Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ХРАНИТЕ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ

О верности в малом

     В наше время можно часто слышать слова о том, что «вера должна быть в сердце», что все, что касается внешнего ее выражения - второстепенно и даже вредно. Высказывается мнение: «Для Бога не важно, сколько ты поклонов положил перед иконами, в каком виде ты пришел в храм - в брюках и без платка (женщины) или в шортах (мужчины). Не важно, верно ли ты соблюдаешь устав Церкви, когда готовишься к Причастию и пр. Главное то, что внутри, а не снаружи. Главное - молись, будь милосерд по отношению к ближнему, а другое внешнее проявление веры не существенно». При этом, будто в подтверждение своего мнения, приводят слова Спасителя: Сыне, даждь Мне свое сердце.
    Безусловно, исполнение внешней обрядовости без сердечной веры является лицемерием: так делали фарисеи. Но невыполнение предписанных уставом Церкви наряду с внутренними (молитва) внешних обязанностей приводит к душевному оскудению, ослеплению. И вот, к великому прискорбию, мы уже не считаем кощунством изображение священных предметов на посуде, полиэтиленовых пакетах. Мы привыкаем к тому, что Божественные изображения наносятся уже куда угодно: на карманные календарики, которые после «использования» в лучшем случае долго пылятся где-нибудь на полках. Сюда можно добавить коробки аудио- и видео- кассет с иконами на обложках, сваленные в безпорядке вместе с другими предметами.
    Мы просто не замечаем или, вернее, стараемся не замечать, кощунственного положения, в котором находимся. Оправдание можно найти всему, и даже когда на полу в храмах наносят изображение Святого Креста, а мы спокойно наступаем на него, мысленно перекладывая ответственность на настоятеля.
    Преп. Исаак Сирин, известнейший знаток внутреннего молитвенного делания, говорил: «Очисти келлию свою от роскоши и от излишнего, и это приведет тебя к воздержанию невольно, хотя бы ты и не хотел... Одержавшие победу во брани внешней избавились от внутреннего страха». Выходит, внешние действия, не связанные с какими-либо значительными внутренними усилиями, могут привести к жизни «без внутреннего страха» - то есть к жизни по воле Божией!
Пещера вблизи г. Тбилиси, в которой подвизался
преп. Давид Гареджийский

    Удивительные примеры преподает Господь для нашего вразумления в житиях святых. Например, отрывок из жизнеописания великого грузинского святого преподобного Давида Гареджийского (память 7 мая по церковному календарю):
    [Однажды] Давид с некоторыми иноками отправился в Иерусалим. И когда они дошли до места, называемого «вершина благодати», откуда виден град Божий святой Иерусалим, Давид, увидев город, пал на землю и со страхом Божиим сказал в сердечном восторге: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты, Который пришел на землю для спасения рода человеческого, благоволил вочеловечиться без греха во чреве Пресвятой Девы Марии, по Своей Воле пострадал за грехи наши в этих местах, ныне видимых мною. Крест и смерть претерпел, как Человек положился во гробе со смертными и Божественною Силою воскрес и воскресил Божеством Своим Адама со всем родом его, сподобил и меня недостойного раба Твоего видеть эти места, где Святые Стопы Твои шествовали! С этого места не осмеливаюсь продолжать путешествие, дабы освященные Святыми Стопами Твоими места не попрать моими нечистыми ногами. И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места издалека».
    Видя происходящее, спутники просили его продолжать далее путешествие, но он говорил им: «Не могу отсюда далее идти, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам, поэтому идите вы одни туда и принесите и за меня грешного молитвы пред святым Гробом Господним». Они же, с печалью попрощавшись с ним, невольно оставили Авву и ушли.
    После молитв сердечных и излияния слез покаянных поднял Давид на том месте из-под ног своих три камня, как бы в знак того, что они взяты им от Гроба Господня, и, положив их в корзину, пошел обратно к Гареджи в Иверию.
    Бог, побеждающий всякого естества чин и закон, видя такое крепкое верою смирение святого Давида, промыслил открыть людям богоподобие смиряющегося чудотворца Давида избранника Своего. Господь посылает Илии, Патриарху Иерусалимскому, Своего Ангела и говорит так: «Мой возлюбленный Давид, приблизившись к Иерусалиму, взял с собою благодать его. Теперь же отправь скороходов, чтобы догнать монаха, идущего за городом, одетого в ветхие одежды и держащего в руке корзину, в которой лежат три камня. Повели взять у него два камня, а третий оставить при нем и сказать ему: «Так повелевает Бог тебе. Поскольку по мере твоего смирения взята тобою благодать Моего Гроба из Иерусалима, то Мне угодно, чтобы две части возвратились опять Иерусалиму, дабы совершенно не лишить его благодати, а третью часть дарую тебе для взятия в пустыню. Иди туда с миром и освяти пришествием твоим братию твою. Впредь же, притекающие с верою к тебе приимут исцеления от болезней и освобождение от прегрешений своих. Возьми камень сей, как знак благодати в твою пустыню для памяти и возвещения веры твоей».
    Патриарх очень удивился этому явлению; он немедленно призвал скороходов, рассказал им все виденное, во сне или наяву - Бог весть, и тотчас же послал их к Давиду. Скороходы догнали смиреннейшего Давида и поведали ему обо всем, что говорил им Патриарх Иерусалимский.
    Давид удивился милостивому Суду Божию, определяющему место и образ пребывания в мире благодати Духа Святого, пав на землю, воскликнул со умилением и благодарением: «Слава Тебе, Боже и Отче наш! Слава Тебе, Единородный Сыне Бога Отца! Слава Тебе, Святый Душе, исходящий от Отца, и славимый со Отцем и Сыном! Слава Тебе, Пресвятая Единосущная Троице, Боже наш, что призрел и на меня грешного и недостойного раба Твоего и не пренебрег молитву мою, и удостоил явления Своей Божественной благодати».
    Потом он возвратил посланным два камня, которые были принесены скороходами в Иерусалим к Патриарху. Поведав Святителю о Давиде, скороходы в точности удостоверили все слышанное им от Ангела. Слух о необычном чудесном происшествии разнесся по всему городу Иерусалиму и окрестностям.
    Смиренный же Давид через некоторое время прибыл в пустыню и положил принесенный камень в церковь. При прикосновении к этому чудотворящему Камню исцелялись немощные, больные и прочие, иным образом, страждущие верные христиане.
    Вскоре после Давида возвратились из Иерусалима его спутники и возвестили братьям обо всем виденном и слышанном в Граде Святом; так и разнеслась по всем окрестностям пустыни весть о богоподобном смирении угодника Божия Давида, и о принесенном им чудотворном камне. Со всех сторон пустыни стекалось множество отшельников и богомольцев видеть чудо Божие и прославлять Дивного во святых Своих Господа Иисуса Христа.
    Какое дивное чудо! Внешнее выражение чувств - благоговение св. Давида, посчитавшего себя недостойным ступить на землю, политую Кровью своего Спасителя, подобно Ей освятило мертвые камни.
    Ведь благоговение - это главное чувство к Богу, которое рождается от внешнего почитания святынь. Оно проистекает от благодарного сердца, имеющего страх Божий, который и есть начало премудрости и сливается в неизреченную любовь ко Христу.
    Господь говорил, что в последние времена оскудеет любовь, и мы действительно уже почти не видим истинной любви ни в окружающем нас мире, ни в себе. Но не будем от этого унывать, прибегнем к совету святых, которые опытно прошедши путь ко спасению познали, что желающий приблизиться ко Господу, «жить без внутреннего страха» может при помощи внешнего делания.
    Приучая себя относиться с благоговением ко святыне, послужим Господу всем, чем можем, начиная с малого. Пока Господь нас не призвал от сей временной жизни, мы привязаны к земному и через него творим дела веры и выражаем наши чувства к Спасителю. А Он, дабы не заблудились мы в духовной жизни, защищая нас от лукавых козней невидимого врага, через Своих святых даровал нам строгий и неизменный свод церковных правил. Соблюдающий каноны никогда не уклонится ни влево, ни в право, и не станет увлекаться только внутренним, или, напротив, внешним, но всегда будет шествовать средним, Царским путем ко спасению.

Свящ. Михаил Локтев

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.