Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
СОВРЕМЕННЫЕ ЕРЕСИ

ГЛАВНЫЙ ВРАГ СЕКТАНТОВ - ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

     

    Тема сектантства являлась одной из самых наболевших тем конца ХХ века. Однако и сегодня ее актуальность остается в силе. О том, какие бывают секты, как их распознать, в чем их опасность для душевного и физического здоровья читатель может узнать из беседы, проведенной в редакции нашей газеты. Для этой цели мы пригласили людей, в той или иной мере связанных с темой сектантства. Это представитель МП священник Владимир Романов, врач-психотерапевт Анна Алексеевна Федорова, председатель миссионерского отдела ЦПП «Просветитель» Игорь Владимирович Беланов и бывший адепт секты Муна - студентка Ирина Куприянова.


    Дорогие гости, позвольте начать нашу беседу с определения понятия «секта». Что в понимании каждого из вас означает это слово?

     О. Владимир: Секта - это отдельная от Церкви община, имеющая целью собрать под свои знамена как можно больше адептов, якобы с благим намерением - открыть истинное знание. На самом деле, любая секта - это ересь. И ее можно рассматривать лишь с позиции православной Истины.

    Миссионер И. В. Беланов: Секта - это не только община, это еретическое собрание людей, численность которого может составлять более миллиона человек. Так, например, все нынешние многочисленные протестантские конфессии, как-то: баптисты, адвентисты и проч., до революции также именовались сектами. Сегодня они борются за то, чтобы их признали традиционными религиями России, активно судятся с теми, кто называет их сектой, но во многих дореволюционных миссионерских брошюрах и учебниках они именовались именно сектантами.

    А как медицина определяет понятие «секта»?
    Врач А.А. Федорова: С точки зрения медицины, секта представляет собой группу людей, подвергшихся зомбированию, влияющему на психику и нередко наносящему вред здоровью не только своих адептов, но и окружающих, как это было с нашумевшей сектой Аум Синрике.
    Для нас, медиков, секты - это те же очаги эпидемии, только более опасные, чем, например, холера. Потому что след от зомбирования остается практически на всю жизнь.
    Студентка И. Куприянова: Так оно и есть. Я сама была в секте Муна и, хотя мне кажется, что мое состояние вполне нормализовалось, все же я временами испытываю страх перед любой религией.

    Получается, освободившись от мунитов, вы потеряли вообще веру в Бога?
    Студентка И. Куприянова: Да, именно так. Страх снова оказаться обманутой закрывает душу от любой мистики. Конечно, благодаря одному православному священнику, я сейчас делаю первые шаги к Богу, но, поверьте, мне это непросто.
    Врач А. А. Федорова: Зачастую в секты попадают люди со слабой психикой и там получают так называемое «промывание мозгов». После такой обработки сначала человек ощущает радость приобретения. А затем постепенно впадает в состояние анамнеза, у него появляется склонность к суициду. Это обычное состояние всех сектантов.

     Сказано: Просите и дано будет вам (Мф. 7, 7).
     Если просим дурного, оно не дается нам, а доброе раньше или позже будет дано. Ибо Господь хочет, чтобы у Него непрестанно просили добра, и только добра. Когда мы взыскуем добра, особенно для укрепления веры, для своих ближних, мы взыскуем Царства Небесного. А это первое и главное, что заповедал нам Господь. В церковных молитвах часто звучит моление о вере непостыдной и любви нелицемерной.
Существует вера постыдная, которой постыдятся еретики и сектанты и на земле, и на Суде Божием. А вера православная - вера непостыдная.

Свт. Николай Сербский. Миссионерские письма

    Как известно, очень много сект не только в нашей стране, но и за рубежом. Каким образом можно классифицировать существующие на сегодняшний день секты?
    О. Владимир: Практически все секты, вся эта зараза пришли к нам из-за рубежа. России сектантство было не свойственно. Со времени принятия Крещения Русь была оплотом Православия, и никакое сектантство не могло зародиться в ее недрах. Что же касается классификации, то одним из первых классификаторов по части ересей по праву признан свт. Епифаний Кипрский (315-403). Он предостерегает людей от лжеучений диавола в своей книге «Панарион».

    А что означает слово «Панарион»?
    О. Владимир: «Панарион» в переводе с греческого означает «аптека» или, точнее, «кивотон», т.е. такой ковчежец с лекарственными препаратами. Помните, на иконе св. Пантелеймона в руке ковчежец с лекарствами? Так вот, свт. Епифаний предлагает труд в виде такого ковчежца с цельбоносным лекарством от укусов ядовитых (еретических) животных. Конечно, это все в духовном смысле. Его лекарства - словеса Истины, направленные на опровержение сатанинских мнений того или иного еретического сообщества.
    Свт. Епифаний писал, что истинное познание о Боге было известно Адаму, который обнаруживал в себе черты христианства: верил в Святую Троицу. Истина неизменна и потому святитель пишет, что вера Адама была такой же как и во времена жизни самого святого Епифания.

    А можно поконкретнее, каким образом классифицировал ереси свт. Епифаний?
    О. Владимир: Апостол Павел писал, что во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, ни Варвара, ни Скифа, но нова тварь (См.: 2 Кор. 5, 17). Опираясь на его слова, святой Епифаний пишет, что до Рождества Христова на земле существовало четыре типа ересей: варварство - от сотворения мира до потопа, скифство - от потопа до Вавилона, еллинство - от Вавилона, и иудейство в виде сект - фарисеев, саддукеев и проч., не признавших Иисуса Христом Богом.
    Взяв за основу пророчество из Книги Песнь Песней (8, 8-9), где говорится о 80-ти наложницах, под которыми следует разуметь еретические учения, свт. Епифаний 20 ересей определил к ветхозаветным (к дохристианскому периоду), а остальные 60 определил к новозаветным. Он же разделил ереси на нехристианские и «христианские».

    А как же сейчас можно говорить о ересях, что их 80, когда одних только сект несколько тысяч?
    Миссионер И.В. Беланов: Это говорится не о конкретных сектах, а об их классификации. Как, например, к семейству бобовых относим не только бобы, но и фасоль, горох, сою. Так и в данной классификации речь идет только о еретических направлениях, которые в последнее время нередко мутируют и дают новые семена плевел.
    Об этом пишут и сщмч. Ириней Лионский и свт. Ипполит Римский. А преп. Иоанн Дамаскин в своем труде «О ересях» буквально цитирует святого Епифания и как бы пополняет список изложением ересей, бывших после святителя. В свою очередь, блаж. Феодорит Кирский в труде «Еретические басни» (453 г.) также делит все ереси изначально на четыре группы.
    Одним словом, Святые Отцы нарисовали нам древо еретических учений, корнем которого является гордыня древнего змия.
    Что же касается классификации сект в русской богословской литературе, то до революции некоторые делили все секты на простонародные и интеллигентные. Простонародные - это хлысты, молокане, скопцы, штундисты и им подобные, а интеллигентные: толстовцы, пашковцы и т.д.
    Но такая классификация не всегда совпадала с действительностью. В наше время появилось много сект псевдохристианского толка, такие как иеговисты, «Христианская наука» и проч. Если большинство сектантов опираются на Евангелие, как основной источник непререкаемой Истины, то данные еретические учения основаны на опровержении всех и вся. Когда им выгодно, то они охотно приводят тексты Священного Писания в подтверждение своих слов. Когда же нет, то начинают искать доказательства, чтобы опровергнуть само Св. Писание (ссылаются на неточный перевод или на то, что в кумранских рукописях не так было написано).
    Большое распространение в России получили восточные секты, связанные с индуизмом, буддизмом, даосизмом, синтоизмом и прочим язычеством. Такой является известная секта кришнаитов, заманивающая своих адептов в пещеру горделивого разума. Например, кришнаиты ведут иерархию «продвинутости». Вторая степень кришнаитского посвящения гласит примерно так: «Если твой собеседник не склоняется на твою сторону, то значит, ему не дано еще познать истину. А ты ее уже познал». Вот, горделивая уловка диавола: «Ты избранный, ты не такой как те, кто еще не стали кришнаитами».
    Есть также и псевдонаучные секты, которые прикрываются врачеванием физически и психически больных людей. Сюда можно отнести сайентологов, экстрасенсов, всяких бабушек-шептух, собирающих вокруг себя группы людей, превозносящих их до небес.
    А всякие теософские, антропософские общества, секты бахаев, мунитов, движение Нью Эйдж, астрология, масонство и прочий откровенный сатанизм - все это можно отнести к оккультным направлениям.

    Да, эти секты достаточно известны. Как можно определить, является ли та или иная группа людей сектой или нет?
    Врач А.А. Федорова: Во-первых, сегодня секты уже не те, что были в дореволюционной России, для них не подходит определение, данное в советских словарях. Цель главарей современных сект - это, в первую очередь, бизнес, т.е. возможность зарабатывания денег и укрепления своей власти над людьми. Сначала они стараются завербовать как можно больше людей, а потом добиться их полного подчинения, чтобы использовать в своих личных, корыстных целях.

    Сейчас нередко говорят о сектах в самой Православной Церкви, когда вокруг священника собирается группа людей. Что можно сказать об этом?
    О. Владимир: Если рассуждать с канонической точки зрения, то сектой считаться может лишь еретическое собрание. Если же вокруг священника, который является служителем Православной Церкви, собирается группа людей, то удивительного в этом ничего нет. Такое сообщество называется приходом, а сами люди прихожанами и духовными чадами.
    Конечно, отсутствие единогласия среди священства обусловлено веянием времени. Отсюда и некоторое разномыслие. Но надо не путать разномыслие с расколом и сектантством. Апостол Павел говорит: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19).
    Если священник не согласен с мнением своего епископа по какому-либо вопросу, то это не является расколом.
    Раскольниками Церковь называет тех, кто отделился от своего епископа и не поминает его имя на Божественной литургии. А когда священник поминает своего епископа, но при этом не согласен с ним во взглядах на отдельные вопросы, например, экуменизма или глобализма, то называть такого священника раскольником недопустимо. Тем более считать его паству сектой, которая так же придерживается его мнения - тоже непозволительно.
    Напомню, что 56-е Апостольское правило повелевает отлучать от общения церковного тех, кто оскорбит священника подобным образом.
    Миссионер И.В. Беланов: Позвольте мне добавить, что свт. Иоанн Златоуст также выносит строгий приговор тем, кто дерзает хулить священство. Он так и говорит, что лучше осудить весь мир, чем осудить священника.
    Замечу также, что сектантами называли фарисеи апостолов, сектантом и злым стариком называли еретики преп. Максима Исповедника. Поэтому нападки на православных со стороны ругателей, неспособных отличить ересь от раскола, а Истину от лжи, были всегда.

«Вонмем»
Фото Н. Бреева

 

    Всякий, кто бы пожелал воспользоваться дарами Божиими, тот необходимо должен уверовать во Христа Спасителя (Ин. 14, 1), познать Его Истину и присоединиться к обществу истинных проповедников Христовых (Деян. 2, 47). Подобно тому, как если кто хочет получить в надел землю и права крестьянства, тот должен присоединиться к крестьянскому обществу, или - для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться правами ремесленника, должно причислиться к ремесленному обществу; так точно и для того, чтобы пользоваться благами воплощения Единородного Сына Божия, нужно присоединиться к обществу, которому Господь дал Свои дары (Еф. 4, 1-8), то есть должно присоединиться к Церкви Христовой.

Варжанский Н. «Доброе Исповедание»

    А что вы можете сказать о таких общинах, как собрание свящ. Георгия Кочеткова?
    О. Владимир: О. Георгий является священником Православной Церкви, но взгляды его носят обновленческий характер. Конечно, они далеки от Православия, но, как видим, священноначалие не предает его анафеме. Пока этого не произошло, то мы не вправе называть его сектантом, тем более раскольником. Да, это обновленческий приход, с протестантствующими идеями, но никак не секта.
    В принципе, это и есть пример того, о чем я вам говорил чуть раньше. Лично я категорически против учения кочетковцев, но в то же время никто не вправе предать о. Георгия анафеме до тех пор, пока этого не сделал собор епископов. Однако если священник открыто, с амвона, проповедует ересь, осужденную прежде Соборами или Святыми Отцами, то от такого пастыря надо отходить и не иметь с ним никакого общения. Так повелевает 15-е правило Двукратного Собора: отделившийся от распространителя еретического учения отделился не от Церкви, а от еретика.
    К сожалению, в наше время некоторые священники, пытаясь подорвать авторитет другого священника, ревнующего об Истине, нередко называют его сектантом. Таковым напомню, что каким судом судите, таким и судимы будете.
    Миссионер И.В. Беланов: Действительно, очень опасно брать на себя подобный суд. Ведь одно дело назвать человека грешником, например, вором, обманщиком, а другое - сектантом, еретиком или раскольником. Такой суд в праве совершать только Священный Собор.
    Вообще сектант - это человек, находящийся вне Церкви. А наше дело собирать людей в Церковь, а не расточать. Важно не обозлить человека, важно направить его на путь Истины.
    Только в том случае, если человек не желает следовать по пути Православия, тогда следует отвращаться его, чтобы самому не заразиться его взглядами, потому что общение сближает людей друг с другом, и человеческий фактор может взять верх над Истиной.
    Некоторые начинают рассуждать, что и секты делают доброе дело, так как не дают человеку стать наркоманом, пьяницей, развратником. Но сами сектантские учения гораздо страшнее наркотиков.
    Врач А.А. Федорова: Совершенно верно. Когда речь идет о заведомом причинении вреда здоровью в виде формирования «зависимого расстройства личности», то это несравнимо ни с какими наркотиками.
    Нередко случается, что человека, порвавшего с сектой, активные сектанты пытаются вернуть обратно. Именно такое психотравмирующее воздействие причиняет вред здоровью человека.
    К сожалению, к консультации врача-специалиста обращаются только если произошла трагедия, когда человек уже обрел навык доверия вождю секты. А потом начинаются самоубийства адептов, в том числе и коллективные. И это не случайность, потому что подобные вещи происходят в сектах слишком часто. Все это свидетельствует о расстройствах психики участников сект.
    Студентка И. Куприянова: Я полностью согласна с Анной Алексеевной. Я сама пережила этот кошмар, а потому хочу поделиться с читателями газеты «Дух христианина» своим горьким опытом.
    В секте «преподобного» Муна я постоянно испытывала мрачное состояние. Нас заставляли безпрестанно молиться, чтобы не было возможности подумать и осознать, что ты пребываешь в прелести. Мы молились, и это моление стало привычным для меня.
    Когда я переставала молиться, то ощущала сильную тяжесть на душе и страх. Мне говорили, что Мун помогает нам и заботится о нас. И это внушалось на уровне подсознания. Думать об учителе плохо - запрещалось, это страшный грех.

    А что Вам помогло выйти из этой секты?
    Студентка И. Куприянова: Мне помог один иеромонах из Оптиной Пустыни. Я с ним познакомилась случайно через свою подругу. Она православная и ходит в храм. А тогда в нашей секте стали готовиться к «свадьбе». Это такой особый обряд. Ведь Мун якобы безгрешен, а потому вместе со своей женой они составляют «подлинную семью». Только вступив в такую семью, человек, по учению мунитов, может спастись.
    Говорят, что сам Мун определяет, подходят ли люди друг к другу в сексуальном отношении. А затем проводят массовые бракосочетания. Иногда для этого кидают жребий. Например, берут фотографии мужчин и женщин и вытаскивают наугад.
    Нередко получается такой парадокс: толстая пожилая женщина становится супругой молодого стройного юноши или наоборот. Причем новобрачные обычно знакомятся всего лишь за несколько дней до свадьбы, а иногда и вовсе во время свадьбы. Некоторые «супруги» вынуждены общаться через переводчика, потому что сам господин Мун Сан Мен очень любит интернациональные браки.
    Когда я узнала об этом, мне стало страшно, и я решила посоветоваться с кем-либо из духовных людей. Так попала в Оптину. А там, побеседовав с батюшкой, поняла, в какой пропасти я находилась.
    О. Владимир: Такими браками муниты увеличивают прирост своих адептов, надеясь, что если муж и жена будут последователями секты Муна, то и дети их также станут подражать родителям. Таким образом, страна мунитов будет разрастаться. Подобные планы существуют у многих сект, но муниты устраивают всеобщие торжества, привлекая загадочностью «судьбы».
    Тоталитарные секты, как и наркомафия, живут за счет взяточничества и подкупов. Это не секрет. Они располагают огромными средствами и потому нанимают нужных специалистов для доказательства своей «безобидности». Несмотря на то, что учения сект различаются, они способны тут же объединиться для борьбы с Православием, лоббируя в законодательных органах легализацию деятельности любой из них. Они опасаются, что если суд запретит одну секту, то такое действие может повлечь за собой запрет и всех остальных. А ведь это потеря дохода и власти над одурманенным народом.
    К сожалению, наше правительство смотрит и равняется на демократическую политику США, а не на многовековой опыт Российской государственности.
    В Царской России до середины XIX в. не было никаких трудностей с сектантской экспансией. Сектантов выдворяли за территорию России, и там только они могли проповедовать.
    Существовал определенный закон, возбраняющий проповедь различных лжеучений. Православие было государственной религией, и потому Русь называли Святой.
    Сегодня многие уже поняли, что потеряла Россия и Русский Народ, дозволив упразднить Православную монархию. И радостно, что люди распознали обман демократической лжи. Сегодня каждый русский человек твердо знает, что только монархия способна исцелить раны на теле нашего государства. Только она способна навести порядок, избавить нас и наших детей от пагубного влияния сектантства и даровать русским людям нормальную человеческую жизнь на своей Родной Земле.

Беседовал Дмитрий Морозов


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.