Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

Почему дети, взрослея, покидают храм?

    

Католический мир объявлен самым многочисленным по количеству паствы. По данным статистического опроса более 1 млрд. людей на Западе считают себя католиками, однако регулярно посещают костелы всего около 0,005 %. Даже в так называемые престольные праздники в католических церквях на мессах присутствует не более 30-50 человек, в России же в подобные праздники храм посещают в среднем более 1000 прихожан. Безусловно, русские православные храмы на сегодняшний день являются самыми посещаемыми. Однако веяние модернизма приводит к тому, что наши дети, взрослея, перестают ходить в храм. В чем причины такого непонятного духовного кризиса среди подрастающего поколения? На наши вопросы отвечает священник Алексий Пономарев.

    Отец Алексий, в чем заключается причина духовного кризиса на западе?
    Причина духовного кризиса на западе - это, прежде всего, отпадение от Истины. Отсюда и холодность к посещению католических костелов адептами латинства. В основном костелы стали как бы архитектурными памятниками культуры, привлекающими интерес туристов и любителей искусства.
    Народ всегда с благоговейным чувством идет в храм к Богу. Он видит Истину только в Нем и желает соприкоснуться в Таинстве с этой неизреченной Истиной. А когда совершается подмена Истины ложью, то, безусловно, в душе наступает разочарование. Если душа человека начинает осознавать, что на святом месте что-то не так, что здесь уже нет той безкорыстной и неподдельной Истины, то какими бы мерами не пытались ее привлечь, она все равно, рано или поздно, либо очерствеет и отвернется, либо пойдет искать Истину в другом месте.
    Преподобный старец Амвросий Оптинский нередко рассказывал сказки-притчи своим посетителям. И вот в одной из них говорилось о том, как однажды правда искала себе место на Земле. Зашла она к помещику, поискала у него себе место и не нашла. Все у него занято заботой о деньгах да властолюбием. Пошла дальше. Поискала в крестьянском доме, а ее оттуда прогнала зависть да непокорство. Смотрит, храм Божий стоит. «Ну, - думает, - здесь-то мне место найдется». Только вошла, а тщеславие прихожан погнало ее в алтарь, а там священник руки воздевает к Богу, молится. Поискала правда себе место в алтаре и не нашла. Только разве что на престол Божий взобралась и растворилась в Боге.
    А смысл у сказки таков, что только Бог является источником всякой правды. А Он заповедал хранить Православие и веровать православно.
    Латинские миссионеры - прекрасные специалисты в области завлечения людей в сети римской организации, но они практически перевернули сам смысл служения Богу. Я не оговорился, именно организации. Поскольку папизм извратил учение Христа, превратив вероучение католиков в некую государственную структуру, стремящуюся подчинить себе весь мир.

    А в чем состоит подмена в учении католической конфессии?
    Во-первых, прямо противоположно изменилось само отношение католиков к Божеству. Если мы, христиане, призваны служить Богу и исполнять его повеления, то у римских приверженцев все наоборот.
    Возьмите их костелы. Здесь все для человека: это и уютные сидения, и кратковременность службы - латинская месса (литургия) длится не более 30 мин. Это и упразднение строгости постов (перед причастием католики постятся один час). Одним словом, все комфортно, т.е. широкие врата. Соответственно, католики подчинили свое божество своим прихотям и страстям. Их бог - служка для ленивых и нерадивых.
    В Православии все по-другому. Здесь чтобы причаститься, необходимо присутствовать на вечернем богослужении, три дня соблюдать строгий пост, вычитать длинные правила ко Святому Причастию. От полуночи ничего не вкушать и причащаться только натощак. Как говорили Святые Отцы: «Даждь кровь и приими дух» - что означает: потрудись ради Христа и получишь благодать. А комфорт - это дело не Божие.

     А может быть католики правы, создавая определенные удобства? Ведь люди так устали от земных попечений, пусть хотя бы в храме они отдохнут?
    Для отдыха Святые Отцы советуют выбирать прогулки в саду, на лоне красивой природы, а в храме надо молиться. Молитва - это труд, и потому она представляет собой узкий путь в Царствие Небесное. Нельзя храм превращать в культурно-просветительский комплекс. Когда духовные заведения ставятся на один уровень с кинотеатрами, цирками, ресторанами и казино, тогда народ не идет в храм. Потому что храм - это дом Божий, а не место для удовлетворения потребностей, пусть даже и духовных. Сегодня многие считают, что религия должна быть просто некоей направляющей силой, системой ценностей, которые удерживали бы мир от убийств, насилия и войн. Но Христос говорит: не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34), то есть он пришел отделить добро от зла, Истину от лжи.

    В жизни нашей Церкви мы нередко сталкиваемся с проблемой, когда дети, взрослея, перестают посещать храм. В чем причина?
    В основном период отпадения начинается где-то в 14-15 лет. Это возраст становления ребенка как личности, и здесь важно его не упустить. Но, как правило, обычно родители мало занимаются детьми в этом возрасте. Это - одна из первых причин. И потому подростки учатся жизни у своих кумиров - киноактеров, рок-певцов и прочих звезд и «героев нашего времени».
    Иногда родители начинают бояться, что верующий ребенок уйдет в монастырь и потому пытаются навязать ему другое «православие». Чаще всего они внушают ребенку, что не надо особо выделяться, надо быть «как все». Надо жить «полноценной» жизнью, смотреть телевизор, посещать театр и носить ту одежду, которая удобна, не обращая внимания на строгие канонические запреты. Я имею в виду брюки для девочек.
    К сожалению, некоторые священники способствуют подобному развитию слабоволия у подростков. Они убеждают, что православный не должен быть белой вороной среди сверстников. Такая трактовка Православия ставит ребенка в некую зависимость, и он начинает ощущать свою ограниченность. Это практически является ударом по неокрепшей душе ребенка. Потому он перестает ходить в храм и предается различным страстям: блуду, пьянству, наркомании, игромании и проч.

    Какие меры применяются в данном случае священнослужителями?
    Практически никакие. Попытки подстроиться под мир, завязать дружбу с миром приводят некоторых современных священников к тому, что они оправдывают себя неким послушанием священноначалию. Нередко приходится слышать с амвонов, что не надо заниматься миссионерством, не следует проповедовать слово Божие. Это якобы дело архиереев, а не священников и мирян (тем более монахов). Подобными проповедями убивается вера, угашается православный дух в пастве, и не только подростки, но и взрослые могут пошатнуться и отойти.
    Нередко предлагается искать новые способы спасения. А преподобный Исихий Иерусалимский говорит: «Не изобретай новых путей и способов спасения, ибо достаточно того, что есть».
    Отсюда появляются при храмах кружки по интересам. Странно видеть на стене храма объявление, что в помещении воскресной школы работают курсы обучения игре на гитаре или других музыкальных инструментах.
    Сразу вспоминается время советской власти, когда при каждом сельском клубе устраивали курсы, кружки, чтобы как-то привлечь молодежь к художественной самодеятельности. Но храм - это не сельский дом культуры. Это место для молитвы и познания Божественных истин.
    А сегодня практически во всех храмах существует самодеятельность в виде рождественских елок и прочего карнавального лицедейства. Некоторые даже умудряются открывать рок-клубы при храмах. Это просто кощунство.
    Конечно, детям интересно, но они впитывают не то, что надо. Они теряют всякий интерес к исполнению заповедей и с «благословения» батюшки потакают своим страстям. Обычно это не удерживает подростков при храме, поскольку здесь рок играют не такой профессиональный, как там, где люди полностью поклоняются и служат бесу рок-музыки. Подростки начинают чувствовать фальшь, осознавая, что таким лукавым способом их пытаются привязать к храму.
    Особенно это хорошо продемонстрировано на примере Греции, где монахи горы Этолии собрали рок-группу, записали альбом и начали гастролировать. Эта рок-группа, под названием «Элефтерия», одно время была даже самой знаменитой в Греции, но прошло время, и популярность ее сошла на нет. Конечно, кому-то покажется оригинальным, когда монахи в рясах выплясывают на сцене и поют песни под вой гитар и гром барабанов, но ведь это же кощунство! Как говорит преп. Исаак Сирин. «Если ты монах, то прославься монашескими подвигами», а не мирскими бесовскими шоу.
    Миссионерская деятельность заключается не в том, чтобы подражать миру, а в том, чтобы показать ему иную жизнь, отличную от тех идеалов и ценностей, которых всегда придерживается земное царство - жизнь не от мира сего.

    А что надо делать, чтобы дети наши не уклонялись в греховные страсти, а продолжали вести церковную жизнь?
    Для этого надо воспитывать мужское или женское начало в ребенке с младенчества. Если это парень, то он должен расти в строгих правилах воина. Это нисколько не противоречит церковному учению, поскольку Церковь наша - воинствующая. Подросток должен примерно до 14-ти лет заниматься общефизическими спортивными упражнениями - для поддержания здоровья в теле и изучением истин Православия - для укрепления веры. Хорошо, когда проводятся в Воскресных школах миссионерские занятия, поездки и прочие походы, например, к сектантам для защиты своей веры. Это укрепляет христианский дух и закладывает твердое основание веры в душе.
    Полезными могут быть занятия в боевых дружинах, где готовятся православные патриоты. Это тоже один из факторов ровного шествия.
    Что же касается девочек, то они должны учиться на примере святой Царской семьи - какие качества им должно иметь. Хорошо для этих целей при воскресных школах устраивать общины сестер милосердия, которые помогали бы больным и изучали основы первой медицинской помощи.
    Если мы таким образом будем воспитывать детей и уделять им должное внимание, то, поверьте, ни один ребенок не отойдет от Церкви и будет твердо идти по пути спасения.

Беседовала
Елена Васильева

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.