Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
РУССКАЯ СВЯТОСТЬ
Знамение над Афинами
История вторжения ереси экуменизма в Православное учение началась с реформы Церковного календаря  
     

    Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский отказались принять участие в «конгрессе», осудив незаконные действия Мелетия. Александрийский Патриарх Фотий объявил постановления Константинопольского «конгресса» не имеющими канонической силы - «близкими к ереси и схизме», а их календарную реформу - «безцельной, неканоничной и вредной...»1 Иерусалимский Патриарх Дамиан (Касатос) решительно отказался ввести новый стиль в своем Патриархате. Мелетий получил поддержку лишь со стороны греческих церквей-сателлитов, уже давно входивших в орбиту Фанара и Румынской Церкви. В награду за принятие нового стиля Румынские новостильники получили от Мелетия статус Патриархата.
    Во время работы «конгресса» духовенство и миряне собрались на митинг, который закончился нападением на Патриархию с целью изгнать незаконного патриарха-новатора. Мелетий вынужденно бежал из Константинополя, а на его место был избран другой Патриарх.
    Кассандрийский митрополит Ириней (†1945) по поводу обновленческого «конгресса» 1923 года писал: «Какое право имел этот пришлец [Мелетий Метаксакис] без мнения митрополитов Вселенского престола созвать «Всеправославный конгресс»? И согласно какому закону или канону предстоятель одной Поместной Церкви мог отменить решение всех Восточных Патриархов по вопросу календаря и пасхалии, принятое выдающимися Патриархами - Константинопольским Иеремией II, Александрийским Мелетием (Пигасом), Антиохийским Иоакимом и Иерусалимским Софронием? Допустимо ли в гражданских делах, чтобы низшая судебная инстанция отменяла решение высшей?»2.
    В 1930 г. созывается Всеправославная комиссия в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон. Представитель Сербской Патриархии, ныне прославленный Охридский митрополит Николай (Велимирович) (†1956), только тогда дал согласие, чтобы Сербская Церковь приняла участие в работе комиссии, когда убедился, что она не имеет ничего общего с «Всеправославным конгрессом» 1923 г. «В противном случае сербы осудили бы Вселенскую Патриархию», - писал митрополит Ириней3. - Они воздерживались от молитвенного общения с новостильниками, считая их по существу схизматиками».
    Мелетий, продолжая свою бурную экуменическую деятельность, посредством денег и интриг избрался на Александрийский престол и там ценою разделений насадил новый стиль. Эмесский митрополит Александр по этому поводу писал: «Антиохийская Патриархия была вынуждена принять новый стиль под давлением арабов из Америки (англикан), без материальной помощи которых она немогла себя содержать»4. Народ видел в лице Мелетия предтечу антихриста. Лишь раскольническая «живая церковь» в России была благодарна ему за то, что он признал обновленческий синод «единственно законным органом Русской Православной Церкви»5.

    Но Мелетий на этом не остановился. Он решается выдвинуть свою кандидатуру и на Иерусалимский престол. Однако на этот раз власть денег оказалась слабее чистоты веры Иерусалимских иерархов. Один из них, Керкирский митрополит Мефодий (Кондостанос) (†1967), писал: «Беглец со святых мест, из Китии, из Афин, из Константинополя, Мелетий (Метаксакис), непостоянный и неспокойный властолюбивый дух, злой демон, не поленился из Александрии попытаться занять Иерусалимский престол»6.
 
 
Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) на встрече с англиканским архиепископом

    На этот раз задуманная Метаксакисом авантюра не удалась. В 1935 г. он умирает от страшной, мучительной болезни. Говорят, что он лишился рассудка и через шесть дней испустил дух, скрежеща зубами и ломая себе руки. В предсмертной агонии он стенал: «Я мучаюсь, потому что разделил Церковь!»7. Но Церковь разделить никто не в силах, потому что, по обетованию Спасителя, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Он отделил лишь себя и всех тех, кто уклонился от богослужебного порядка Апостольской Церкви.
    Положение в Афинах было нелегким. Еще в 1923 году правительство Венизелоса при поддержке Мелетия созвало «синод» из пяти человек. Этот «синод» тремя голосами против двух избирает архимандрита Хризостома (Пападопулоса) архиепископом Афинским. Такое поставление было признано неканоничным, поскольку Пападопулос был рукоположен в архиепископа Афинского тремя проголосовавшими за него архиереями под давлением властей.

    Комментарий: 30-е Апостольское правило гласит: «Если кто епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним».

     Приступив к обязанностям, незаконный архиепископ, несмотря на сильное возмущение церковного народа, принял постановление о переходе Греческой Церкви на новый стиль. Не подчинившимся Хризостом грозил отлучением, обвиняя их в расколе.

    Комментарий: Обновленцы, искажая понятие о единстве Церкви, угрожали расколом. «Раскол не смывается даже кровью, - говорили они. - Лучше нарушить каноны, но сохранить единство Церкви». Такое убеждение часто действовало на малосведущих в церковных правилах, и они соглашались с обновленческим заблуждением. Те же, кто понимал, что Церковь не просто собрание людей, исповедующих Бога как им угодно, а Тело Христово, благоговейно и неизменно хранящее Священное Предание, не принимали новшества. Ведь всякий, отступивший от Истины, уже разделился с Церковью и находится вне единства с ней.

    Все епископы и большинство священнослужителей покорились нововведению. Такое предательство греческого епископата, предсказанное некогда святителем Нектарием Эгинским, явилось основной причиной возникшего разделения. Желающие спастись покидали Грецию и уезжали в Болгарию, Сербию, Россию. С этого времени для всех, не принявших новый стиль, начался путь исповедничества. Народ выходил с крестными ходами на площади городов, призывая Патриарха и Синод отменить римское нововведение, за что многих арестовывали, подвергали избиениям и пыткам. Иногда люди шли на верную смерть, но не соглашались принимать папского нововведения. Тюрьмы были переполнены. Несколько исповедников были публично убиты.
    14 сентября 1925 г. в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня более четырех тысяч старостильников собрались около церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Афинах. Вскоре сюда прибыл отряд местной полиции, чтобы арестовать священника. Но ревнители Православия стояли стеной, не желая пропустить полицейских в храм.

    В этот момент высоко в небе засиял огромный белый восьмиконечный Крест, который как лучом прожектора осветил церковь и стоящий вокруг народ. Увидев знамение Креста, люди, падая на колени, взывали: «Господи, помилуй!» Объятые страхом, пали ниц и бывшие там полицейские, которые вразумились видением и перешли на сторону старостильников. Трое из них впоследствии приняли монашество.
 
 
Знамение Креста 14 сентября 1925 г. над церковью Иоанна Богослова в Афинах

    Крест был виден со всех концов Афин. На центральной площади Омония остановились трамваи. «Люди выбегали на улицы, выглядывали из окон, слезно взывали к Богу о помиловании. И никто не мог сделать зла в тот день никому из верных», - вспоминали очевидцы.
    Многие говорили, что знамение Креста явилось свидетельством Божиего благоволения к православным, не нарушившим древнее Предание Церкви и праздновавшим Воздвижение Креста Господня по старому стилю.
    Однако через несколько дней в газетах появилось сообщение, в котором новостильный Патриарх пытался убедить людей в том, что этот Крест был явлен лишь для мирного урегулирования отношений между полицией и старостильниками. Хризостом писал всем архиереям Элладской Церкви, что «согласно решению Священного Синода Греческая Церковь приняла определенное Вселенским Патриархом исправление юлианского календаря...»
    Все же впоследствии он раскаялся в своей раскольнической деятельности и в беседе с греческим старцем Филофеем (Зервакосом) сказал: «Напрасно я сделал это. О, если бы я только этого не совершал! Этот проклятый Мелетий держал меня за горло!»8.
    Были среди греческих епископов и несогласные с политикой Патриарха, но все же они не решались открыто исповедовать Истину. Лишь в 1935 году три митрополита официальной Греческой Церкви перешли на старый стиль. Однако они сразу же попали под запрет от новостильного Патриарха.
    Трудно представить, в каком страшном положении находились тогда православные. Со всех сторон модернизм сковал умы иерархов. Россия, которая всегда была оплотом и защитником Православия в лице Самодержца, оказалась обезглавленной и находилась как бы в кольце, будучи практически полностью изолированной от других Поместных Церквей вплоть до начала сороковых годов, что в какой-то степени спасло ее от протестантского духа реформации.
    В Греции же продолжалась великая смута. Епископы и священники переходили то в официальную Элладскую Церковь, то в «Истинную Православную Церковь» (ИПЦ). Некоторые, во главе с митрополитом Флоринским Хризостомом (Кавуридесом), заняли двойственную позицию и стали считать себя частью новостильной Греческой Церкви.
    Епископ Матфей (Карпатакис) Бресфенский, возглавлявший ИПЦ в течение 11 лет - с 1937 по 1948 гг., - призывал старостильных епископов в ИПЦ, чтобы хиротонисать новых епископов, но не добился успеха.
    ИПЦ оказалась в сложной ситуации, на грани безпоповства. Митрополит Флоринский Хризостом по-прежнему отказывался принять участие в архиерейских хиротониях для ИПЦ Греции, и епископ Матфей в 1948 г. решается на единоличное поставление епископа. В результате появился «Священный Синод ИПЦ Эллады», однако он не был признан ни одной из Поместных Церквей из-за нарушения 1-го Апостольского правила.
    В 1955 г., после смерти митрополита Флоринского Хризостома, его последователи образовали «Совет архимандритов», не пожелав присоединиться к «матфеевской» оппозиции. Так появился еще один раскол в новостильной Греческой Церкви - «Флоринская» юрисдикция. Возникшие разделения дали возможность греческим обновленцам оправдывать свое отступление. «Лучше выбирать единство Церкви, - говорили они, - чем календарь».
    Такой безосновательный аргумент и сейчас приводится в Греции сторонниками нового календаря. Однако афонские старцы по этому поводу говорили, что и та, и другая крайности являются каноническим нарушением и неприемлемы для Церкви.
    Как омертвевшее тело начинает разлагаться, так и утратившее благодать собрание людей разделяется. Это можно увидеть на примере католической церкви, породившей протестантов многоразличного толка. Стремясь к объединению с отпавшими католиками, православные реформаторы раздирали хитон учения Христова, отделяя при этом себя от Апостольского Предания и святоотеческих заветов. Любовь, которую они испытывали к Западу, влекла за собой ненависть к своим собратьям, остающимся верными Православию.
    Экуменическая сущность явилась основной причиной канцерогенного развития западной болезни, заразившей умы православных греческих иерархов, которые, по учению Церкви, должны не приставлять омертвевшие и уже не могущие возвратиться к жизни члены, а отсекать, дабы все тело не погибло от экуменической гангрены. Так учили Апостолы, так поступали святые Отцы.

1 «Церковный вестник». София. 1923. № 41. С. 5.
2 ? ???????????? ??????????..., - ОЕМ, ?. ?, 1990, I-XII, ?????? 18-21. ???. 15.
3 ОЕМ, ?. ?, 1989. I—XII. ?????? 17. ???. 69, а. 6.
4Архим. Серафим (Соболев). Православный взгляд на старый и новый календарный стиль. София. 1972. С. 32-33.
5 ???????? ??? ?????????..., ???. 88.
6 ???????????, ?, ??????????, ?????????, ????????; ???????? ??? ????????? ??? ?? ????????????????? ???????????? ????????? 10.5.- 8.6.1923. ?????? 1982, ???. 6.
7 Календарная проблема: Православный взгляд. М.: 2003. С. 52.
8 ???????? ??? ?????????..., ???. 91.

Продолжение в след. номере

    

 
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.