Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИЙ

 

«Не путайте нас с лицедеями...»

Письмо в редакцию

    В адрес редакции пришло письмо по поводу публикации интервью корреспондента Елены Смоляниновой со священником Александром Правдиным в статье «Театрализация - спекуляция души», опубликованной в №13(13), 1 октября 2005 г.

     Здравствуйте.
    Впервые я приобрел несколько номеров газеты «Дух христианина» на Православной выставке. Буквально впитал их, радуясь и утешаясь всеми публикациями до тех пор, пока не наткнулся на интервью со священником Александром Правдиным. Несправедливое рассуждение, смешение лицедейства и театрализованных спектаклей воскресных школ кольнуло меня в самое сердце. Я сам участник таких спектаклей и в защиту театрализованных детских церковных праздников пишу это письмо, обращаясь к священнику Александру и его единомышленникам.

    «Ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак. 2, 18).

    Подмена Рождества Христова Новым годом после октябрьской революции прошла быстро и эффективно. Сейчас уже три поколения детей и взрослых выросли без Пасхи и Рождества. Даже священник Александр помнит только новогодний маскарад. И неудивительно, эти праздники помнят все взрослые без исключения, потому что впитывали их с детства.
    Теперь наша задача - обратная. Для детей долгожданными должны стать не 8 марта, не Новый год, не 1 мая, а наши церковные праздники. Тем более такие, как Рождество и Пасха. Именно на сцене можно интересно рассказать о Священной истории, показать жизненный уклад русской деревни, пользу ремесел, положительные и отрицательные характеры персонажей и сказочных героев.
    Дети должны слышать русскую речь, видеть русские костюмы, узнавать традиции. Как современному ребенку объяснить, что он русский? Детский спектакль в этом отличный помощник.
    В наших спектаклях нет ни жестокости, ни зла. И святых мы не играем. И маски героев не на себя надеваем, а на персонажей. В сценках, которые мы разыгрываем, герои выходят из затруднительных ситуаций или с помощью Божией, или исполняя Его заповеди.
    Кроме того, в наших спектаклях принимает участие множество детей. В последнем Рождественском спектакле участвовали дети из детского дома. Что же здесь плохого? Где тут лицедейство? В чем тут грех?
    После наших спектаклей дети долго вспоминают их, сердечки горят у них верой и, незаметно для себя, они начинают ждать следующий праздник. А заодно просвещаются и родители.
    Не только мы спектакли показываем и кукольные театры. Мы играем в русские игры. У нас очень весело. Неверующие люди, случайно попавшие на наши праздники, с восторгом говорят, что ничего подобного не видели: «Мы думали, вы только умеете молитвы читать да креститься...»
    Я не верю Вам, о. Александр, что в дореволюционной России на Рождество в зале просто стояла наряженная елка, дети всего лишь приходили и пели тропари, стихиры(?!), колядки, читали стихи и все.
    Изучив даже немного материалов по культуре и быту русского народа, я увидел, что елка не просто стояла. За ней ходили в сочельник в лес или на елочный базар. Елка несет на себе главный символ Рождества - Вифлеемскую звезду. Не это ли яркий образ сочетания культурной традиции и священной истории? Украшали елочку игрушками, которые не в магазине покупали, как сейчас, а мастерили сами, готовясь к празднику заранее. Дети постарше - колядовали. А те дети, которые читать не умели, тропарей и стихир не знали, они что же, по-вашему, оставались без праздника? Нет, конечно. К ним Рождество приходило в виде сказки. Ведь в эту ночь вся природа поклонилась младенцу Христу. Как это было? Кто знает? Сказка знает! Вот мы и тропарь споем, и сказку расскажем, и колядку покажем и Бога прославим!
    Пожалуйста, не путайте нас с лицедеями, смехотворцами, скоморохами, циркачами, безнравственными актерами театра, эстрады, телевидения и кино. Я сам против тех театров, которые обличал батюшка Амвросий. Верующему человеку от них пользы никакой. Но больше тревожат меня не эти театры и актеры. Тревожат люди церковные, которые позволили показать в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Рождественский спектакль, где персонажами были инопланетяне(!). Тревожат церковные люди, печатающие рождественские сценарии, в которых доминирует ругань и драматизм. Или сценарий, в котором в воскресную школу идет Буратино(!). Стыдно за них. Бог им судья.
    Мое мнение, что надо уметь не только молиться и поститься, но и быть патриотом, болеть душой за Россию, защищать и возрождать ее культурные традиции. Христианскую культуру может творить только православный верующий человек. Об этом подробно и блистательно рассуждает великий философ Иван Ильин в книгах «Путь духовного обновления» и «Основы христианской культуры». Без православной веры нормально жить невозможно, но и культуру забывать нельзя. Ей все-таки больше 1000 лет. Надеюсь, что скоро в великие праздники мы (православные христиане) будем не только благоговейно молиться на службах. Но и после них и песни петь и хороводы водить, и в игры играть, и плясать, и Бога прославлять и благодарить за то, что он даровал нам родиться на русской земле, исповедывать православие и просвещать мир не только языком церкви, но и языком культуры - русской христианской культуры. Помоги нам, Господи! Аминь.

Звонарь храма Благовещения
Божией Матери в Федосьино
р. Б. Алексей Галухин, дети и
родители воскресной школы.

 

«Не важно, кого играет человек, в любом случае это - игра»

Мы передали письмо о. Александру и получили ответ.

     Дорогой о Господе Алексей!
     Искренне признателен Вам, что тема детских спектаклей не оставила Вас равнодушным. Это уже хорошо, поскольку равнодушие гораздо хуже лицедейства.
    Вы пишите, что три поколения детей выросли без Пасхи и Рождества. Не могу с этим согласиться. Русские люди никогда не забывали своих великих Господских праздников. Я помню, что в годы советской власти на Пасху народ всегда шел на кладбище. И как ни запрещали, как ни высмеивали коммунисты эту традицию, все же не смогли ее упразднить. А Рождество (особенно в деревнях) всегда сопровождалось колядой. Помню, как в детстве приходили к нам комсомольцы колядовать по домам накануне Рождества. Так было каждый год.
    Русский народ праздновал и будет праздновать святые события из жизни Господа нашего Иисуса Христа, и никакие спектакли нам не нужны, чтобы сохранить эту прекрасную традицию.
    Весьма сожалею, что Вы, будучи звонарем при Божьем храме, так смутились правдой. Вы считаете, что именно на сцене можно интересно рассказать о Священной Истории, показать жизненный уклад русской деревни, пользу ремесел, положительные и отрицательные характеры персонажей и сказочных героев, что детский спектакль - отличный помощник в том, чтобы объяснить ребенку, что он русский.
    Увы, мой дорогой брат во Христе. Это надо показывать не на сцене, а подвигом своей жизни. Если мы добрым примером докажем не только детям, но и всем окружающим, что Православие - это Истина и Любовь, то не понадобятся никакие инсценировки, пусть они даже будут без жестокости и зла.
    Не важно, кого играет человек: святого или какую-нибудь зверушку - в любом случае - это игра. Вы пишите, что маски героев надеваете не на себя, а на персонажей. Но ведь этих самых персонажей кто-то же играет. Это и есть лицедейство, т.е. действие от другого лица.
    Разве будет польза ребенку, если он притворится на время спектакля волхвом или пастухом из Евангельской Истории? Нет. Ребенок должен быть самим собой, даже если он и из детского дома. Ведь закон Божий для всех одинаков.
    Мы должны воспитывать в детях искренность и приучать их всегда быть не двоедушными и не надевать маску. Ребенок впитывает все, а потом взрослые ломают голову, почему их дети, достигнув 12-14-летнего возраста, вдруг покидают храм. Потому что они привыкли вести двойную жизнь. Привыкли играть роль детей послушных и верующих, в угоду родителям, а настоящее лицо открывается потом, и бедные родители недоумевают, что произошло с их ребенком.
    Поверьте мне, Алексей, не от спектаклей горят верою сердечки у детей, а от слышания слова Божьего, которое не нуждается в театрализации. Евангелие обновляет и воскрешает душу, надо только читать и стараться исполнять непритворно.
    Вы пишите, что неверующие люди, случайно попавшие на ваши спектакли, с восторгом говорят, что ничего подобного не видели. Ну и что? А православными от этого они, к сожалению, не стали. Что толку метать бисер, коли человек ищет не тернистого пути ко спасению, а развлечений? Широкими вратами не войти в рай никому.
    Мы не протестанты, которые обходят весь свет, и своими спектаклями на тему Священного Писания стремятся обратить ходя бы одного, а, обратив, уловляют душу его в вечную погибель. Нам нет нужды ходить по квартирам и опускать листовки в почтовые ящики. Господь этого не делал. Он пришел на гору Елеонскую, и за Ним последовало множество народа. А наша Елеонская гора - это православные храмы, которых сегодня много и, слава Богу, они открыты для всех желающих последовать за Христом.
    Вы пишите, что не верите, что в дореволюционной России дети возле рождественской елки читали только стихи, колядки, тропари и проч. Возможно, дети декабристов и социал-демократов упражнялись и в чем-то другом. Но я говорил о верующих семьях, где, как Вы правильно заметили, дети украшали елочку игрушками, которые мастерили сами. Дети постарше - колядовали. А к малышам Рождество приходило в виде сказки. Но сказку эту рассказывали, а не показывали в ролях.
    Согласен с Вами и в том, что развратные фильмы, циркачи и скоморохи куда вреднее для души, чем рождественский спектакль для детей. Но, тем не менее, грех остается грехом. И если кто-то украл одну монетку, а не миллион - все равно пред Господом будет судиться как вор. Оставим грех лицедейства, хоть он и не так велик в данном случае, и станем исповедовать Православие и просвещать мир не языком культуры - русской христианской культуры, а делами. Пусть Ваш патриотизм будет не только на словах.
    Лучше не обманывать самих себя мнимой пользой детских спектаклей, а смириться под великую руку Божию и следовать заповедям. Вера без дел мертва, а значит надо не играть в православных верующих, а, оставив свое заблуждение и страсть, на деле стать подвижниками благочестия, чего искренне желаю Вам, дорогой о Господе Алексей, и всем вашим сторонникам в данном вопросе.

С любовью о Господе,
Свящ. Александр Правдин.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.