Не сотрудничество - а сосуществование
Преподобный Иустин (Попович)
(Из работы «Правда о Сербской Православной Церкви в коммунистической Югославии»)
Богу Божие - кесарю кесарево. Вот принцип евангельского сосуществования Церкви и государства, определенный и заповеданный Самим безгрешным и Всеведущим Господом и Спасителем Иисусом Христом (ср.: Мф. 22, 21). Поэтому для Церкви он неизменно и вечно обязателен.
Кесарю: динарии, деньги, - на них и изображение кесаря. А Богу? - и душу, и тело: ибо на душе и в душе - образ Божий, а через душу - и на теле и в теле, ибо оно живет богообразной душой и является носителем богообразной души. Поэтому и то, и другое принадлежит Богу = вечности, вечной жизни = Вечной Истине, Вечной Правде, Вечному Разуму, Вечному Смыслу. Поэтому Божиим нельзя жертвовать в интересах кесарева. Первенство и здесь всегда принадлежит Богу.
В Богочеловеке и Его деле, а также в Его Теле - Церкви: Бог всегда на первом месте, а человек на втором; всегда все решается Богом, а не человеком. Это всеценность и всемерило Вселенской Церкви. Поэтому к каждой проблеме должно приступать «со страхом Божиим, верою и любовью». Церковь - это Богочеловеческий организм, а уже затем - организация. Она - Тело Богочеловека: поэтому все в ней сначала должно рассматриваться, наблюдаться и измеряться Богом, а затем человеком, т. е. человеком из Богочеловека. Но никогда - лишь человеком, никогда - «по человеку». Поэтому всегда и еще раз всегда: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Когда же это ставится под вопрос, тогда и первоверховного апостола Петра надобно обличить при всех (Гал. 2, 14). Здесь вечно и непреложно действует апостольский принцип деятельности Церкви: Угодно Святому Духу и нам (церк.-слав.: Изволися бо Святому Духу и нам - Де-ян. 15, 28); сначала - Дух Святой, потом - мы: мы после Духа Святого, и в Духе Святом и с Духом Святым. Богу Божие - кесарю кесарево - евангельский принцип сосуществования Церкви и государства. Не сотрудничества, а сосуществования. Не сотрудничества, тем более что «кесарь» попирает все Божие, и не желает ничего Божиего, и хочет уничтожить все Божие. Здесь нет даже самых изначальных условий для сотрудничества. Или сосуществование равноправных учреждений и входящих в них человеческих существ, или же страдание Церкви от гонителей, от мучителей, от насильников, которые отвергают и гонят Бога и все Божие, а диктатурой навязывают анти-Бога и анти-Божие. Церковь и государство отделены друг от друга; и то, и другое само для себя, в себе и по себе. Не вмешиваться во внутренние дела Церкви, не посягать на ее вечные и святые евангельские обязанности и права. Ясно, что при любом режиме, не исключая и безбожного, Церковь должна найти свой modus vivendi1, однако это всегда должно быть в духе и пределах евангельского принципа сосуществования: Богу Божие - кесарю кесарево. И еще: под верховным контролем и другого всеобъемлющего принципа христианского благовестия: Повиноваться больше Богу, нежели человекам. Если же все это отсутствует, то для Церкви как единственный евангельский modus vivendi остается - страдать за Господа Иисуса Христа, терпеть все происходящее, мужественно переносить бедствия и лишения и, таким образом, бороться за основные права веры и за человеческие души.
Наши коммунисты urbi et orbi2 проповедуют и даже как бы поддерживают сосуществование разных идеологий, разных идеологических систем и режимов. Так вот же для них самое непосредственное поле деятельности для проявления этого самого «сосуществования» на нашей земле, и причем для проявления не теоретического, не абстрактного, не пропагандистского, не «экспортного», а весьма реального. Однако вместо сосуществования вы требуете от Церкви сотрудничества и навязываете его. А это значит - требуете и заставляете нас слушаться вас более, нежели Бога и - страшно и сказать! - ради вас, в ваших интересах действовать против Бога, против Господа Иисуса Христа! Но на эти ваши требования и притязания - вот неизменный и вечный ответ Церкви устами богоносного апостола: Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4, 19). Всегда и неустанно мы проповедуем: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29).
Если же не состоится такое «сосуществование» на нашей югославской земле для Сербской Православной Церкви, то все разглагольствования наших коммунистов о том же самом «сосуществовании» на межгосударственном и межконтинентальном уровне остаются голой абстракцией, мертвой схемой, экспортным мифом, сладкоглаголивой и притягательной рекламой сирен нового века, пропагандистской басней, сказкой из коммунистической «Тысячи и одной ночи».
1 Образ жизни; способ существования (лат.).
2 «Городу (т. е. Риму) и миpy»; на весь миp, всем и каждому (лат.).
Перевод С. П. Фонова