Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
РУСЬ СВЯТАЯ

 

Самое большое богатство России

«Мы - русские, с нами Бог!» (А. В. Суворов)

Продолжение. Начало в № 9

    Трудно подсчитать ущерб, нанесенный революцией нашей стране, всему миру. Нам не дано понять, мы можем только догадываться, каких великих открытий и технических решений мы лишились. Ясно одно, что на своей Родине, среди своего народа, своей природы достижения наших ученых были бы неизмеримо значительнее. Известно, что человек, как творческая личность, состоится тем шире и полнее, чем основательнее он воплощает в себе народный характер. Как увядает цветок, пересаженный в чужеродную почву, так и человек, оказавшись на чужбине, во многом утрачивает свой творческий потенциал. Только в полноте национальной культуры созревает одаренный человек. Гений всегда национален. Фундаментом же национальной культуры является Вера.
    Ведь не случайно Закон Божий преподавался во всех учебных заведениях России. О соотношении науки и религии написано много трудов. Наибольший интерес представляют книги «Наука и религия» В. Ф. Войно-Ясенецкого (архиепископа Луки)(3); «Почему я верю в Бога» академика В.А. Вейника(2), «Наши задачи» выдающегося русского мыслителя И.А. Ильина (5).
    Основной смысл трудов о взаимодействии науки и религии Михаила Васильевича Ломоносова и Макса Планка, разделяемых веками - без Веры нельзя войти в храм науки (2).
    Действительно, исследования профессора Декарта показали, что из 262 известных естествоиспытателей, великих ученых, 2% были неверующие, 6% - сомневающиеся, а остальные 92% - горячо верующие люди (среди них Майер, Бэр, Гаусс, Эйлер и др.).
    Такие великие ученые как Фарадей, Ом, Кулон, Ампер, Вольт, Паскаль, Ньютон, в честь которых названы физические величины, были добропорядочными христианами (3).
    «Религия движет науку и в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Это верно относительно христианства», - говорит архиепископ Лука (Войно-Ясеневский). Исследуйте Писания - таков завет Христа (Ин. 5, 39).
    Апостол Павел наставляет: Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5, 21).
    «Религия потому движет науку, что в религиозном опыте мы вступаем в контакт с вечным Разумом - Голосом мира», - говорит архиепископ Лука, ссылаясь на слова Апостола Павла: Кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор. 8, 3). «Наука без религии - небо без Солнца, а наука, облеченная светом Веры, - это вдохновенная мысль, пронзающая ярким светом тьму этого мира». Это утверждение архиепископ Лука делает, ссылаясь на слова самого Христа: Я - свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12).
    «То, что создала наша наука, есть порождение искренней, хотя иногда и прикровенной, религиозности. Великий ученый есть вдохновенный ученый, вдохновенно верующий в Бога и созерцающий Тайны Его мира. Истинная наука не только не исключает Веру в Бога, но предполагает ее в душе человека. Вера дает ученому:
    творческое изумление (Аристотель),
    живое чувство тайны,
    истинную ответственность,
    подлинную осторожность в суждениях,
    предметную скромность,
    волю к подлинной истине,
    силу живого созерцания».
Ильин И.А. (4).
    Не случайно говорят про одаренных людей: «...У него дар от Бога». Только даром Божиим можно объяснить необычайную одаренность Игоря Ивановича Сикорского. Подумать только, в 23 года стать главным авиаконструктором, впервые в мире создать, спроектировать и организовать производство такого самолета, как «Витязь-Илья Муромец», равного которому не было в течение 20-ти лет. И это в 1912 году, на заре авиации, когда многое еще было в зачаточном состоянии: и материаловедение, и моторостроение, и приборостроение, не было и опыта создания подобных самолетов. Не было у Сикорского и достаточного опыта, все приходилось делать впервые. Все говорит о том, что без вмешательства Всевышнего здесь не обошлось. Об этом говорил и сам Игорь Иванович.
    Однажды, когда его спросили после очередного испытательного полета на «Витязе» (в молодости Сикорский сам испытывал самолеты своей конструкции), видел ли он Бога, летая в небе? Он ответил: «Нет, Бога я не видел, но Он мне помогал». Сикорский был глубоко верующим православным христианином, помогал строить православные храмы. Написал несколько богословских трудов. Он горячо молился, просил Бога о помощи и был услышан.
    За свою жизнь (1889-1972) И.И. Сикорский создал в России с 1909 г. по 1917 г. 25 типов самолетов и 2 вертолета, а в Америке с 1923 по 1957 гг. - 17 типов самолетов и 18 вертолетов. До 1939 года он был лучшим авиаконструктором в мире, а когда с 1939 года стал создавать вертолеты, то его называли «вертолетчиком №1». Его богословские труды - «Эволюция души», «В поисках вечного разума», «Небесная механика» и др. относятся к числу наиболее оригинальных произведений русской зарубежной богословской мысли. За свою жизнь Сикорский получил более 80-ти почетных наград, дипломов и призов (1).
    По мнению выдающегося русского мыслителя Ивана Александровича Ильина (1883-1954), России дано от Бога великое задание - хранить Веру христианскую в первозданной чистоте, а за это ей даны великие Дары - несметные природные богатства, огромная территория и необычайная одаренность ее народа (5).
    В истории России были взлеты и падения. Ослабевала Вера в народе, и Россия ослабевала.
    Когда же русский народ искренне каялся, просил у Бога прощения, горячо молился, строил храмы и монастыри, сражался за Веру православную, тогда и Россия развивалась и крепла. Религиозность русского народа всегда поражала иностранцев, посещавших Россию.
    Когда русский народ отклонился от веры Православной в революционном угаре 1917 года, когда государство стало богоборческим, тогда стало заметно, что милость Божья уходит из России. Творческий потенциал русского народа стал ослабевать.
    В XX в. только треть всех открытий было сделано учеными СССР и России (телевидение, полупроводники, выход в космос, ракетостроение, мирное использование атомной энергии, информационные системы и т.д.) (6). Однако и этого было вполне достаточно, чтобы СССР стал высокоразвитой мировой державой.
    Господь покарал русский народ, но не отступился от России. Жертвенный подвиг новомучеников российских, молитвенный труд оставшихся в живых православных христиан не прошел безследно. Известно, что многие русские ученые, не покинувшие после революции Россию, известные советские ученые были глубоко верующими людьми. В силу обстоятельств им приходилось тайно молиться, но от этого сила их молитв не ослабевала. Их молитвенный труд был замечен Творцом.
    Верующими православными христианами были академики: физиолог Павлов, офтальмолог Филатов, физик Капица, математик-кораблестроитель Крылов, генетики Вавилов и Орбелиани, математик Лузин и др.

  Наиболее ярким примером служения науке и Богу является молитвенный, научный и трудовой подвиг архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого (1877-1961)), всемирно известного ученого, хирурга и архипастыря Русской Православной Церкви.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
 

    Будучи уже известным ученым, выдающимся хирургом, в 1920 г. он принял священнический сан. Был рукоположен в иереи, а в 1925 г. стал архиепископом. Это в то время, когда священников расстреливали без суда, когда гонения на Церковь стали основой государственной политики.
    С 1925 по 1941 гг. архиепископ Лука побывал в трех ссылках, много раз подвергался арестам и пыткам, но никогда не забывал о своем долге врача и архипастыря. Все это страшное время он лечил людей, писал актуальные для медицины научные труды и служил Богу. Причем службы он проводил в любых условиях: в тюремной камере, в лесу, на берегу реки, в деревенской избе. Была особая радость, если удавалось служить в храме. Его ласково называли - наш врач, наш батюшка. Лечил он духовно и телесно всех страждущих и гонимых людей и своих тюремщиков.
    Находясь в третьей ссылке в Красноярском крае в 1941 г., после начала Великой Отечественной войны он написал письмо Сталину с просьбой разрешить ему лечить раненых воинов и был назначен начальником госпиталя в Красноярске.
    Здесь он совершил свой главный безпримерный трудовой подвиг. Ежедневно, будучи уже немолодым человеком, он делал до 20-ти операций. Давал консультации, причем его пациентами были самые сложные тяжелораненые, зачастую неизлечимые по медицинским показателям, т.е. нередко он совершал чудеса исцеления. Подсчитано, что с 1941 по 1944 гг. архиепископ Лука лично излечил и вернул в строй более 6000 тяжелораненых. Всего же с его участием было спасено более 30000 раненых воинов.
Другого такого примера история человечества не знает!
    За свой труд архиепископ Лука был награжден многими правительственными и церковными наградами. А в 1946 г. за основной научный труд «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов» ему была присуждена Сталинская премия.
    Специалисты знают, что «Очерки гнойной хирургии» до сих пор являются самым выдающимся трудом в этой области, настольной книгой студентов-медиков и практикующих врачей.
    На свое восьмидесятилетие архиепископ Лука сказал, что всеми своими достижениями он обязан Спасителю, что сам он ничего не смог бы, и, что все, что он сделал, он сделал по воле Божьей и с Его благословления. За всю свою жизнь архиепископом Лукой было написано более 40 серьезных научных трудов (7).
    В 2000 г. архиепископ Лука был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Вся жизнь недавно усопшей матушки Серафимы, игуменьи Новодевичьего монастыря, также является служением науке и Богу.

Матушка Серафима (Чичагова Варвара Васильевна), внучка расстрелянного в 1938 г. митрополита Серафима, будучи известным ученым, лауреатом Государственной премии, профессором, автором многих изобретений, еще в советское время приняла постриг, много сделала для восстановления Новодевичьего монастыря.  
 
Матушка Серафима, внучка сщмч. Серафима (Чичагова)

    В 1988 г. добилась реабилитации своего деда митрополита Серафима. Известны и другие случаи, когда советские ученые становились монахами и священниками.
    Справедливо сказал один из немецких ученых, наш современник, объясняя причину успехов СССР в области науки и техники и необычайной одаренности русских: «Все страны граничат друг с другом, одна Россия с Богом».
    Отличается Россия от других стран еще и тем, что основной заступницей и молитвенницей за нашу страну перед Богом является Пресвятая Богородица. Россию называют приделом Пресвятой Богородицы, Ее домом. Образ Божией Матери является самым любимым и почитаемым на Руси, в русском народе.
    Не случайно 2 марта 1917 г., в день отречения от престола помазанника Божия, Государя Николая Второго произошло чудесное явление Державной иконы Божией Матери. Это было воспринято как знак того, что Царица Небесная приняла верховную власть над Россией в Свои пречистые руки. Поэтому перед Державной иконой молятся о возрождении России, о процветании ее, о покаянии всего русского народа и каждого христианина, о помощи в дни бедствий.

     1 Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть 20-го века: Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН). 1997.
    2 Вейник В.А. Почему я верю в Бога. Минск. Издательство Белорусского экзархата. 2002. Изд. 3-е.
    3 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия: Дух, душа, тело. /Ред., оформл., верстка «Троицкое слово». 2001. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга». 2001.
    4 Ильин И.А. Кризис безбожия: Собр. соч. В 10 т. М.: Русская книга 1996. Т. 1.
    5 Ильин И.А. Наши задачи. Собр. соч. В 10 т. М.: Русская книга. 1996. Т.2.
    6 Российская социология в XXI веке. Осипов Г.В. Директор ИСПИ РАН, академик РАН. Доклад на 2-ом Всероссийском социологическом конгрессе (30 сентября - 2 октября 2003 г.), //Образование и общество» Сентябрь-октябрь 2003. № 5 (22).
    7 Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание... Автобиография. /Оформл. Приход храма «Святого Духа сошествие». 2004. М.: АО Молодая гвардия. 2004.

А. Л. Коротеев,
г. Воронеж.
Продолжение в след. номере


    
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.