Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Косово в духовной и исторической перспективе Сербского народа

Владыка Артемий, епископ Рашско-Призренский

    Церковь Христова в духовной сущности Сербского народа является основой вертикали, которая соединяет сербов с Небом и Царством Небесным, а также его горизонталью, относительно исторического прошлого культурного и духовного процветания. Так было всегда, и мы верим, что так будет до скончания века. Церковь Святая Православная - живой свидетель всех исторических испытаний, которые выпали на долю нашего народа. Наиболее грозные из них всегда доставались святому Косову и Метохии, как духовной, культурной и державной колыбели сербского народа...

Богородицы Левишки в Призрене, оскверненная албанцами в марте 2004 г.

     Косово, подобно Иерусалиму, уже не является просто географическим понятием, но - демографическим. Это уже вопрос народной, духовной, культурной, христианской и человеческой принадлежности. Это совокупность всех непреходящих ценностей, а также идеалов, ради которых стоит жить или умереть, если потребуется. Эта истина много раз являла себя на всем историческом пути святой Сербии.
    Поэтому Сербская Православная Церковь сегодня глубоко озабочена судьбой Косова и Метохии. Она особенно обезпокоена участью сербского народа и православных святынь, которые находятся там - не важно, в нетронутом или в разрушенном состоянии. Необходимо в очередной раз вспомнить правду о Косове и Метохии, о прошлом и настоящем, а также рассмотреть духовную и историческую перспективу сербского народа.
    Всем известно, что проблема Косова и Метохии возникла не сегодня и не вчера. Ее корни уходят в глубь веков. Поэтому этот вопрос невозможно осмыслить, а тем более правильно разрешить без глубокого понимания истории, хотя напоминание о ней у многих представителей международных сил вызывает либо усмешку, либо иронию, что указывает на их желание игнорировать противоположное мнение и не принимать во внимание авторитетный исторический опыт.
    Мы выступаем наперекор общностям людей, не имеющих собственной истории, или история их неправедна. Им не по себе от того, что сербский народ обладает глубоко развитым национально-патриотическим чувством и многими историческими ценностями. Он хранит свое достоинство пред Богом и людьми. Это определяет сознательное стремление нашего народа к сохранению и обновлению непреходящих духовных ценностей, что подразумевает интерес и созидательный настрой в отношении дальнейшего развития истинной христианской цивилизации.
    Только в этой исторической перспективе можно правильно понимать происходящие в последние годы события на Косове и Метохии. Как будто вся много-вековая скорбь сербского народа воскресла и сжалась до плотности атомного ядра, - в этом проявляется современная народная сущность.
    И раньше бывали войны между отдельными государствами и народами, которые завершались чьим-то поражением и чьей-то победой, но после обязательно наступало перемирие, и восстанавливались приемлемые соседские отношения.
    На Косове и Метохии сегодня происходит то, о чем история пока не ведает. Так, после завершения войны, условия жизни для сербского народа стали крайне тяжелыми. Попраны все человеческие, личные и общественные права сербов. Мы лишены права на жизнь, права на свободное передвижение, права на труд и на поддержание жизни от плодов своего труда. Мы не имеем право на охрану здоровья, нарушено право на нормальное образование детей, а также многое другое.
    Жизнь сербов на Косове подобна жизни на островах, находящихся под угрозой затопления. Это - наши анклавы, гетто и лагеря. Они буквально опоясаны колючей проволокой.
    Прошло уже шесть с половиной лет с момента завершения войны на Косове и Метохии, когда была подписана Резолюция СБУН 1244 «Кумановского соглашения», которая должна была обезпечить «мирную и безбедную жизнь для всех граждан Косова и Метохии».
    Вместо этого не прекращается голгофское страдание сербского народа и Сербской Православной Церкви на Косове и Метохии. Изгнание коренного населения, и без того проживающего в режиме постоянного гнета и невиданных в мировой истории гонений, непрестанно совершаемых албанскими террористами, жестокость которых с каждым днем все возрастает.
    Присутствие международных сил в лице военных и гражданских формирований КФОР и УНМИК нисколько не изменило положение дел, поскольку они пренебрегают статусом сербского народа на Косове и Метохии. Здесь ясно прослеживается тенденция толерантности в отношении к боевикам. И вместо того чтобы остановить злодеяния против сербов, международные организации вселяют в захватчиков надежду получения Косова в подарок.
    Такое положение дел не изменили и даже не поколебали гнусные преступления (в Старом Граде, Обиличе, Црнице, взрыв автобуса около Подуева, в Гораждевце). Никого не возмутил мартовский налет албанцев в 2004 г., когда за два дня было убито 12 мирных сербов, ранено 850 человек; 4000 были изгнаны из своих домов под страхом смерти; уничтожено и сожжено 930 домов; семь сербских сел стерты с лица земли; сожжено и уничтожено 35 церквей и монастырей, среди которых пострадали средневековые шедевры архитектуры. Поруганы истоки сербской духовности, такие как Богородица Левишка в Призрене и другие святыни. Призрен - царский город, бывшая столица Сербского государства. Сегодня он остался без единой святыни. Сожжена резиденция епископа, а также соборный храм Святого Георгия, духовная семинария св. Кирилла и Мефодия, монастырь Святых Архангелов и много небольших церквей в Подкаляе.
    Это касается не только Призрена. В те два дня все Косово и Метохия были охвачено пламенем. Сожжен монастырь Девич, а гроб святого Иоанникия разбит и осквернен. Сожжены также церкви и дома священников в Приштине, в Косовской Митровице, в Подуеве и т.д. Уничтожены сотни древних икон, сожжены и осквернены фрески неоценимой культурной и художественной ценности. Много было осквернено и уничтожено могил, разбрасывались останки христиан, покоившихся на сербских кладбищах. Бесноватое насилие и варварское отношение к христианским культурным ценностям было шокирующим и необъяснимым. На пепелищах, на месте наших церквей находили остатки фресок XII и XIV веков, обугленные части старинных церковных книг. Такое варварство и в таком объеме не имело места даже во время войны. И все это беззаконие совершалось в присутствии 18 тысяч лучших, вооруженных по последнему слову военной техники воинов НАТО - такое еще не случалось в новейшей мировой истории.
    Через великие страдания и искушения прошли монахи монастыря Святых Архангелов около Призрена, монахини из Девича, пострадали протоиерей Мирослав Попадич из Приштины, Ранджел Денич из Липляна, священники из Косовской Митровицы.
    То, что случилось 17 марта, нельзя охарактеризовать как «международный конфликт между сербами и албанцами», как об этом твердили некоторые западные СМИ. Речь не идет об отдельных группах экстремистского толка, совершивших единичную акцию. Встает вопрос о десятках тысяч албанцев, которые под предводительством бывших ветеранов ОВК уничтожили все, что носит знак Креста, Сербства и цивилизации. Это не было демонстрацией, так как люди были вооружены автоматами, гранатами и прочей взрывчаткой. Надо сказать, что нападали они не только на сербов, на их дома и православные святыни, но и на представителей КФОР, и полицию УНМИК, пытавшихся защищать сербские анклавы. По информации УНМИК, пострадало 117 полицейских, 63 воина КФОР. Сожжено и повреждено 150 полицейских машин. По некоторым данным, даже на территориях Косова, где сейчас проживают практически одни албанцы, были погибшие со стороны сил международной коалиции.
    Накануне нападения говорилось об удачном выполнении миротворческой миссии, и решался вопрос о сокращении международного военного присутствия. Говорилось о возможности передачи всех административных функций косовским албанским институтам власти, против чего выступали сербские представители вместе с Православной Сербской Церковью. Они предупреждали о том, что бывшая структура ОВК, расформированная силами НАТО в 1999 г., - это всего лишь внешняя трансформация в правовые организации, суть которых осталась той же - исполнение плана полной этнической чистки Балканской земли ради создания Великой Албании.
    События 17 марта нельзя охарактеризовать как стихийные. Так, господин Дерек Чепел, официальный начальник УН-полиции, первый заявил о том, что нападение на сербов было заранее спланировано. То же самое подтвердил и шеф УНМИКа Гарри Холкерн. Комендант НАТО, американский генерал Г. Джексон заявил средствам массовой информации, что «говорить о международном конфликте на Косове - значит лицемерно лгать. То, что происходит, есть уничтожение одного народа и его истории». Для средств массовой информации на албанском языке адмирал сказал: «Необходимо прекратить этническую чистку».
    Албанская ложь обличила себя в глазах так называемого демократического мира, перед лицом тех, которые «имеют очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать и сердце, чтобы разуметь».
    Албанские лидеры не могут прикрыть ужас и размеры варварского насилия и пытаются оправдать эти зверства нерешенностью вопроса о статусе Косова и Метохии и разными социальными предлогами. Не желая уменьшить значение различных социальных проблем, приведем цитату из новостей на албанском языке «Коха Диторе», передающих выступление генерального секретаря НАТО господина Шефера: «Не верю тому, что нерешенный статус имеет какое-либо отношение к происходящему. Здесь идет речь о людях, которые неправильно мыслят и которые впадают в иллюзии, считая, что через акты злодеяний и насилия можно осуществить свои амбиции. Они должны понять, что международные силы никогда с этим не согласятся». Так г-н Шефер показал, что албанские лидеры желают просто избежать ответственности за свои злодеяния или переложить ее либо на Белград, либо на международную коалицию, обвинив последнюю в неразрешенности проблем на Косове и Метохии.
    К сожалению, голос совести и разума, зазвучавший было непосредственно после 17 марта, постепенно утихал, заглушаясь натиском политических заговорщиков так называемого независимого Косова и Метохии, желающих начать процесс «гуманитарного переселения сербов». Если эта политика будет реализовываться, то возникнет опасный прецедент новой дестабилизации в целом регионе, что может вдохновить радикальные силы во всех регионах Балкан, спровоцировать межэтнические и межрелигиозные столкновения, что приведет к дальнейшему уничтожению христианских святынь и сделает невозможным интеграцию в этой части Европы. Все это является дурным вдохновляющим примером для различных экстремистских организаций, которые все больше убеждаются в победоносном оправдании насилия, невзирая на существование международных соглашений.
    С учетом этого положения и жизненных обстоятельств на Косове и Метохии, священство и монашество Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской епархии столкнулось с выходящими из ряда вон, всеобъемлющими задачами. Прежде всего, было положено немало труда, чтобы уговорить сербов не продавать свои дома и другое имущество албанцам, которые не жалеют денег на выкуп сербских земель с целью окончательного изгнания сербов из Косова. Тенденция к продаже сильно возросла после 17 марта 2004 г. и продолжается по сей день. Сложно остановить этот процесс - не помогает даже личный пример священников, которые участвуют в восстановлении разрушенных церквей и жилых домов.
    В связи с этим приходит на ум сравнение Косова со старозаветным праведным Иовом. Косово - это сегодняшний сербский Иов. Как прежде Иов сидел в струпьях на гноище за городом, так и Косово отброшено сегодня на мировую свалку, все оставили его и презирают, и торопятся поскорее забыть о его существовании. Отсюда такая спешка о статусе Косова в будущем, поскольку теперь Косово стало живым огнем для многих влиятельных людей в мире, который жжет их совесть, превращая ее в раскаленный уголь, потому что они осознают свое соучастие в исторических событиях, из-за которых Косово очутилось на гноище. И как прежде, приятели Иова долго убеждали страдальца в том, что причиной бед являются его собственные грехи, и Господь поделом наказал его, так и теперь сильные мира сего пытаются убедить сербов в том, что, хотя они и понесли такие непомерные жертвы на Косове и Метохии, но по сути, сами являются виновниками собственных страданий.
    Так говорят, судачат и оценивают люди положение сербов. Потому что, как и прежде, скрыта от очей их тайна страдания в мире, особенно тайна страдания праведника. Как в те времена Иов осознавал, что нет за ним тех грехов, которые бы стали виною страдания и просил у Бога объяснения тайны его положения, так и сегодня на Косове сербы, осознавая свои человеческие недостатки и грехи, не могут согласиться с тем, что вся вина за Косовскую трагедию лежит исключительно на сербских плечах.
    И как история Иова в конце концов показала, что был прав он, а не его приятели, так как сказано: И дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов, 42, 10) - так и в отношении Косова, хоть и страдает сербский народ, но Господь умножает Свое благословение на нем, даруя новую духовную силу и новое будущее для Косова.
    Как прежде в отношении Иова Бог сказал сатане: Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги (Иов, 2, 6), так и сегодня, не взирая на страдания, душа Косова не тронута. Бог ее хранит. И поэтому Косово через свою Голгофу шествует к своему славному Воскресению. Душа Косова - это наши святыни, церкви, монастыри, которые, подобно жемчужной россыпи, украшают сербскую духовную колыбель. А душа монастырей - это братство и сестричество - монахи и монахини, которые денно и нощно возносят молитвы к Богу, созидая в себе боголикость и распространяют духовность подобно аромату ладана среди остального сербского народа Косова и Метохии, который годами претерпевает то, что другим не под силу, стоит твердо и непреклонно в Истине, и твердо уповает на то, что правда Бо-жия явит себя в полном сиянии ивоздаст всем по заслугам.
    Если есть чудеса в сербском народе, то главным является расцвет монашества - мужского и женского, в Епархиях Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской. Бог благословил в это тяжелое время монашествующих и воздает им многой благодатью, более, чем «двойной», как у Иова. От монашествующих в наших святых обителях уже становится «тесно», а пробужденные молодые души продолжают приходить, определяя себя на службу Богу и народу.
    Процветание и развитие монашества дает небывалое духовное обновление на этих просторах. В то время как неприятель стремится стереть и уничтожить телесное и духовное присутствие сербов на Косове и Метохии, происходит восстановление старых монастырей, которые более ста лет лежали в руинах, в них поселяется молодое монашеское братство, и жизнь начинает бить ключом. Так обновился монастырь Святых Архангелов близ Призрена (во время наитяжелейших военных столкновений в 1998 г.), монастырь Девич около Сербицы, монастырь Георгиевы Столпы около Нового Пазара, монастырь Кончул около Рашки, монастырь Дубокий Поток около Зубина Потока, монастырь Сочаница около Лепо-савича, монастырь Баньска около Звечана, монастырь Зочище около Ораховца, монастырь св. Иоанна Предтечи у Великой Хочи. Кроме того, построены новые монастыри: Свв. Целителей Косьмы и Дамиана во Врачеве около Лешка; святой Параскевы Пятницы около Лепосавича; Пресвятой Богородицы (в честь иконы «Троеручица») на Девиных Водах около Звечана; Святой Варвары около Нового Пазара.Около монастырей повсюду, где возможно, обновляются старые и воздвигаются новые церкви, и прежде всего, в тех местах, куда возвращаются изгнанные прежде сербы. Несмотря на трагичность периода, уже подняты новые прекрасные храмы - в Зубином потоке (2000 г.), в Лепосавиче (2002 г.), в Косовской Митровице (освящена в день памяти св. Димитрия 08.11.2005 г.). Обновлена церковь в Осоянах, первом селе, в которое стали возвращаться сербы. Недавно мы освятили руины разрушенной церкви Рождества Святого Иоанна Крестителя в Левоше недалеко от г. Печи, в это село недавно вернулось 50 семей.

Освящение руин разрушенной церкви Рождества Святого Иоанна Крестителя

    Обновление церкви в Левоши идет на средства, выделенные Республикой Сербской. Таким образом подтверждается территориальная интеграция и суверенитет державы Сербской на Косове и Метохии и ее готовность к усилению духовного потенциала сербов. Печь Патриархия, Грачаница, Дечаны сегодня представляют не столько предмет удивления и почитания со стороны мировой общественности, сколько верное доказательство нашего независимого и постоянного существования на этих просторах.
Подобной активностью наша власть утверждает сербов, которые сегодня живут на Косове и Метохии, у них крепнет доверие к власти, они видят, что власть готова пойти на все, чтобы сохранить свой народ и территорию, открывается перспектива к дальнейшему развитию серб-ства в его вековой колыбели. И не только это. Таким образом в сердцах изгнанных сербов поселяется желание поскорее вернуться на родную землю, даже если от домов остались одни пепелища. В людях зарождается надежда и даруются силы начать строить все заново.
    Порядок обновления наших святынь на Косове и Метохии осуществляется при помощи со стороны Рашско-Призренской Епархии вместе с правительством Республики Сербской, особенно с Министерством по религиям и представляет собой эффективную модель организации возрождения, которую Епархия реализует самовластно, как хозяин в своем доме, создатель, многовековой владелец и хранитель своего богатства, с одобрением и созданием условий и мер безопасности со стороны надлежащих институтов державы Сербии. Это - единственная модель, которая не может подлежать оспариванию и осуждению со стороны международных сил, так как речь идет о праве собственности, почитаемом международным правом.
    Итак, Косово осталось в веках знаком и мерилом, по которому узнается Сербский народ и всякий серб в отдельности. Без Косова Сербский народ перестал бы существовать. Потерял бы свою национальную, моральную и духовную независимость.
Точно так и Сербия, как Держава, без Косова немыслима. Сербия - это храм, а Косово -это алтарь. Без алтаря храм утрачивает свой смысл. Сербия - это тело, а Косово - сердце в этом теле. Можно ли вырвать сердце из тела? Косово определяет смысл всей нашей национальной истории, оно осмысливает и оправдывает ее. Косово - это определение для Царства Небесного, для вечных непреходящих ценностей. Такой выбор был впервые сделан во имя целого сербского народа святым великомучеником князем Лазарем накануне первой Косовской битвы в 1389 г. Та битва продолжается на протяжении веков и не прекращается. Всякое новое поколение сербов определяется свободно и сознательно для Царства Небесного и встает под хоругви крестоносного благочестивого Князя, либо для царства земного и отходит к табору Вука Бранковича. И мы, современные сербы, тоже проходим это испытание. Не сомневаюсь, что мы сделаем правильный выбор.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.