Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Краткие канонические суждения о летоисчислении

Архиепископ Феофан Полтавский

 

Архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) - величайший богослов нашего времени, истинный подвижник веры и благочестия, ревнитель чистоты Православия - родился в 1874 г. в с. Подмошье Новгородской губернии в семье сельского священника.
 
    Закончил Духовное училище при Александро-Невской Лавре, затем учился в Санкт-Петербургской Духовной Cеминарии и Академии. Он лично знал о. Иоанна Кронштадского и совершал с ним богослужения. После блестящего окончания Академии В.Д.Быстров был оставлен при Академии для научной и преподавательской деятельности. В скором времени он принял монашество. В 1905 году был назначен в Академии инспектором. В стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии он провел почти 20 лет - с 1891 по 1910 г. В 1909 г. был рукоположен в епископы и назначен ректором Академии.
     После встречи и беседы с Императором Николаем стал духовником царской семьи. В 1910 г. владыка был переведен в Крым на Симферопольскую кафедру, затем в Астрахань, оттуда - в Полтаву. На Полтавской кафедре прослужил с 1913 по 1919 г. В 1920 г. он вошел в состав Высшего Церковного Управления, образованного по распоряжению Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода, и, вместе с другими русскими иерархами оказался в Константинополе. За границей Владыка вел активную борьбу с модернистами, софистской и евлогианской ересями.

    Владыка жил в Болгарии, потом во Франции. Переехав в Лимерэ, он поселился настоящим отшельником, как особенно почитаемый им святитель Феофан Затворник, вплоть до самой смерти жил в пещерах, выдолбленных на берегу реки Луары.
    Владыка Феофан отошел ко Господу 6/19 февраля 1940 г.

    Вопрос: Что такое старый и новый стиль летосчисления?
    Ответ: Старый стиль есть исконный, первоначальный, древнехристианский. Он унаследован от времен Апостольских по Священному Преданию древнейшей Церкви и положен в основу как христианского летосчисления Первым Вселенским Собором (325), так и определения празднования Святой Пасхи со всеми зависящими от нее праздниками и постами.
    Попытка же римско-католической церкви в XVI веке, при папе Григории, ввести новый, «научный» стиль привела к созданию лишь псевдонаучного и противоканонического стиля, ибо вопрос о стиле научно неразрешим. Итак, старый стиль - символ единения христиан во всем мире, а новый стиль - символ бунта, революции и разъединения христиан.
    Доказательство: «Предания установлены для нас Писанием или без Писания; также и переданные догматы имеют одинаковую силу с письменными»1.
    «Храним ненововводно все, писанием или без писания установленныя для нас Церковныя Предания»2.
    «Мню, яко Апостольское есть и сие: да держимся неписанных преданий» (Ср.: 1 Кор. 11, 2; 2 Сол. 2, 15; 3, 6)3.
    Также и священные каноны сами решительно объявляют себя «твердыми и нерушимыми»4, «несокрушимыми и непоколеблемыми»5 и «непреложно свидетельствуют к уважительному соблюдению их, особенно для пастырей»6.
    Нестроения в Церкви не могут быть устранены чрез посягательство на эти каноны (т. е. икономию)7. Знаменитый митрополит Петр Могила заявил, что не только Патриарх, но и сшедый с Неба Ангел не заставит его поступить вопреки Церковным канонам <...>
«Церковь, по требованию коренных оснований ея возникновения и неточного начала ея существенных норм, не вправе изменять свои постановления, раз она остается Церковью. Если Церковь, по ея исходному началу, не есть дело рук человеческих, а есть учреждение Высшей Воли, то нам не предоставлено право изменять основные нормы ея жизни и устройства, как это ясно выражено во 2-м правиле Шестого Вселенского Собора»8.

    Вопрос: Как должно относиться к тому и другому стилю по священным правилам?
    Ответ: Первый должно всячески хранить, а от второго твердо уклоняться.
    Доказательство: «Аще предприимем отвергать неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу, то непременно повредим и Евангелию в главных предметах»9.
«Не должны быть вводимы новости вопреки писаниям и Церковным Преданиям»10.
    «Да бывают в Церкви вся принятая от Божественных Писаний и Апостольских Преданий»11.

    Вопрос: Важное или маловажное значение имеет введение нового стиля?
    Ответ: Очень важное, особенно же в связи с пасхалиею, и [оно] есть крайнее безчиние и раскол Церковный, отчуждающий от общения и единства со всею Церковью Христовою, лишающий благодати Святого Духа, колеблющий догмат о единстве Церкви и, подобно Арию, раздирающий нешвенный хитон Христов, то есть повсеместно разделяющий православных, лишая их единомыслия; разрывающий связь с Церковным Священным Преданием и подпадающий под соборное осуждение за презрение Предания, - по вышереченному догматическому определению Седьмого Вселенского Собора.

    Комментарий: Говоря слово в защиту устного Предания о славословии, свт. Василий Великий учил: «... [одно] из сих Преданий есть и рассматриваемое нами славословие, которое первоначальные установители, предавшие своим преемникам, при продолжающемся с течением времени употреблении, укоренили в Церквах долговременным обычаем. И если, как перед судом за недостатком письменного доказательства представим вам множество свидетелей, то неужели не получим от вас милующего приговора? А я надеюсь получить. Ибо при устех двою и триех свидетелей станет всяк глагол (Втор. 19, 15). Если же ясно вам докажем, что и давность - в нашу пользу, то не признаете ли справедливым утверждаемое нами, что нас и суду подвергать не должно? Ибо догматы древние внушают к себе какое-то благоговение и достоуважаемость за свою давность, как бы за какую-то седину»12.

    Доказательство: «Еретиками называли древние отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных; хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа и, отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодати Святаго Духа, от которой сами отпали»13.

    Вопрос: Как должно православным, по правилам, относиться к новостильникам-раскольникам?
    Ответ: С ними у них не должно быть никакого молитвенного общения [даже] прежде Церковного осуждения их.
    Доказательство: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем»14. «Определяет сие правило, чтобы мы не молились ни с еретиками, погрешающими в вере, ни с раскольниками, православными в вере, но отделившимися от Кафолической Церкви за некоторыя предания»15.

    Вопрос: Какое наказание следует, по правилам церковным, молящимся с новостильниками-раскольниками?
    Ответ: Одинаковое с ними осуждение.
    Доказательство: «Если кто с отлученным от общения церковнаго помолится, хотя бы то было на дому, таковый да будет отлучен»16.
«За молитву с отлученными подвергаются или отлучению, или извержению, или анафеме как сами молящиеся, так и те, с которыми они молятся»17.

    Вопрос: Имеет ли силу епитимия пастырей-новостильников над не подчиняющимися им и отделяющимися от них в молитвах православных?
    Ответ: Не имеет никакой силы.
    Доказательство: Вторая половина 15-го правила Двукратного Собора: сказанное там о еретиках-пастырях приложимо и к новостильникам-раскольникам. Толкование 29-го (98) правил Карфагенского Собора, Синтагма Матфея Властаря в русском переводе, под буквой «А», гл. 17, с. 56, гласит: «...без опасности может пренебречь епитимией».
    Толкование на 31-е правило Апостолов в греческой Кормчей, с. 19, гласит: «Те, которые отделяются от епископа прежде соборного исследования за то, что он всенародно проповедует какое-либо злословие и ересь, таковые не только не подлежат вышеуказанной в 31-м Апостольском и 15-м Двукратного Собора правилах епитимии, но и достойны чести, подобающей православным».

1 Синтагма Властаря. II. 7 (Алф. Синтагма. VI. 404-428). Beveregii, Annotat. in h. can. (pag. 19). Симферополь. 1892. С. 19.
2 Labbeiet Cossartii (1671). Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. Догматическое определение Седьмого Вселенского Собора. Казань: 1908. С. 57.
3 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинско-Истрийского. 1911. Т. II. 92-е прав. свт. Василия Великого. С. 479.
4 Правило 2-е Шестого Вселенского Собора. Т. I. С. 434.
5 Правило 1-е Седьмого Вселенского Собора. Т. I. С. 600.
6 Правило 1-е Четвертого Вселенского Собора. Т. I. С.329.
7 Икономия - (енкооюцих, греч.), домостроительство. Помимо христологического и сотериологического значения этот термин имеет значение снисхождения, напр., когда по канонам предписывается отлучение на долгий срок, но епископ сокращал епитимию. Неверное понятие икономии было у реформаторов, употреблявших снисхождение по отношению к нераскаянным еретикам. Если в первом случае икономия выражала милосердие к кающемуся, то в последнем утверждала отступивших в их заблуждении, что никак не является домостроительством.
8 Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906; Церковные ведомости. 1906.
9 Правило 91-е Василия Великого. Т. II. С. 470.
10 Книга правил. 1862. С. 477. Алф. Синт. Beveregii, Annotat. in h. can. р. 19.
11 Правило 2-е Первого Вселенского Собора. Т. I. С. 174; прав. 21-е Гангрского Собора. Т. II. С. 47. «Церковный вестник». 1926 г.
12 Свт. Василий Великий. Творения. Т. III. М.: 1846. Гл. 29. С. 41.
13 Правило 1-е свт. Василия Великого. Т. II. С. 366.
14 Правило 39-е Лаодикийского Собора. Т. II. С. 107. Толкование к сему в греческой Кормчей. Изд. 1787. С. 252.
15 См. 45 и 46 правила святых Апостолов; правило 6, 9, 32 и 37 Лаодикийского Собора и правило 9-е свт. Тимофея Александрийского.
16 Правило 10-е святых Апостолов. Т. I. С. 69.
17 Толкование на 9-е правило Карфагенского Собора в греческой Кормчей. С. 252.

 

Окончание в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.