Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

Cвятой благоверный князь Довмонт

(память 20 мая / 2 июня)

   

                                                  Рис. Дм. Полякова

    Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Налыиинайский (Налыианский) был, говорит древний жизнеописатель, «от племени литовскаго и служил прежде идолам, по преданию отеческому. Когда же Бог восхотел избрать себе люди новы, - вдохнул в него благодать Святаго Духа». Благодать, ведущая язычника к вере, часто пролагает ему путь к ней в самых обстоятельствах его жизни. Для Довмонта путь сей проложен был в усобицах и смутах, постигших Литву, коснувшихся и Довмонта. Миндовг, великий князь литовский, приобретший большую силу оружием и хитростью, теснил и обижал других князей Литвы, между ними и Довмонта, князя Налыианскаго. Довмонт вынужден был уйти из Литвы. Промысел Божий привел его в Псков, в такое место, где жизнь и деятельность его были наиболее нужны и спасительны для него и для других. В Пскове Довмонт явился со всем своим родом, с 300 литовских семейств. Это было в 1265 г. Псковитяне приняли пришельцев с полным радушием и старались прежде всего обратить их к вере Христовой. С другой стороны, душа Довмонта, потрясенная превратностями жизни, тем восприимчивее была к слову веры в том месте, где изгнанник из отечества нашел радушный приют и христианский привет. Псковская земля стала его второй родиной. Довмонт крестился, и с ним крестились все, прибывшие с ним в Псков. Крещение совершено псковскими священниками в соборной церкви святой Троицы, в присутствии псковского князя Святослава Ярославича и множества псковских граждан. Довмонт при крещении назван Тимофеем, то есть «благочестивым». Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», и он сподобился великих даров от Господа. Псковитяне были в восторге от торжества святой веры. Новообращенный князь на первых же порах обращения стал обнаруживать такое мужество, добронравие, доблесть и истинно христианские добродетели, что в следующем 1266 г. псковичи избрали его себе в князья на место Святослава. Небывалый дотоле пример, что русский город принимает князя литвина вместо потомка Владимира. Нельзя не заметить здесь преобладания религиозной стороны над прочими сторонами жизни у наших предков. Каждый иноплеменник делался полноправным членом их общества, как скоро принимал православную веру.
    Псковичи не ошиблись в выборе князя Довмонта. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям, и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Снетогорский монастырь). Своими подвигами мужества и доблести он вполне оправдал их доверие, а своею ревностью по святой вере напомнил Пскову лучших его князей из рода Рюрикова: Мстислава Великого, Всеволода и других. Через брак с Мариею, дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского, он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Он охранял от врагов, особенно от литовцев и ливонских рыцарей, не только Псков, но и Новгород, и всю северную Россию. Дикая Литва часто вторгалась тогда в Русскую землю из своих лесов, опустошала жилища и уводила в плен множество христиан. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.
    Длинный ряд блистательных подвигов Довмонта начался с 1266 г. Гердень, князь литовский, особенно часто вторгавшийся со своею дружиною в Россию и опустошавший Псковскую страну, первый сделался жертвою его предприимчивой храбрости. Для прекращения набегов Довмонт взял с собою 270 лучших воинов и, отправившись с ними в Литву, во владения князя Герденя, прошел по ним с огнем и мечем, взял в плен его жену и двоих сыновей. Гердень не замедлил собрать войско против Довмонта, но этот последний, собрав псковичей, уговорил их самих идти в поход против врагов. «Братия псковичи! - говорил Довмонт, - кто стар из вас, тот отец мне, кто молод, тому я брат. Я слышал о вашем мужестве, пред вами жизнь и смерть. Братия, постоим за святую Троицу!» То есть за главный храм псковский, который был сооружен во имя святой Троицы.
    Псковитяне под руководством своего мужественного князя напали на Герденя и на берегах Двины одержали над ним решительную победу.
    Но особенно важную услугу для святой веры и России оказал мужественный Довмонт в делах с Ливонией. Немцы, отняв у России Ливонию, готовы были простирать свою жадную до корысти власть и далее, при этом по отношению к православной вере они оказались злостнее языческой Литвы: та довольствовалась одним грабежом, не касаясь совести, немцы же при грабеже заставляли русских силою принимать и католическую веру, объявляя их язычниками. Жестокие в войне, немцы при этом были вероломны и в мирных сношениях. Так в 1268 г., когда все русские князья собрались в Новгороде, чтобы общими силами выгнать датчан из Эстонии, ливонцы с клятвою уверяли русских, что не будут помогать датчанам. Но когда загорелась битва русских с датчанами, ливонцы примкнули к последним и помогали им против русских. Но правда на этот раз восторжествовала: русские разбили врагов близ Раковора и обратили их в бегство.
    Святой Довмонт возвратился с огромною добычею и множеством пленных. Псковский князь своими победами становился страшен и для Литвы, и для соседних немцев.
    Желая обезсилить его, сам магистр Ливонского ордена (Отто фон Реденштейн) ополчился в грозной силе и подошел ко Пскову с восемнадцатитысячным войском, думая пленить Дом Святой Троицы, Довмонта взять своими руками, псковичей иссечь мечами или увлечь в рабство, самый Псков сравнять с землею. Грозные полчища неприятелей, стук и блеск копий и мечей и ряд стенобитных машин привели в ужас псковичей. Не трепетал пред такою приближающеюся грозою мужественный Довмонт. Он собрал войско, сколько было можно, пришел в храм Святой Троицы, положил меч свой пред алтарем, пал на лицо и слезно молился, взывая: «Господи, Боже наш! Мы люди Твои и овцы пажити Твоей, имя Твое призываем: призри на кроткия и вознеси смиренныя, и низложи вы-сокия мысли гордых, да не оскудеет пажить овец Твоих». Игумен Исидор опоясал князя мечом и благословил его на битву за святую веру. Довмонт, одушевленный верою и молитвою, не дожидаясь долее новгородцев, спешивших к нему на помощь, сделал вылазку и истребил несколько тысяч немцев, причем ранил в лицо самого магистра. Между тем скоро подоспели новгородцы с князем Юрием Андреевичем во главе.
    Немцы принуждены были спасаться от союзных русских сил бегством и потом заключили мир, какого хотел Довмонт. Благочестивый князь в благодарность за победу над неприятелем построил при р. Миропове храм великомученику Георгию. Защищая Псков мечом, князь укрепил его и каменною стеною.
    Военные подвиги неустрашимого Довмонта окончились 5 марта 1299 г. победою у самого Пскова на берегу реки Великой. Здесь доблестный вождь псковичей, уже маститый старец, в последний раз малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с 17-ю иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского монастыря (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока, соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы русской земли.
    Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Вскоре после кончины князя началось его почитание как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Свт. Дм. Ростовский. Из жития святого благоверного князя Довмонта, во святом крещении Тимофея


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.