Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ

 

Об отношении Церкви к властям

Преподобный Иустин (Попович)

Должно повиноваться больше Богу,
нежели человекам.
(Деян. 5, 29)

    

    Это - душа, это - сердце Православной Церкви; это - ее главное благовестие, заключающее в себе все другие благовестия, т. е. все-благовестие. Она живет этим и ради этого. В этом - ее безсмертие и вечность; в этом ее непреходящая всеценность и всезначимость. Повиноваться больше Богу, нежели человекам, - это принцип всех ее принципов, святыня всех ее святынь, мерило всех ее мерил.
    Это все-благовестие является сущностью всех святых догматов и всех святых канонов Православной Церкви. Здесь абсолютно недопустимо, ценой чего бы то ни было, делать со стороны Церкви какие-либо уступки каким бы то ни было политическим режимам или же идти на компромиссы с людьми или с демонами, а также, еще в большей степени - с неприкрытыми гонителями Церкви, церквоборцами, стремящимися во что бы то ни стало ее уничтожить.
    Повиноваться больше Богу, нежели человекам, - это устав Православной Церкви, Устав вечный и неизменный, Устав всех уставов, а также вечная и неизменная ее позиция, в соответствии с которой должны вырабатываться все другие ее позиции (в сербском языке слова «устав» и «позиция» (сербск. - «став»), являются однокоренными. - Примеч. пер.). В этом содержится и первый ответ Церкви первым ее гонителям (см.: Деян. 5, 29); но это - ответ и всем последующим ее гонителям во все последующие века, вплоть до Страшного Суда. Для Церкви Бог всегда на первом месте, а человек - всегда на втором. Поэтому людям можно и должно повиноваться до тех пор, пока они не ополчаются против Бога и Божиих законов. Но как только они начинают противиться Богу и Его законам, Церковь должна против них выступить и им воспротивиться. Если же она этого не делает, то остается ли она Церковью? И представители Церкви, если они так не поступают, остаются ли они апостольскими представителями Церкви? И оправдываться при этом так называемой церковной икономией - не есть ли это не что иное, как прикровенно предавать Бога и Церковь? Такая «икономия» - это просто-напросто предательство Церкви Христовой.
    Церковь - это вечность во времени, в этом временном миpe. Миp претерпевает изменения, но не изменяется Церковь; не изменяется ее вечная Божественная Истина, ее вечная Божественная правда, ее вечное Божественное Евангелие, ее вечные Божественные средства ко спасению верующих. Они не изменяются, потому что не изменяется Господь Иисус Христос, Который и делает ее таковой. Во всю вечность действует и не стареет евангельская Истина: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).
    Церковью вечность присутствует во времени, чтобы время ею освящалось, обновлялось, срастворялось с вечностью и равнялось на нее. Не она должна ориентироваться на время или потворствовать духу времени, а, напротив, время должно руководствоваться ею как Вечной, и дух времени должен ей покоряться как носителю Духа вечности, Духа Богочеловечности. Ибо она - всегда Божественная, всегда Святая, всегда Апостольская, всегда Соборная, и поэтому никогда нельзя жертвовать Вечным ради временного, Божиим ради человеческого, Небесным ради земного. Нельзя и приноравливаться к духу времени. Напротив, в задачу Церкви входит: вводить время в Вечность, преобразовывать временное, дабы оно стало способным воспринять в себя Вечное, возрождать все человеческое Богочеловеческим. Ее вечный путь в этом мире - это сначала Бог, а затем человек; впереди Бог, а за ним человек, дабы Господу Иисусу Христу иметь во всем первенство (Кол. 1, 18).
    Власть в принципе - от Бога (см.: Рим. 13, 1-6): и иерархия ценностей, и иерархия порядка имеют бытие от Бога. Поэтому в принципе должно повиноваться власти как своего рода регулятору и как хранителю этого переданного Богом Божественного порядка в миpe. В противном случае все низвергается в безвластие, в анархию.
    Властям надлежит покоряться, пока они поддерживают Божественный порядок в миpe, пока они - слуги Божии и пока они и в самой жизни поступают как слуги Божии. Покоряться властям подобает, потому что они как слуги Божии носят меч, наказывающий зло и защищающий добро. Покоряться властям подобает, потому что они слуги Божии - отмстители в наказание делающему злое, а не доброе. Но если власти нагнетают страх и мстят делающим доброе, если власти преследуют Божие добро, если гонят они самое величайшее Благо, Bсe-Благо мира сего - Господа Иисуса Христа, а тем самым - и Его Церковь, то таким властям повиноваться не следует, нельзя даже слушать их. С такими властями христианин должен бороться: бороться святыми, евангельскими средствами. Никогда не должен христианин повиноваться больше людям, нежели Богу, а особенно тем людям, которые против Истинного Бога и против Его Евангелия.
    Власть в своем начале, в принципе - от Бога. Однако если власть отрекается от Бога и начинает выступать против Бога, то она превращается в сплошное олицетворенное насилие и тем самым перестает быть от Бога, становясь властью от дьявола. Таким образом, мы, христиане, знаем и тайну власти, и тайну насилия: власть благословлена Богом, насилие же Богом проклято. Все, что от Бога - добро, но стоит этим злоупотребить, как оно тут же становится от дьявола. Злоупотребление Божиим - в этом весь дьявол, в этом весь дьяволизм всех миpoв, включая и человеческий. Власть - от Бога; и пока она действует в Боге и ходит под Богом и с Богом - она благословенна. Но как только она оставит Бога, то становится тиранией, свирепым насилием - и тем самым переносит себя под власть антибога, противобога, дьявола.
    Таково евангельское, апостольское, святомученическое, святоотеческое, православное учение о природе и значимости власти. Таково об этом святое и непогрешимое учение Православной Христовой Церкви, таково оно от начала до сего дня, таким пребудет оно и от сего дня во все последующие века. Свидетели сему? - Все святые апостолы, все святые отцы, все святые мученики. Особенно - святые мученики, начиная от святого первомученика Стефана и вплоть до нашего святого дьякона Аввакума и всех прочих святых мучеников, пострадавших уже в наши дни. Все они пострадали за Господа Иисуса Христа, по большей части - от царей, королей и тиранов, одним словом - от богоборческих властей миpa сего.
    И количество этих святых мучеников и исповедников исчисляется даже не тысячами, а миллионами. Все они - святые и безсмертные свидетели Богочеловеческой Истины, заключающейся в следующем: христиане должны противиться безбожным и богопротивным указам и постановлениям царей, начальств и властителей миpa сего, кем бы они ни являлись и где бы ни находились. Каждый святой мученик, каждый святой исповедник - это живое и безсмертное воплощение пресвятого все-благовестия Православной Церкви. Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Каждый из них всей душой, всем сердцем, всей своей силой, всем умом исполнял это Божественное все-благовестие. И потому все они были мучимы, подвергаемы пыткам и издевательствам и приняли смерть от богоборческих правителей в те или иные века истории.

***

    Вот некоторые из этих безчисленных святых и безсмертных свидетелей:

    < ... >
    Святой мученик Мина († 304) и царский наместник Ермоген, мучитель христиан. - Ермоген требует от святого Мины выполнения царского указа. Святой Мина отвечает: «Святое это дело - почитать царей за власть и порядок. Но когда цари неправильно и неблагочестиво почитают Бога, Который и есть Верховная Власть, и не воздают Ему должного поклонения, тогда их чтить не подобает».
    Святой мученик Трофим († около 300 г.) и судья Аттик, царский наместник. - Судья Аттик спрашивает мученика: «Читал ли ты царские указы относительно христиан?» - Святой же ему отвечает: «Да, я их прочитал. Но что они для нас? Между верой и демонским заблуждением существует такое же различие, как между днем и ночью».
     Святой преподобномученик Андрей Критский († 767) отвечает царю Константину Копрониму: «Не дай Бог, чтобы отрекся я от Христа моего... Лучше тебе, царь, заниматься делами военными и управлять народом, нежели гнать Христа и Его служителей».
    Святая великомученица Евфимия и с ней сорок восемь мучеников († 304) и царский наместник Приск. - Приск их спрашивает: «Это вы противитесь царскому и нашему распоряжению, пренебрегая приношением жертв великому богу Арею?» - Мученики ответили: «Царскому или твоему повелению, царский наместник, надлежит повиноваться, если оно не противно Небесному Богу; если же оно противно Богу, то ему не только не следует повиноваться, но, напротив, надобно ему воспротивиться...»
    Святой священному-ченик Филипп, епископ († 304), отвечает царскому наместнику Иустину: «Я - христианин; и не могу совершить того, что ты требуешь; ты можешь меня мучить, но победить ты меня не сможешь».
    Спустя семь месяцев тот же наместник спрашивает того же святого: «Почему ты так неразумно противишься царской воле?» - А он ему отвечает: «Не поступаю я неразумно, но исполняю волю Бога, Творца и Судии всяческих. Священное Писание говорит: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Это я и исполняю. Справедливым царским повелениям я всегда покорялся».
    < ... >
    Святой великомученик Пантелеимон († 305) отвечает люто мучащему его царю Максимиану: «Царь, умершие за Христа, кто бы они ни были, не погибли, но оказались в вечной жизни... И считаю я для себя потерей не умереть за Христа, а прибылью - умереть за Него».
    < ... >
    Святой священномученик Антипа, епископ Пергамский (ученик святого апостола Иоанна Богослова, пострадал в конце I в.), отвечает царскому воеводе: «Воевода, знай следующее: я - христианин, и поэтому безумному и безбожному царскому указу я не покорюсь».
    Царский наместник Евпсихий спрашивает святого мученика Феодула († около 300 г.): «Разве ты не знаешь, что это справедливо - слушаться распоряжений царей, правящих вселенной?» Святой Феодул отвечает: «Воистину справедливо и благочестиво послушаться и на деле исполнить то, что повелевает Господь неба и земли, а распоряжений временно правящих царей хорошо послушаться только тогда, когда они праведны и не противны небесному Творцу; если же они неправедны, то их ни в коем случае нельзя исполнять».
    < ... >
    Святой мученик Кодрат Никомидийский († 250) и царский наместник Перений. - Перений приказывает святому Кодрату: «Покорись законам царским, а не Христовым!» - Святой же отвечает: «Покоряюсь я законам Небесного Царя, а не безбожным указам людей, не знающих Бога».
    < ... >
    Царским посланникам-вельможам и среди них - епископу Феодосию, святой Максим Исповедник, игумен († 662), заявляет: «Охотно соглашусь я на все, что повелит мне царь, если это не противно Богу и не наносит вреда вечному спасению души».
    < ... >
    Неустрашимый исповедник Истины, учитель вселенной, святой Иоанн Златоуст († 407) отвечает посланникам царицы Евдоксии: «Пусть негодует царица, сколько хочет, но я не перестану говорить истину. Ибо лучше для меня прогневлять людей, нежели Бога; и если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым».
    Солнечный столп Православной Церкви, святой Василий Великий (f 379), говорит угрожающему ему царскому наместнику Модесту: «Ты заберешь у меня имение? Этим ты ни себя не обогатишь, ни меня не сделаешь бедным. Думаю, что не нужны тебе и эти мои ветхие одежды, и немного книг, составляющих все мое богатство. Изгнания я не боюсь, ибо вся земля - Божия. На мучения и не взираю, ибо они приведут меня к желанному концу, и тем самым ты мне сделаешь благо, потому что скорее пошлешь меня к Богу моему».
   Модест сказал ему на это: «Никто не говорил со мной так смело». - Святитель же ему ответил: «Ибо не приходилось тебе разговаривать с епископом. Мы во всем прочем ведем себя смиренно и кротко, но когда некто хочет забрать у нас Бога и правду Его, тогда мы не взираем на лица». - Наконец Модест сказал: «Размысли до завтра, потому что предам я тебя на казнь». - Святой Василий ответил: «Завтра я буду тот же самый, но хочу, чтобы и ты остался при своем слове».
    Богозрачное солнце Православной Истины, херувимский ревнитель православной веры, пресвятое око Православной Церкви, святой Симеон Новый Богослов, игумен (почил в 1020 г.), говорит в глаза своему правящему епископу, Патриарху Цареградскому, отправляющему его в изгнание и гонящему его подло и лукаво: «Согласись учить нас в соответствии со Священным Писанием, последуя бывшим прежде тебя Святым Отцам, и мы примем тебя как равного апостолам и будем землей и прахом под твоими святыми ногами; и, будучи попираемы тобою, станем считать это посвящением, хиротонией. И не только это, но и распоряжения твои будем мы исполнять до смерти. Но если не будешь ты нас учить так, как побудил бы ты нас покоряться твоим повелениям... в этом случае мы не сможем сказать тебе ничего другого, как только то, что сказали некогда и ученики Христовы: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29)».

***

Такова позиция, таков путь, такова Истина Православной Христовой Церкви, начиная от святых апостолов и до сего дня, и от сего дня до скончания земного миpa. За счет этой позиции, т.е. в ущерб этому пути и этой истине, недопустимы ни уступки, ни компромиссы, ни отступления, кто бы их ни делал, будь это хоть сам «Вселенский Собор», если бы он собрался.

Перевод с сербского
Сергея Фонова

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.