Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
НА ПУТИ КО СПАСЕНИЮ

 

ЛИЦЕМЕРИЕ - ПОРОК ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН

Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей беседу о лицемерии, одном из распространенных пороков всех времен. На наши вопросы отвечают священник Владимир Романов, преподаватель литературы Ирина Сергеевна Вишнякова и студент богословского института Игорь Закалюжный.  


Тема сегодняшней беседы - лицемерие. Что это такое?
Педагог И.С. Вишнякова:
    У русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина есть очень любопытная сказка, которая называется «Добродетели и пороки». В ней олицетворенные добродетели и пороки, воюющие между собой, решили примириться и найти такой общий modus vivendi, при котором и тем, и другим было бы жить вольготно.
    Попытки прийти к общему знаменателю долго не имели успеха. Но, наконец, произросло между добродетелями и пороками нечто среднее: существо среднего рода. Как говорится в сказке: «ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, ни дама, ни кавалер, а всего помаленьку. Произросло, выровнялось, расцвело. И было этому межеумку имя тоже среднего рода: Лицемерие»...
    Это Лицемерие выучилось всем главным наукам: как «по струнке ходить», как «воды не замутить», как «без мыла в душу влезть» - словом, всему, что добродетельное житие обезпечивает.
    Увидели пороки такое среднее существо - и ахнули... Даже сам отец лжи, думавший, что он всех опытнее в «канальских» делах, и что нет в мире той подлости, которой бы он не превзошел, и тот изумленно глаза вытаращил...
    Так сказка, подобно легенде, раскрыла основную суть лицемерия, которая заключается в злополучной дружбе между добром и злом, между добродетелями и пороками.
    В этой сказочной форме М.Е. Салтыковым-Щедриным передана страшная, тяжелая правда, нравственная истина.
    Самые отчаянные пороки могут побледнеть перед тем, что способно сделать втихомолку лицемерие.

О. Владимир:
     Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие, - говорит Господь наш Иисус Христос. Он уподобляет лицемерие закваске, вероятно, по следующим сходственным признакам. Закваска незаметна в тесте и познается только по ее действию, лицемерие также бывает трудно заметить с первого взгляда.
    Как закваска, будучи засыпана в муку, проникает во все тесто и сообщает всему смешению особенное свойство, так и лицемерие, въедаясь в человека, мало-помалу извращает весь склад его духовной жизни, производит надутость и пустоту. Христос предостерегает учеников Своих от лицемерия, отличавшего фарисеев, потому что оно не только безнравственно и непозволительно само по себе, но и безполезно, ибо рано или поздно истина всегда откроется.

Студент И. Закалюжный:
     Я читал, что слово «лицемерие» произошло от умения, так сказать, примерять свое лицо к окружающей обстановке. Одним словом, чтобы оно не выдало настоящего, действительного состояния, а отразило желаемое настроение. Вот, например, стоишь на остановке. Тут девчонки симпатичные, и ты уже стараешься выглядеть сильным и непреступным - эдаким Рэмбо. Потом приходят чужие ребята, которые постарше, и становится уже не по себе. Понимаешь, что до их появления ты лицемерил перед девчонками, а теперь такой, какой и есть на самом деле.

О. Владимир:
    
Внутренняя жизнь человека, его мысли, чувства и намерения лучшим своим зеркалом имеют глаза и лицо. А лицемерие есть приспособление, примеривание себя к общественным требованиям и религиозно-нравственным понятиям людей. Лицемерие маскирует себя в одежду, нравящуюся другим. Оно прикрывает свои грехи и недостатки, скрывает те качества и поступки, которые осуждаются людьми или строем жизни того или другого общества людей - церковного или гражданского... Лицемерие, по сути своей - сделка, компромисс между действительностью и идеальностью... Это, подлинно, что-то среднее между скверным и добрым.
    Лицемерие - страшное зло. Оно вообще начинается там, где под видом добра занимаются достижением своих корыстных целей. Многие разыгрывают свою жизнь, как на сцене, иное нося в сердце, а иное выставляя напоказ людям.

«Распни, распни Его!» - кричали фарисеи...

Люди с фарисейскою правдою Царства Божия не наследят. Правда наша в сем случае выходит кривда. На вопрос из толпы слушавших: «Что это, батюшка, значит?» - старец сказал: «Это те, которые напоказ молятся, творят милостыню».

Преп. Амвросий Оптинский

Педагог И.С. Вишнякова:
     Есть такой рассказ «На покое». Автора вот только не припомню. Там говорится об одном чиновнике, который в праздничный день, возвращаясь из церкви домой, пел канон. Лицо его оставалось таким же светлым и умиленным, каким было и в храме. Затем он садился обедать, и, радуясь Божию празднику, молился. Потом подсчитывал доходы от данного им в рост капитала, или писал донос на одного учителя. Что здесь хуже: ростовщичество, доносы или его «умиление»? Без сомнения - последнее. Это худший вид лицемерия: лицемерие перед самим собой. Человек, не забывший Бога совсем, как «многие мытари и любодеи», любуется собой, умиляется от своей набожности. Подавши копейку тоже не на показ, прячет глаза от людей в радостном смущении: «Ах, какой я добрый!» Между тем вся его набожность выражается в том, чтобы в храм сходить, а заповеди и заветы Церкви остаются чуждыми как ему самому, так и его семье.

Студент И. Закалюжный:
     Мне вспоминается пьеса Шекспира, где Ричард III, добиваясь королевского престола, не гнушался ни хитростью, ни обманами, ни подкупами. Он не останавливался даже перед самыми страшными злодеяниями. Однако всю эту адскую преступность он так ловко умел стушевать, что никто и не подозревал в нем страшного интригана.
    Переполненный властолюбивыми желаниями, Ричард мог не только скрывать это от других, но и ухитрялся внушать всем, что он равнодушен к королевскому титулу. Когда делегация от граждан, во главе которой стояли люди, подкупленные самим же Ричардом, явилась к нему упрашивать его принять венец, то он, - как бы совсем чуждый сему преходящему миру и его прелестям и думающий только о небе - после неоднократных просьб выходит к делегации, окруженный знаками вышемирной жизни: с епископами по обеим сторонам, с молитвенником в руках, а на предложение принять венец смиренно отвечает:

Мой утлый челн не для
               морей могучих,
И лучше отказаться от величья,
Чем задохнуться в дыме
               пышной славы!

    Это говорит тот, кто в поисках славы и власти собственными руками убил родного брата, нанял убийц для другого, умертвил двух невинных малюток-племянников, зверски лишил жизни многих друзей и «сидел в кровипо горло», по его же собственным словам...

О. Владимир:
     Зло есть зло, добро есть добро, - среднего между ними не должно быть. Жизнь между добром и злом, между Богом и совестью - с одной стороны - своей плотью и строем, с другой, жизнь полудуховная - полуплотская, полухристианская - полуязыческая, - есть весьма опасное хождение по краю бездонной пропасти.
    В таинственной книге Апокалипсис есть страшные по своему глубокому смыслу слова: И Ангелу Лаодикийской Церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр3, 14-16).
    Эти слова показывают, что возвышенный христианский закон не терпит срединности в нравственной области, спокойного пассивного пребывания между добром и злом, мещанства духа, потому что это срединное состояние ясно свидетельствует о слабости человеческого духа, узости его нравственной натуры. Эта срединность имеет и ту опасность, что человек, пребывающий в таком состоянии, впадает в лицемерие, в самообман, не сознает своей нравственной убогости; ему советуется помазать глазною мазью глаза, чтобы видеть, как он жалок и убог (Ср.: Откр3, 18).
    Лицемерие, начавшееся с отдельного компромисса совести и фальшивой добродетели, с преднамеренного скрашивания своей жизни, притупляет нравственное чувство в человеке, извращает его понятия о правде и святости, делает его самоуверенным, самодовольным противником истины Божией и кончается враждой с Богом и ближними, безповоротной погибелью души.
    Вечная Правда, прежде чем лицемерие фарисейское вознесло Ее на крест, произнесла свой приговор над фарисейской правдой - грозный, страшный приговор. Лицемерам-фарисеям, одним только им, Вечная Правда изрекла: «Горе вам!»

Педагог И.С. Вишнякова:
     Отвратительнейшим примером лицемерия в русской литературе является Иудушка Щедринский - Порфирий Владимирович Головлев. Это виртуоз лицемерия, нравственный убийца своих детей, никогда не забывающий служить по ним заупокойные обедни.
    Порфирий Головлев - тип пустоутробного, пустомыслящего человека, который извергает потоки благочестивых и благонамеренных речей из самых гнилых источников своей души. Его внутренний мир совсем не соответствовал внешней действительности: слащавый язык его всегда пересыпал речь ссылками на Божие изволение и Божий промысел, а тонкая изворотливость находила возможным направлять пути Божественного промышления к себе, ласковыми речами и уверениями в дружбе он успокаивал всех и в то же время всех обирал, указывая на необходимось исполнять «законы»; по целым часам он воздевал руки на молитву, вызывал когда угодно слезы умиления и сейчас же в кого-нибудь впивался и сосал кровь...
    Отвратителен также и Тартюф в пьесе Мольера. Вся жизнь этого ханжи и пустосвята была «одною цепью преступлений, разных пороков, возмутительных и грязных», как он сам признается. Но все эти преступления совершались им под личиною благочестия, и только в редких случаях являлся он самим собою. И в этих случаях, как например, в сцене с Эльмирой, открывается вся безнравственность, вся безбожность его настроения.

«Совесть - вещь условная
(рассуждает он). Нередко
Дурной поступок ладит
                        с ней вполне,
Была бы только ловкость
                           или сметка.
Мы здесь одни, а зло,
                  по мненью всех,
Тогда зовется злом,
          когда творится явно:
Открыто действовать
          неловко и безславно,
А втихомолку грех -
                   совсем не грех».

    Дальше этого идти уже нельзя - это, скорее, негилизм, растление сердца: если совесть - вещь условная, если добро не самоценно, то лучше жить прямо по-животному и не смущаться мнением других... Разве это не абсурд?

А каковы причины лицемерия? Откуда оно берется?

О. Владимир:
    
Причиной лицемерия нередко является зависть. Завидуя подвигам и ревности к Истине своих братьев, сердца лицемеров возгораются неприязнью. И, внешне показывая себя миролюбивыми и любвеобильными, они хранят в сердце своем ненависть и при первом удобном случае наносят удар тому, кому завидуют.
    «Не видишь ли, какое зло - лицемерие? - говорит преп. Варсонофий Великий - Оно - плод зависти, потому что двоедушие нрава бывает в людях по большей части от зависти, когда, скрывая в глубине ненависть, показывают наружность, приукрашенную любовью, и подобны подводным скалам, которые будучи немного закрыты водою, причиняют неосторожным непредвиденное зло».
    Обычно лицемер считает, что он идет средним царским путем, что он соблюдает меру, когда предает «истину в малом», что он предостерегает ближнего, когда порочит подвижника в глазах его, называя прелестником или ослушником, а иногда даже раскольником, забывая слова Спасителя о том, каким судом судите, таким и судимы будете.
    Итак, лицемер, вынь прежде бревно из глаза своего. Если ты нарушаешь один пункт закона, то ты виновен в нарушении всего закона.

Студент И. Закалюжный:
    
Святые Отцы пророчествовали, что лицемерие станет повсеместным в последние времена. Они указывали особенно на то, что начнется все с головы, то есть с епископата и священства.

О. Владимир:
    И одним из признаков лицемерия в наше время является то, когда священники, читая пророчества Отцов о падении нравов и уклонении от Истины в рядах священноначалия, вместо того, чтобы воспринимать это как предостережение, начинают открытые гонения на Святых. Пытаются представить их слова как компиляцию, приписку или подобные лукавые деяния.
    Не проще ли быть внимательнее и самим следить за тем, чтобы не отпасть от Истины, которая четко определена в Священном Писании. А где она непонятна нашему несовершенному разуму, там она истолкована канонами и Святыми Отцами.
    Надо усвоить одну важную истину: каноны не придуманы Отцами Церкви. Они лишь истолковывают те места Священного Писания, которые нам не особо понятны или же были использованы еретиками против Истинного учения Христа.
    Кто говорит, что каноны можно исправлять, потому что их придумали Святые Отцы, тот показывает свое лицемерное отношение к церковному учению.

Студент И. Закалюжный:
    
Господь сказал, что не изменится ни одна йота в законе. Если мы в это веруем, то должны противостоять тем, кто желает изменить что-либо в канонических постановлениях Церкви. А если говорим, что веруем Господу, то есть исповедуем, что верны Его заповедям, а сами переиначиваем или же способствуем в переиначивании канонов. Даже если мы просто молчим - мы соучастники. Как можно молчать, когда твою родную мать терзают на твоих глазах? Тем более, когда видим, как еретики терзают нашу Мать-церковь, то обязаны кровь пролить, защищая Истину.

О. Владимир:
     Сегодня, к сожалению, действительно настали те времена, о которых пророчествовали Святые Отцы. Современное российское священство в большинстве своем стало искать широкие врата. Нередко можно услышать с амвона: «Никуда не вмешивайтесь. Молитесь, ходите в церковь, что вам еще надо?» Такие призывы к теплохладности абсолютно противоречат учению Церкви. «Не надо противиться беззаконию Апокалипсиса, - говорят все те же лицемеры - А то что вы будете есть? Чем будете кормить детей?» Но разве Господь не давал заповедь: не думайте что есть и во что одеться. Воззрите на птиц небесных и т.д.?
    Конечно, подобает всем нам слушать Бога, нежели лицемерные проповеди современных фарисеев, прикрывающихся послушанием Патриарху, властям (кесарю), вопреки Божиим заповедям.
    Вот пример - Константинопольский Патриарх Варфоломей, который охотно общается с католиками, протестантами и прочими еретиками.
    На одной из ассамблей всемирного совета церквей Патриарх даже приветствовал ведьму, представлявшую одну из сатанинских сект. А с монахами афонского монастыря Эсфигмен у него нет времени на диалоги. Разве это не лицемерие?
    Я не берусь оправдывать эсфигменцев, поскольку они действительно переборщили и уклонились в раскол, но если Патриарх Варфоломей заявляет, что он проповедник любви, то почему бы в ситуации с афонитами ему бы ее не проявить? Почему бы не встретиться с монахами и не побеседовать? Не выслушать их смущений и не уврачевать, как это и подобает отцу-епископу?
    Но в данной ситуации Патриарх Варфоломей предпочитает при помощи властей задавить и уничтожить непокорных, хотя игумен Эсфигмена Мефодий сказал, что монашеская община признает права Константинопольского Патриарха на Святой Горе. Она не признает лишь новой общины Эсфигмен, созданную с благословения Патриарха Варфоломея, которую пытаются вселить в монастырь, выгнав живущих там сейчас монахов.
    В официальном письме игумена Мефодия говорится, что община расположена вести диалог, и причиной их уклонения являются новый календарь, неправославные экуменические взгляды Патриарха Варфоломея и проповедь им ереси папизма, осужденной многими Поместными Соборами.
    Однако сам Патриарх просто игнорирует ортодоксально настроенных афонитов. В монастыре отключены электроэнергия и телефон, Кинот Афона запретил останавливаться в монастырской бухте любым катерам, тем самым полностью лишив монастырь подвоза продуктов питания. Практически, это агрессивные военные действия против монахов. Следовательно, любовь Патриарха Варфоломея однобока и лицемерна. Он проявляет активную снисходительность лишь к инославным и еретикам.
    Так, говоря о свойствах диавола, свт. Афанасий Александрийский указывает: «...Отваживается этот безстыдный принимать на себя чужой вид, но носящие на челе знамение еще легче узнают ныне окаянного, и с большею силою отгоняют от себя униженного и посрамленного. Ибо, хотя и ныне, как пресмыкающийся змий, превращается в Ангела светла; однако же, лицемерие - не в пользу ему; так как научены мы, что аще и Ангел с небесе благовестит нам паче, еже прияхом, анафема будет (Гал1, 8)».
    Подобно диаволу лицемерие жидовствующих проявляется в виде личины Православия. Они представляют Церковь Христову не воинствующей и гонимой, а неким институтом власти, стремящимся к миру во всем мире и служащим не Богу, а миру.
    Сегодня ересью жидовствующего лицемерия охвачен католический мир. Достаточно взглянуть на папские моления в синагогах и у стены плача, на новые каноны, изобретенные прелатами в угоду миру, который, по слову апостола, весь лежит во зле (1 Ин5, 19).

Современные фарисеи-лицемеры

Причина всех фальшей римско.католической церкви есть гордость и признание папы действительной главой Церкви, да еще - непогрешимой. Отсюда весь гнет западной церкви, гнет мысли и веры, лишение истинной свободы в вере и жизни. На все папа наложил свою тяжелую руку; отсюда - ложные догматы, отсюда двойственность и лукавство в мысли, слове и деле; отсюда - различные ложные правила и постановления при исповедании грехов; отсюда - индульгенции; отсюда - искажение догматов; отсюда - фабрикование святых западной церкви и несуществующих мощей, не прославленных Богом; отсюда - «и всякое превозношение, восстающее против познания Божия» (2 Кор. 10, 5) и всякое противление Богу под видом благочестия и ревности о большей славе Божией.

Св. прав. Иоанн Кронштадский

 

А в чем выражается лицемерие католиков?

О. Владимир:
    
Возьмите, к примеру, их устройство и видимый на первый взгляд порядок, который так любят расхваливать «православные» экуменисты. Он весь построен на лжи. Последний этап развития канонической практики католиков, по их же словам, «представляет собой столь радикальный поворот на уровне эпистемологического и исторического статуса канонического права». Каноны стали наукой, постоянно развивающимся учением латинян, что говорит об отсутствии в них Божественного начала. Так, например, латинский кодекс 1917 г. отменяет все предыдущие определения, кроме 854 правил. Остальные каноны признаны устаревшими.
    Такое исповедание - лицемерие перед Господом Иисусом. Божество всесовершенно, а потому не нуждается в обновлении. Католики же постоянно ищут некой одиозности.
    Чтобы было более понятно, объясню проще. Вот, к примеру, существует при каждом католическом монастыре свой маленький диоцез (или духовный собор). Этот собор возглавляется аббатом, но собор ничего не определяет, поскольку все решения принимает аббат. Вот и получается лицемерие. По документам: «принято на духовном соборе всеобщим голосованием», а на деле - ложь. Так, ложь идет дальше. Членами собора могут быть лишь люди, поставленные аббатом, а если кто-то станет перечить своему мини-папе, то сразу же окажется за порогом.
    Такая латинская «демократия» необходима для прикрытия папизма, то есть единовластия аббата. В то же время в случае каких-либо нареканий сверху, аббат как бы остается в тени, так как решение было принято не им, а «соборно».
    Подобный лицемерный «порядок» царит практически во всех католических структурах.
    К сожалению, подобные проявления имеют место и в наших монастырях. Дай Бог, чтобы лицемерие не укоренились в Русской Православной Церкви.
    «Умоляю вас, братия, как хранителей Божиих сосудов, как защитников церковных догматов, - писал свт. Афанасий Великий, - будьте судиями этого дела. И если употребляют (отступники) другие речения.., то осуждайте их за это, как лицемеров, которые скрывают яд своего мудрования, и, подобно змию, льстят словами уст».
    Предостерегая братию, свт. Афанасий упоминает Секунда Пентаполита и других обличенных некогда в ереси александрийских клириков, которые захватили власть в Александрийской Церкви, а самого Святителя изгнали. «...Они сделали то, что церкви переданы теперь им, и всякому стало видно, что все злоумышления против меня и против других с самого начала были по их милости». Так что неудивительно, если отступники, принимая на себя вид благочестия, станут гнать ревнителей Истины. Так было и так будет до скончания века. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; - говорит Господь, - претерпевший же до конца спасется (Мк13, 13).

Беседу записал
Евгений Долгих


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.