Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Знамение над Афинами

     Новейшие научные открытия протестантского Запада конца XIX в. разрушительно повлияли на православное сознание Востока. Стремление к научности, а не к догматической точности порождало вольнодумство и неверие. Революционным духом реформаторства повсеместно заражались епископы, священники, интеллигенция. Началась великая смута.

После победы над турками в Первой мировой войне парламент Греции, управляемый масоном Елевферием Венизелосом, окончательно становится на сторону стран Антанты и в мае 1917 г. объявляет войну государствам Тройственного союза.
 
 
Елевферий Венизелос (1864—1936)

    По окончании этой войны, в силу Нейского (1919) и Севрского (1920) мирных договоров, к Греции отходят Северный Эпир, западная и почти вся восточная Фракия, Эгейские острова - Имроз и Тенедос, Додеканес, и значительные территории в Малой Азии с центром в Смирне.
    Однако партия Венизелоса стремится к захвату всех земель, принадлежавших некогда древней Византийской империи. В связи с этим союзническими войсками был оккупирован Константинополь1. Незадолго до этого, в январе 1920 г., местоблюститель Константинопольского Патриаршего престола Брусский митрополит Дорофей (1919-1921) публикует послание-энциклику «К Христовым Церквам всего мира». В этом экуменическом послании прозвучал призыв к объединению всех христианских церквей независимо от их догматических различий. Написано оно в духе папизма, как бы от лица всей Церковной полноты, что канонически не выдерживает никакой критики.
    В качестве первого шага к сближению энциклика предлагает «принятие единого календаря для одновременного празднования главных христианских праздников»2.

Именно в это время при помощи подкупов и интриг на Константинопольский престол незаконно восходит Мелетий (Метаксакис), с 1909 г. состоявший в Константинопольской масонской ложе «Гармония» под № 443.
 
 
Константинопольский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис)

    Комментарий: Из обширной биографии Метаксакиса, составленной в 1967 г. масоном А. Зервудакисом по поручению учредительного комитета «Масонского бюллетеня», органа Великой ложи Греции, известно, что Мелетий впервые встретился с масонами в Константинополе в 1906 г. Затем он знакомится с англиканскими епископами-масонами, которые и финансировали в дальнейшем его экуменическую деятельность.

    Его цель состояла в объединении Востока и Запада, причем не на догматической основе Православия, а на разрушительном экуменизме. В слове при интронизации он открыто говорит: «Я отдаю себя на служение Церкви, чтобы с ее первого престола способствовать развитию, насколько возможно, более тесных дружеских отношений с неправославными христианскими церквами Востока и Запада для продвижения дела объединения между теми и другими»4.
    Сторонником Метаксакиса в деле реформации Греческой Церкви был Афинский архиепископ Хризостом I (Пападопулос), также отвергавший сохранность и необходимость православного догматического единства. «Для сближения с инославными нет необходимости в каких-либо условиях или в догматическом единстве, - говорил он, - ибо только единство христианской любви является необходимым и достаточным условием»5.     Еще в 1908 г. за «противобожегробскую» деятельность Мелетий (Метаксакис) и Хризостом (Пападопулос) изгоняются Патриархом Иерусалимским Дамианом из пределов Иерусалимского Патриархата. Однако при поддержке упомянутых сил в 1910 г. Мелетий поставляется на Китийскую кафедру о. Кипр. С этого времени начинается его открытая экуменическая деятельность. Еще в предвоенные годы он ведет успешные переговоры в Нью-Йорке с представителями епископальной церкви Америки по вопросу «расширения взаимоотношений между двумя церквами».
    Вскоре после смерти Вселенского Патриарха Иоакима III (†1912) Мелетий предлагает себя в качестве Патриарха на Константинопольский престол. Но Синод отвергает его кандидатуру, формулируя отказ таким образом: «С канонической точки зрения [Метаксакис] не может быть зарегистрирован как кандидат на патриарший престол в Константинополе»6. Все же в 1918 г., благодаря связям, он противозаконно возводится на Афинскую кафедру и едет в Англию, где ведет переговоры по воссоединению англиканства с Православием.
    В 1919 г. Мелетий поднимает перед Синодом Элладской Церкви вопрос о введении григорианского календаря. Но, встретив сопротивление и осознав невозможность этого мероприятия из-за явного уклонения католиков в догматическую ересь (ибо узаконение латинянами догмата о непогрешимости папы оттолкнуло от них даже сочувствующих), он предлагает составление нового календаря, как бы «исправляющего ошибки» юлианского и григорианского счислений. Организованная по этому поводу комиссия определила, что «перемена юлианского календаря, если это не противоречит каноническим и догматическим основаниям, может осуществиться при условии согласия всех остальных Православных Автокефальных Церквей и, прежде всего, с согласия Константинопольской Патриархии, которой было бы необходимо предоставить инициативу всякого рода действия в этой области7. Такое лояльное решение комиссии, принятое под давлением Метаксакиса, по сути дела явилось первым этапом к отступлению Элладской Церкви от истины Православия.
    В феврале 1921 г. Метаксакис снова посещает США, где уже сослужит с англиканами. Об этом известно из документа греческого посла, находившегося тогда в Вашингтоне, в котором он сообщает следующее: «[Мелетий] в епископском облачении принимал участие в англиканском богослужении. Коленопреклоненно молился вместе с англиканами перед их престолом и целовал его, затем произнес проповедь и благословил находящихся в храме»8.     Тем временем Священный Синод Элладской Церкви издает распоряжение «О проведении следствия против Мелетия». Незаконный архиепископ был вызван на церковный суд. Рассмотрев дело Метаксакиса, суд лишает его священного сана «за ряд церковных проступков, в том числе и за учинение раскола»9. Однако незадолго до этого Мелетий предлагает Константинопольскому обществу «Национальная оборона» деньги в размере 100 тыс. долл. с условием, что он будет избран на Патриарший Константинопольский престол. Представители националистов обратились в Патриархию с требованием избрать Мелетия Константинопольским Патриархом, так как этого желают и английские союзники. Митрополитов и епископов, не пожелавших признать кандидатуру лишенного сана Метаксакиса канонически способной, насильственно отстранили от голосования, и сделка состоялась.
    В декабре 1921 г. большая часть архиереев Константинопольского Патриархата, не участвовавшая в голосовании, на заседании объявила, что «выбор Метаксакиса проведен при явном нарушении священных канонов»; архиереи ратовали за «действительный и канонический выбор Константинопольского Патриарха»10. Но все же изменить ничего не удалось, поскольку правительство масона Венизелоса было на стороне обновленческого Патриарха. В 1922 г. Мелетий от лица Константинопольской Церкви признает благодатность и законность англиканской иерархии, которую не признавали даже латиняне. А в 1923 г. созывает совещание, лживо назвав его «Всеправославным».

Комментарий: Это совещание состоялось 10 мая - 8 июня 1923 г. в Константинополе. Профессор С. В. Троицкий писал о нем следующее: «Несомненно, будущий историк Православной Церкви должен будет признать „конгресс" 1923 г. самым печальным событием ее жизни»11.

     Цель совещания состояла в радикальной модернизации всего Православного церковного строя. На нем присутствовали всего девять человек: шесть епископов, один архимандрит и двое мирян.

Комментарий: От Константинопольской Патриархии - Мелетий, Кизический митрополит Каллиник и мирянин В. Антониадис - проф. Халкинского богословского института, от Кипрской Церкви - Никейский митрополит Василий, от Сербской Церкви - Черногорский и Приморский митрополит Гавриил и мирянин М. Миланкович, проф. математики и механики в Белградском университете, от Элладской Церкви - Драчковский митрополит Иаков, от Румынской Церкви - архимандрит Юлий (Скрибан)12.

    Однако в документах комиссии совещания Мелетий самоуверенно записал: «Мы работаем как комиссия всей Церкви»13. На третьем заседании этой антиправославной «полноты» было принято решение назвать себя «Всеправославный конгресс». При этом даже форма традиционной соборности была далеко не православной. Саму структуру «конгресса» Мелетий заимствовал у своих англиканских единомышленников. На втором заседании Мелетий предлагает вопросы, по которым комиссия должна выработать свое мнение.
    Обновленческая тенденция Мелетия склонялась к тому, чтобы ввести новый календарь, пусть не григорианский, но такой, чтобы Рождество и другие непереходящие праздники совпадали с католическими и протестантскими; Пасху и все прилегающие к ней переходящие праздники Метаксакис предлагал сделать неподвижными, т. е. праздновать Воскресение Христово ежегодно в один и тот же календарный день; епископату разрешить брак; дозволить второй брак священникам и узаконить браки после рукоположения; сократить богослужение; сократить посты; разрешить клирикам ходить в мирской одежде, стричь волосы и брить бороды.
    Обсуждался также вопрос об объединении с англиканской церковью без изменения ее догматико-еретического учения. Так, на пятом заседании «конгресса» присутствовал и бывший оксфордский епископ Гор и англиканский пресвитер Бэкстон. Гор зачитал два документа. В одном из них, подписанном 5000 англиканскими пресвитерами, высказывалось мнение, что препятствий к объединению англикан с Православной Церковью не существует. Другой документ представлял собою доклад об условиях объединения, в котором говорилось: «Для нас, живущих на Западе, было бы большим духовным удовлетворением иметь возможность праздновать совместно с православными главные христианские праздники: Рождество, Воскресение, Пятидесятницу»14.
    В ответной речи Мелетий заверил англиканского епископа в том, что «конгресс» сделает все возможное, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Он принимает решение ввести новоюлианский календарь, составленный присутствовавшим на совещании сербским профессором М. Миланковичем. Этот календарь до 2800 г. совпадает с григорианским, потом появляется разница в один день, которая через сто лет будет восстановлена. Цель Миланковича и Мелетия состояла не в достижении точности нового счисления, а в том, чтобы календарь совпадал с григорианским и был как бы переходным от юлианского к еще более новому, который в дальнейшем будет составлен масонами для объединившихся религий. «Православная Церковь с охотой желает принять будущий новый календарь»15, - писалось в постановлении «конгресса». Так ослепленные гордыней девять человек, представляя себя всецерковной полнотой, пытались внедрить модернистские идеи в неизменное учение Церкви.
    Принятие такого календаря позволяло праздновать непереходящие праздники вместе с Западом и в то же время давало возможность ответить ревнителям православного благочестия, что новоюлианский календарь нисколько не причастен к григорианскому. Это был как бы первый этап календарной реформы. Следующим этапом стала утвержденная на «конгрессе» новая пасхалия, которая также совпадала с римской. Все эти обновленческие реформы, немыслимые ранее, были началом вторжения модернистской ереси экуменизма в Православное учение.


    1 Оккупация продолжалась с 16 марта 1920 г. по 6 октября 1923 г.
    2 Οι εμπνευσταί και πραπεργόααι, τηζ καινστομίαζ: «Οι δύο ού τοι Λουθηροί της Ορθοδόξου Εκκλησίαζ» - ΟΕΜ, τ. β, 1989, X—XII, τενχοζ 17, σελ. 74, α. 17.
    3 Журнал «Pythagore-Equerre». Т. 4. Ч. 7-8, 1935.
    4 Οι εμπνευσταί και πραπεργόααι.., σελ. 74, α. 17.
    5 Οι εμπνευσ-ταί.., σελ. 74, α. 17.
    6 Δελημπάση, Α. Δ. Πάσχα Κυρίου (Δημιουργία, ` Ανακοάνισιζ και Αποστασία),` Αθήναι, 1985, σελ. 661.
    7 Δελημπάση, Α. Δ. ο.π. cit., σελ. 650-651.
    8 10-е Апостольское Правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковой да будет отлучен».
    9 Δελημπάση, А. Δ. ο.π. cit., σελ. 661.
    10Δελημπόπη, Α. Δ. ο.π. cit., σελ. 662.
    11 Троицкий С. «Будем вместе бороться с опасностью». ЖМП. 1950 г. № 2. C. 46.
    12 Журнал «Православная Русь». 1994. №1, 6, 7.
    13 Μπατιστόαου, Δ, Ανατύπωσιζ, Επιμέλεια, Εισαγωγή; Πρακτικά και Απόψασειζ τοι εν Κωνσταντινούπολει Πανορθοδόξου Συνεδρίου 10.5.~8.6.1923, θήναι 1982, σελ. 5.
    14 Πρακτικά και Απόψασειζ..., σελ. 86.
    15 Πρακτικά και Απόψασειζ..., σελ. 214.

Священник Димитрий Успенский
Старый стиль лучше новых двух.
М.: 2004. С. 128-169.


Продолжение
в следующем номере

    
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.