Бог попустил мне сказать это: чрез меня, худейшего, говорит тебе великий Ходатай Иисус, Сын благословенного Отца, Податель Святаго Духа: прощаются тебе многие грехи твои, от рождения твоего и доныне соделанные. Итак, приняв сию великую и неизреченную радость, возлюби Его всею силою, принося достойный плод покаяния, взывая со святым Павлом сладкозвучные слова сии: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опас'ность, или меч?»
Свт. Иоанн Златоуст: «Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды; а когда отойдем туда, то уже не в нашей власти будет покаяться и смыть с себя грехи. Посему должно приготовляться непрестанно к исходу отсюда. Что, если Владыке угодно будет позвать нас вечером? Что если завтра? Будущее не открыто нам, чтобы мы всегда были озабочены и готовы к отшествию туда».
Преп. Иеремия отшельник: «А что душа сделала относительно страсти или добродетели, все то помнит, и ничего из сего для нее не погибает... Некогда говорили мы о сем со старцем великим, и он сказал, что душа, по выходе из тела, помнит грехи и удерживает страсти, помнит самый вид греха, самое место и то самое лицо, с которым согрешала».