Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Собиратель Земли Сербской

  

    Православная Церковь 13/26 февраля празднует память преподобного Симеона Мироточивого - в миру великого жупана Рашки Стефана Немани.
    В Архангельском соборе Московского Кремля среди изображений русских и вселенских святителей можно увидеть светлые лики трех величайших святых братской сербской земли: святого Саввы Сербского, преподобного Симеона Мироточивого и святого благоверного князя Лазаря. Издавна почитаемые на Руси, сии великие угодники Божии суть яркие символы и вечная слава Сербии.
    Священномученик князь Лазарь пострадал за Веру Православную от руки безбожных турок - в знаменитой битве на Косовом поле в 1389 г. он предводительствовал христианским воинством, заслонившим не только сербскую землю, но и всю Европу от натиска иноверных пришельцев из Азии1.
    Первосвятитель своего народа, основатель независимой Сербской церкви, святой Савва Сербский незримо присутствует в каждом сербском сердце: даже для неверующего серба он является главным героем национальной истории.
    Но ни святителя Саввы, ни святого великомученика Лазаря не было бы в истории сербской, когда бы Господь не явил прежде еще одного великого подвижника - преподобного Симеона, зачинателя славной лозы Неманичей...
    Святой Николай Сербский называет Стефана Неманю зачинателем и начинателем сербской истории. Кому-то подобная оценка покажется несколько преувеличенной, скорее, метафорой. Тысячелетняя история сербская - как продолжение праистории, общеславянской и индоевропейской (о чем пишет тот же свт. Николай Сербский во введении к своей несравненной работе «Сербский Народ как Раб Божий»), - безусловно, начиналась задолго до Немани. Да и крещеная история сербства знает немало славных имен, относящихся к более ранней эпохе. Это и святой Прохор Пчиньский, и святая Параскева Сербская, и святой Иоанн-Владимир. Последний пример лишний раз подтверждает, что и государственность у сербов существовала еще до Немани и Неманичей. «И до Немани были сербские жупаны... Был Часлав, и Воислав, и Бодин..»
    И все-таки державная история сербов, как говорит святитель Николай, история сербской нации - православного сербского народа, каким он предстает перед нами на протяжении всех последующих столетий (каким предстал перед миром на исходе XX в., приняв на себя страшный удар «тайны беззакония», - добавим мы), берет свое начало именно от Стефана Немани.
    Несмотря на существовавшие уже традиции национальной государственности, сербские области до Немани не составляли единого целого. Кратковременные периоды расцвета того или иного регионального центра сменялись столь же стремительными периодами упадка, нередко связанными с полной потерей едва обретенной независимости. И хотя чисто внешние масштабы были порою достаточно впечатляющими (так, Дуклянское государство в конце XI в. охватывало территорию современной Черногории, северной Албании2, Старой Сербии, Герцеговины, части Далмации - с Дубровником и Боснии), сами связи между различными сербскими землями - при, казалось бы, кровном и языковом единстве, - были весьма непрочными. Объединению сербов мешало отсутствие единой Истинной Веры.
    Очень рано узнали сербы христианскую веру от греческих проповедников. Уже при византийском императоре Ираклии (610-641) сербские племена, поселившиеся в окрестностях Сапоник - по ним, как свидетельствует Константин Багрянородный, целая местность получила название Сервия, - приняли православие. Позднее православие проникает и в другие сербские области.
    Славянская служба и славянские книги приходят в Сербию через учеников святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Тогда, в конце IX в., в массе своей принимает новую веру население сербской области Рашка. Однако частые смуты и волнения, набеги иноплеменных, появление еретических сект, особенно распространившихся в Боснии, не давали истинной вере окончательно утвердиться. К моменту отпадения католического Запада часть сербских областей подпала под влияние римской церкви. Все это крайне осложняло и процесс объединения сербских земель.
    В ХII в. в Сербии еще можно было найти местности, где люди поклонялись языческим кумирам. Иные области подпали под влияние еретиков-богумилов, отвергавших таинства и Церковь. В приморских краях господствовали латиняне. Однако в Старой Сербии, носившей в ту пору название Рашка (сейчас большая часть этой области известна под сохранившимся с турецких времен именем Санджак, меньшая - входит в состав Косова и Метохии и современной Черногории), народ был предан православию.
    Будущий великий жупан Рашки (титул великого жупана сербские правители традиционно получали от византийского императора) Стефан Неманя родился в Рыбнице. Так называлась в то время нынешняя столица Черногории - Подгорица. В этой области, Зете, преобладала римская церковь, поэтому Неманя был крещен в младенчестве латинским священником по католическому обряду. На окраине современной Подгорицы и сегодня можно увидеть древний храм святого великомученика и Победоносца Георгия - теперь уже, естественно, православный, - где, по преданию, произошло это событие. Ибо, как сказано в Житии преподобного Симеона, «не могло укрыться от него, что папа ищет преобладания над Сербией и что вообще латинство враждебно свободному развитию народа и преуспеянию его; он мог убедиться в чистоте и истине Православной Церкви и решился разорвать всякую связь с западною церковью.
    На тридцатом году от роду он торжественно принял крещение по православному обряду3 и стал усердно строить церкви и монастыри, в которых служба совершалась православная, славянская, как и в других славянских странах. Народ был рад слышать о величии Божием на родном, понятном языке и горячо полюбил Стефана и дом его».
    В литературе часто можно встретить известное противопоставление мирской и монашеской жизни преподобного Симеона. Подобно тому как многие современные историки едва упоминают - вскользь и, как бы нехотя, - о последних годах его подвижнической жизни в Студенице и на Афоне, некоторые церковные авторы склонны рассматривать долгую, полную невзгод, опасностей и праведных трудов жизнь Стефана Немани лишь как приготовление к истинному подвигу смиренного инока Симеона.
    Возможно, подобная, в конечном счете, и, безусловно, справедливая оценка является в какой-то мере косвенной реакцией на тот образ великого жупана Рашки и отца-основателя сербской нации, который донес до миллионов своих соотечественников крупнейший сербский писатель XX в. Милош Црнянский («безстрашный синеокий витязь»; мудрый и справедливый государь, торжествующий «в блеске славы и величии державных свершений», милостивый к своим верным слугам и безпощадный к врагам).
    Однако послушаем, что говорит современник Црнянского - святитель Николай Сербский: «Неизвестно, кто из них больше: Неманя-правитель или монах Симеон; Симеон-монах или же Симеон Мироточивый; тот ли, что был до смерти, или сей - после смерти». И далее: «Если великий человек не страдалец, тогда он просто авантюрист, подобный Бонапарту. Неманя был страдальцем втройне: за Христа Бога, за народ и за душу свою... Он был втройне страдалец и, поистине, великий страдалец. Но оттого и великий победитель и безсмертный муж» («Сербский Народ как Раб Божий», гл. 11-12).
    В своей истинно подвижнической, хотя и сугубо мирской жизни Стефан Неманя знал и падения, и взлеты. С библейским Иосифом сравнивает его святой Николай Сербский, говоря о столкновении Стефана с родными братьями. Конфликт сей был непосредственно связан с борьбой за независимость Сербии. Самый младший из трех братьев, Стефан стал рано задумываться о судьбе своего народа, пребывавшего под чужеземной, пусть и единоверной властью. Прославленный воин (его имя упоминается в летописи в связи с византийско-венгерской войной 1165 г.), он мог бы рассчитывать на блестящую карьеру и почет при царьградском дворе. Но ради блага рода сербского - презрел и вассальные, и родственные узы. Великим жупаном Рашки Неманя стал в 1166 году, свергнув своего старшего брата Тихомира - византийского ставленника. Войны с Византией не всегда были удачными. Вступив в конфликт с императором Мануилом, ранее пожаловавшим его многими землями, но теперь стремившимся ограничить сербскую самостоятельность, Стефан Неманя потерпел поражение, был взят в плен и уведен в Царьград.
    Несчастье не сломило его. Император же, восхищенный силой духа своего пленника, вскоре отпустил Стефана. Стефан Неманя родился в изгнании. Был узником своих собственных братьев. Был после их победителем. А затем, великодушно простив им былые обиды, обрел в их лице самых надежных соратников, отныне и до конца дней своих свято хранивших верность младшему брату. Сам же всегда помнил о великодушии византийского императора и в благодарность за это не поднимал оружия на Византию до самой смерти Мануила.
    За тридцать лет своего правления далеко на юг продвинул Неманя границы сербского государства. Он был и отважным воителем, подобно благоверным князьям Александру Невскому и Димитрию Донскому. И суровым ревнителем веры - подобно преподобному Иосифу Волоцкому и святителю Геннадию Новгородскому. Силой слова и убеждения обращая в истинную веру язычников и заблудших латинян, жестоко карал иных еретиков, воздвигавших хулу на Сына Божия, за что много веков спустя был оклеветан их соплеменниками и последователями, ополчившимися на его славянскую родину4.
    Хранитель веры православной, он требовал того же и от своих наследников. Не случайно не старшему Вукану, но среднему сыну - Стефану - передал он, уходя в монастырь, престол великого жупана, словно предвидя обращение первого к римскому папе и попрание им отцовских заветов. Столь же строго и неукоснительно наказывал Неманя беречь сербское имя и созданную им державу.
    Был ли он счастлив в своей суровой и бурной жизни призрачным земным счастьем? Однако все потрясения и скорби его Господь обратил в великую награду еще на земле. Последним испытанием для него стал уход на Афон любимого сына Растко - «утехи старости» и главной надежды. И именно этот сын - святитель Савва, принявший постриг в русском монастыре святого Пантелеймона, - явился исцелением всех его душевных недугов и вратами в жизнь вечную, свидетелем блаженной кончины и составителем первого Жития святого Симеона. «Вся борьба Неманина и все заветные цели его, - писал свт. Николай Сербский, - сводились к тому, чтобы объединить сербский народ и создать одну сербскую державу. Но не какую-нибудь там светскую, как это толкуют современные историки, т.е. - не светский народ и не светское государство, но народ христолюбивый, который Христу будет служить, и державу святую, коя опять же станет служить Христу. Всё да служит Христу - так, как и сам он служил до последнего своего вздоха на рогоже в Хилендаре».
    Имя его навсегда осталось и во святой истории Церкви, и в благодарной памяти потомков. Могучий ясноликий витязь, он был живым воплощением славянского мужества, силы и стати. Согласно свидетельству «Большого академического словаря сербского языка», во многих сербских говорах слово «неманя» до сих пор обозначает «людей с исключительно белой кожей и светловолосых».
    Другое значение данного слова: «ничего не имеющий». Только тот, кто не держится за тленное сокровище века сего, способен на величайший подвиг на тернистом и скорбном земном пути в наше Небесное Отечество. «Нету большего, чем „неманя" героя», - гласит сербская народная мудрость.
    Нерасторжимым единством двух взаимопроникающих начал, о коих писал еще Йован Дучич, проникнута вся история, вся традиция и все сознание сербов. В том числе и современное сербское сознание, несмотря на все наносные и болезненные явления, эти следствия общего апостасийного состояния. Ибо и сегодня, как учит нас митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, «не стихает постоянная брань между сим иудаистским, приземленным, - и тем, небесно-земным, богочеловеческим измерением человеческой и всемирной истории».
    Не всегда видимый телесными очами, незримый процесс этого противостояния обретает порою ясные и жестокие контуры, наполняя наши сердца как чувством боли, так и чувством гордости за наших сербских братьев, достойных сынов синеокой и солнцеликой Европы, стоящих на страже западных рубежей Православия со времен преподобного Симеона Мироточивого, в миру великого жупана Рашки Стефана Немани.

Илья Числов,
председатель Общества
Русско-Сербской дружбы

     1 В Западной Европе исход битвы на Косовом поле долго воспринимался как победа христиан-сербов, поскольку турки, понеся сильные потери, повернули назад, а не двинулись вглубь Балканского полуострова.
     2 Предки нынешних албанцев появились в этих краях позднее славян.
     3 Это произошло в церкви свв. апостолов Петра и Павла. Построенная в VIII-IX вв., она является старейшей из сохранившихся ныне на территории Старой Сербии. Здесь - в окрестностях современного города с восточным названием Нови Пазар некогда находился древний Рас - столица Рашки.
     4 «Развенчивая» средневековую сербскую историю уже в XX в., титовские коммунистические идеологи и их западные хозяева особое внимание уделяли искоренению Неманичами богумильской ереси.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.