Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

В России не понимают нашего положения...

    

    

Академик Веселин Джуретич

    Дорогие русские и сербские Друзья!
    Жизнь святителя Николая Сербского, как и жизнь сербского народа в XX веке - это наше хождение по мукам, а его дело - наше и всеправославное духовное вознесение. Поэтому и моя речь будет посвящена этому пути с надеждой на то, что наши русские братья узнают - страдания сербского народа не закончились. Этот путь страданий продолжается, а матушка Россия нашего положения так и не поняла.
    Тито и его так называемые коммунисты навязали за спиной народа федеральное устройство Югославии. Они расчленили Сербию на части, и устроили две автономии: Воеводину и Косово и Метохию. В то же самое время в Хорватии, где условий для такого устройства было много больше, они не осуществили ни одного разделения и не позволили, чтобы автономиями стали: Далмация, Дубровник, Сербска Крайна, Славония, Истра. Эти области населяют, главным образом, сербы и бывшие сербы, то есть те, кто когда-то приняли католичество. Выяснилось, что их целью является не интернационализм, а «великохорватский национализм».
    Во время диктатуры Тито все эти федеральные куски развивались раздельно, главным образом, под знамением борьбы против несуществующего сербского гегемонизма и национализма. Шумиха скрывала от мира погибельную антисербскую политику: изгнание сотен тысяч сербов из Косова и Метохии, всестороннюю дискриминацию сербов в Хорватии, где их в начале XX века было больше, чем хорватов. Дискриминация сербов проводилась и в других районах Югославии.
    СМИ все истолковывали так, что якобы Югославия не государство сербов, а «содружество братских народов». Так же ее воспринимало и правительство бывшего СССР, а затем и правительство Ельцина и Козырева. И, когда в 90-х годах XX века началась гражданская война, мир воспринял эти события, главным образом, опираясь на ложную пропаганду.
    Смешались причины и следствия. Сербов, которые не позволили, чтобы их третий раз в течение XX века вырезали спящими, провозгласили агрессорами. Потом представителей народа, который находился под угрозой, - Караджича, Младича, Мартича и многих других сажали в Гаагские тюрьмы или ловили как диких зверей. После агрессии НАТО в 1999 г., это случилось со всеми сербскими лидерами.
    Ельцинская Россия, которая только восставала из тьмы, воспринимала югославскую ситуацию через призму этой лжи. А сербский народ, между тем, ожидал спасения только от России, думая, что она знает истину. Но, к сожалению, Россия почти ничего не знала. Козырев от ее имени даже снабжал Запад ложными сведениями о «вине» Сербии в Первом мировой войне.
    Сегодня сотни тысяч сербов пребывают в изгнании. Боюсь, братья и сестры, что наша матушка Россия вновь не понимает сложившуюся ситуацию, а потому продолжает помогать неприятелям, как сербским так и своим, что вновь способствует уничтожению сербов. А они, как и в 1941 г. по-прежнему защищали и себя, и Россию. Боюсь, что и в случае с Косовым и Метохией вновь повторится наша злая судьба.
    Ельцин во время войны 1991-95 и 1999 гг. отбросил сербов из-за сотрудничества Милошевича с его внутренними врагами - русскими коммунистами. Отбросил их из-за какого-то «политического реализма», из-за ожидания вхождения в контактную группу и Великую семерку. Кремль и МИД нажимали на Милошевича, а он - на боснийских и краинских руководителей до тех пор, пока не удушили освободительную борьбу несчастных сербов, пока не наступила еще одна сербская Голгофа.
    «Новая» Россия не знает, что объективно, благодаря ей, пришли к власти антимилошевичи. Это те, кто сегодня России не по душе. Тем не менее и среди них есть честные люди.
    Думаю, что Россия по-прежнему не понимает ситуацию и выход из нее ищет в смешении причин и следствий. Мы все боимся, что снова о нашей судьбе, на основе «партнерства» молота и наковальни, будет «заботиться» Марти Ахгисаари, опять, как он это делал вместе с Черномырдиным в 1999 г., не учитывая предупреждения и упорное сопротивление русского генерала Леонида Григорьевича Ивашова.
    Встает вопрос: «Почему теперь уже несоциалистическая Россия не представит миру совсем другой путь решения не только сербской и албанской, но и югославянской проблемы в целом?», к примеру, поставить проблему в альтернативах:
    - или реинтеграция всех частей бывшей Югославии на европейских этноязыковых и культурно-исторических принципах. И она, и мир должны знать, что Югославия Тито была искусственным антиэтническим созданием, антикультурно-историческим, которое не могло не разрушиться, потому что строилось оно на фундаменте компартийном, идеологическом;
    - или принять совсем другой подход к решению сербского вопроса:
    а) Возобновление Республики Сербской Крайны как автономии в рамках Хорватии (может быть, на основе «Вашингтонгской бумажки» 1994 г.). Если это случится, то я боюсь возникновения «сербского синдрома», который будет посерьезнее палестинского;
    б) Обезпечение полной автономной независимости Республики Сербской. Все-таки я думаю, что в этом случае было бы лучше идти путем реинтеграции всей Боснии и Герцеговины («Югославии в малом») в фундаментально-реконструированной «Югославии в великом», в которой все ее народы были бы природно связаны;
    в) Почему Россия не поможет, чтобы на Косове и Метохии восстановилось этническое состояние, и власть над землей вернулась к тем, кому она принадлежала до албанских злодеяний (до 1941 г.) Албанская «Золотая орда», в которой нет ни одного собственного памятника культуры (есть лишь 38 исламо-турецких), не способна сохранить более 1000 древних сербских памятников. Как она их «сохраняла», показывает нынешняя Албания, где больше нет сербских «славянских» памятников, которые ранее существовали повсеместно, как об этом рассказывает русский ученый М.А.Селищев.
    И если Россия все же принудит сербов принять страшные решения, которые албанцы купили у Запада за миллиарды наркодолларов, то начнется сербский библейский Страшный Суд! Дух святого Димитрия Донского тогда зарыдает над судьбой народа святого Лазаря Сербского, который в то же самое время, как и св. Димитрий с татарами, сражался с османами на Косове и остановил их нашествие на Европу. Если же это произойдет, то зарыдают русские лавры: от Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне через святой Киев - колыбель Земли русской, через Соборы Московского Кремля до Петропавловска-Камчатского.
    Дорогие братья и сестры! Сегодня сербский народ находится, может быть, в самом трудном положении в своей истории. Помогите нам, не позвольте, чтобы из-за политических режимов возникла вражда между родными народами. Мы, сербы, хорошо знаем, что являемся жертвами не только внешних врагов, но и многих внутренних: и политически малограмотных руководителей, и, прежде всего, тех, кто по планам подпольных западных кругов формирует изменнические настроения и малодушие на сербской земле, всестороннюю потерянность и безперспективность.
    В заключение хотел сказать как историк: во многом, что случилось в последней декаде XX в., виновата исторически безграмотная и бездуховная русская политическая бюрократия. Меньше - запад, потому что, в отличие от нее, он имел конкретную цель - уничтожение сербского препятствия на пути к России. Если бы не питали сербы такой надежды к России, то они одержали бы скорые победы в Боснии и Герцеговине и в Хорватии, установили бы контроль над их православными территориями или восстановили бы Югославию, но на новой основе. Если бы политика Кремля и МИДа России не была антитрадиционной, сербы отстояли бы Косово и Метохию, на которой они жили и в VII в., в государстве под названием Сервиа. Тогда еще не было Русского Государства, что исторически подтверждено письменными источниками. Правда, тогда на территории бывшей Сервии существовало государство под названием Рашка (что созвучно названию Руска или Русская).
    Мы надеемся, что Россия по-прежнему останется нашим родственным союзником и только от нее мы можем ожидать помощи.

Профессор,
академик Веселин Джуретич
(Белград)

(Речь на вечере Русско-
Сербской культуры в
Москве в декабре 2005 г.)

 

Клобукар

Д. Филипович, учитель

    Село Клобукар расположено в пяти км от крепости старого города Ново Брдо по пути в Каменицу. Клобукар раскинулся по берегам реки Кривой, устремляющей свои воды по направлению к городу Князя Лазаря, Прилепцу, и впадающей в Прилепское озеро. Достопримечательностью села являются два старых кладбища. Клобукар - древнее поселение, славящееся своими традициями. Большинство жителей его прибыли из Враня и Яблоницы.

Драгомир Костич

Не верили на Западе Андричу,
Когда описывал он,
                              как сажают на кол
В романе «Мост на Дрине»
Это сомнительно было им.
Полвека спустя в Клобукаре
Посадили старушку на кол;
От дома одни головешки -
От страданий скончалась,
                                или от дыма -
Кто знает?
Может быть, Андричу
                                Запад поверит,
Если верить глазам не желает.

Мученичество

    Так случилось, что испокон веков жители этого края слыли мучениками, для которых главной заботой было выживание. Их основное занятие - земледелие и скотоводство. Менялись государственные режимы и системы, но о людях этих мест всегда почему-то забывали. Поэтому приходилось все делать своими силами. Даже электричество им провели в последнюю очередь, а дорогу, соединяющую их с Гниланами и Каменицей проложили только накануне войны.
    Теперь в районе Ясеновик и Макрина сербов больше нет - там живут одни албанцы. Раньше Клобукар славился хорошими хозяйствами, руками трудолюбивых сельчан было построено много красивых домов. Из числа жителей Клобукара вышло много учителей, инженеров, врачей. Школа, в которой учились сельские дети, находилась в Ясеновике, там же располагалась трикотажная фабрика, на которой работали Клобукарские женщины. Но мирная жизнь оборвалась. Счастливую жизнь сменило горе.

Гонимые страхом

    Накануне бомбардировок большинство жителей села покинуло родные места. Уезжали, гонимые страхом, все равно куда: в Сербии везде Родина. Надеялись, что покидают село на 2-3 дня, самое большее, на неделю, а получилось - навсегда. Не вернулся никто.
    Те, кто остались, поплатились жизнью: Иован и Зоран Симич, Дранина Станкович пропали без вести. Станко Станкович и Митра Васич думали, что если они ни в чем не виноваты, то зачем их трогать. Они ошиблись.
    Старица Митра была подвергнута зверскому издевательству: ее посадили на кол, а потом сожгли в собственном доме. Об этом мне поведала одна моя знакомая из Гнилана. Это сделали со старицей за то, что Митра была хранительницей нашего Креста. Она была блаженной, жила тихо и одиноко терпела свою муку.
    Станко нашли повешенным перед своим домом. Тело висело очень долго, и его как будто никто не замечал. Это делалось то ли для устрашения, то ли неприятели таким образом демонстрировали свою ненависть к сербам.
    Но в наших сердцах не умерла надежда на возвращение, мы думаем, что в наших домах вновь засияют иконы наших святых.
    Зовут они нас, чтобы, как и прежде, наслаждаться родными прохладными источниками.
    Сбудется ли наша надежда?

Перевод
Екатерины Василевич

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.