Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

 

Доказательства истины, что смерть телесная служит для нас только переходом к безсмертию

(Свидетельство из жития св. мученика Василиска,
память 22 мая / 4 июня)

    Святой мученик Василиск, был племянником святого Феодора Тирона. Мучения, которым он был подвергнут, сопровождались поразительнейшими чудесами, о чем свидетельствует очевидец их, св. муч. Евсигний (память 5 авг.). Мученик Василиск, как свидетельствуют многие историки, после смерти своей явился св. Иоанну Златоусту. Это случилось в г. Команах, где пострадал св. Василиск, там была сооружена церковь во имя его и лежали его мощи, и здесь же на пути к месту изгнания скончался св. Иоанн Златоуст. Перед кончиной его, св. муч. Василиск явился великому святителю и сказал: «Не унывай, брате Иоанне, завтра будем вместе».
    Явление из загробного мира св. муч. Василиска напоминает нам о безсмертии нашей души, о будущей жизни, о том, что смерть телесная может служить для нас только переходом к безсмертию.
    Вера наша в ту истину, что по смерти телесной мы не обратимся в ничтожество, а будем жить новою, вечною жизнию, что гроб для нас не что иное, как только лествица от земли: или возводящая на небо или низводящая во ад, - весьма необходима и спасительна.
    Без веры в истину безсмертия души и будущей загробной жизни нашей мы в своей земной жизни и деятельности легко могли бы сравниться со скотами безсмысленными, у коих предмет и конец деятельности, верх наслаждения - одно удовлетворение чувственности. Даже легко могли бы превратиться в зверей, безжалостно терзающих друг друга для насыщения своего, не щадящих жизни подобных себе существ, - могли бы дойти до забвения всех добродетелей и обязанностей.
    Но столь необходимая и спасительная вера в истину безсмертия нашей души и будущей загробной жизни у всех ли тверда и крепка? Есть маловеры, которые, хотя не отвергают загробной жизни, но судят о ней только предположительно, с нерешительностью. «Может быть, - говорят они, - что по смерти и оживем; статься может, что и будет воздаяние каждому по делам за пределами гроба, будем мы или блаженствовать или мучиться в продолжение целой вечности; о будущем нельзя сказать ничего определенного, будущее закрыто для нас». Посему, братия, для укрепления сомневающихся в сей истине и вообще для назидания нашего теперь, в день святого мученика Василиска, своим явлением из загробного мира свидетельствующего о бытии той жизни, благовременно нам при свете слова Божия и здравого разума уяснить себе истину, что смерть телесная не есть прекращение нашего бытия, уничтожение нашего существа, а начало новой, нескончаемой жизни.
    а) В этой истине мы прежде всего убеждаемся из наблюдений над проявлениями духовной жизни в человеке. Каждый человек состоит из тела и души. По наблюдениям взаимных отношений между телом и душою усматривается, что тело хотя бы спало, душа все бодрствует, чувства телесные хотя бы пребывали бездейственны, душа и тогда продолжает мыслить, чувствовать, желать, вспоминать, представлять. Во сне нам часто видится, что мы с кем-нибудь разговариваем, где-нибудь ходим, что-нибудь рассматриваем. Чем мы тогда и видим, и ходим, и говорим? Чувства телесные в глубоком усыплении: тело неподвижно! Не явные ли это действия души? И опытом дознано, что душа наша тем более оживляется, окрыляется, совершенствуется, чем более умерщвляется, изнуряется тело, -тем свободнее она становится в своем парении, вернее в своих отправлениях, чем более облегчается от тяжести плоти. Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4. 16), говорит один из великих подвижников веры, апостол Павел, об отношении тела к состоянию души. Все сии явления, почти ежедневно замечаемые в жизни человечества, должны приводить нас к тому заключению, что душа наша может действовать свойственным ей образом и сама по себе, - независимо от тела, что совершенное разрешение души от тела послужит не к уничтожению ее жизнедеятельности, а еще к доставлению ей полной, совершенной свободы в действиях.
    б) И это заключение не подтверждается ли на самом деле теми случаями, когда умершие в самый час смерти и вскоре по смерти являлись живым родственникам или друзьям, бывшим от них в дальнем расстоянии и вовсе не думавшим об их кончине, являлись нередко с убеждениями родных к вере в истины религии, в коих сомневались? Что значили сии явления? Как объясним их? Не есть ли это сообщение душ из загробного мира с душами живых? Не проявление ли это жизни и деятельности души уже по разлучении с телом?
    Так, смерть телесная не есть прекращение нашего бытия, уничтожение нашего существа. Душа остается живою и по смерти тела.
    в) Кроме этих как бы наглядных доказательств безсмертия души, самое существо души, свойство сил ее не есть ли ручательство за ее безсмертие?
    Душа наша имеет безпредельныя желания. Она ничем земным не удовлетворяется. Хотя бы мы обладали всеми возможными благами земными, хотя бы к нашему удовольствию собрано было все со всего света, представлены были все сокровища земли, даны все преимущества общественные: мы все остаемся недовольны собою, все непокойны, скучаем.
    Отчего бы происходило это недовольство наше собою среди всех благ земных, эта тоска сердца, крушение духа? Все прочие существа земного мира,будучи созданы для земли, на земле и находят полное для себя удовлетворение. Сыто животное, - и оно играет; в свежей воде рыба, - и она плещется; на открытом и чистом воздухе птица, - и она вьется и поет; в земле червь, - и он покоен. Один человек ни в чем на земле для себя не находит истинного удовольствия, полного наслаждения.
    Ужели это творение Бо-жие, - лучшее из всех земных творений, должно быть несчастнее самого презренного червя? Ужели Творец создал нас только одних из всех земнородных на муку, отказал нам одним навсегда в чистом и полном наслаждении?
    Этого допустить нельзя. Благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делех Его (Пс. 144, 9). Непременно придет время, когда и мы найдем совершенный покой, полное удовольствие. Это неудовлетворение души нашей ничем земным прямо указует нам, что мы здесь в чужбине, а не на родине, странники и пришельцы, а не коренные обитатели, созданы не для земли, а для неба.
    г) Дабы слишком не продлить слова, перейдем прямо к более разительному доказательству необходимости и действительности существования нашего за гробом. Это недостаток, отсутствие в настоящей жизни должного воздаяния каждому по делам.
По суду правды Божией добродетель должна получать свойственную себе награду, а порок соответственное себе наказание. Но здесь на земле не видно, чтобы добродетель была вполне вознаграждаема, а порок был караем. В сем мире часто праведники страждут, бывают в угнетении, в нужде, в труде, в гонении, в безвестности, грешники большею частию веселятся, живут в довольстве, в чести, в покое.
    Где ж и когда воспоследует справедливое и полное воздаяние за добродетели и пороки, чего настойчиво требует совесть, этот неподкупный свидетель правды? Несомненно за пределами гроба, в будущей жизни (1 Кор. 4, 5; 11-13, 16). Так уповали и сим упованием укрепляли себя на все подвиги и мучения подвижники веры, мученики христианства. Так уповать и нам они завещевали. И действительно, по слову Писания, мы, как только умрем, тотчас же позовемся на суд к ответу. Человекам положено однажды умереть, а потом суд, - говорит святой апостол Павел (Евр. 9, 27). А по учению Церкви, души наши, разлучившись с телами, тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби, впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно.
    д) Что будет воскресение тел наших, умерших и согнивших, это не подлежит никакому сомнению. За несомненность сей истины ручается славное воскресение Начальника веры, Главы церкви, Христа. Если веруем, - говорит апостол Павел, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе, Бог приведет с Ним (1 Сол. 4, 14). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20).
    е) В истине воскресения тел наших по смерти удостоверяет видимая природа. Не говоря о прочих безчисленных явлениях природы, где очевидно следует за разрушением не уничтожение, а воссоздание, где из смерти возникает новая жизнь, одно хлебное едва заметное зерно, которое, сокрывшись в недрах земли, сгнивает и, согнивши, оживает и восстает прекрасным растением, не есть ли громкий провозвестник воскресения наших тел умерших и согнивших. Невнимательного к сему провозвестнику Апостол упрекает в безумии. Безрассудный! - говорит он. - То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело... Так и при воскресении мертвых (1 Кор. 15, 36-38; 42).
    Итак, братия, всем нам должно крепко хранить веру в загробную жизнь и в будущее воздаяние за наши добрые или злые дела. Эта вера может сделать нас непоколебимыми во всех напастях и искушениях настоящего века, недоступными всем соблазнам мира и обольщениям плоти, ревностными в преуспеянии дела Господня (См.: 1 Кор. 15, 58). И тогда вожделеннейший глас Господа Судии: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего, в день суда не минет и нас, обратится и к нам на ряду с прочими сынами царствия.

Приложение к «Руководству
для сельского пастыря» за 1891 г., август.

   

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.