Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21

 

ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ

Прозелитизм - грех или добродетель

Недавно в португальском городе Фатиме, как сообщает Portuguese News, создан новый центр всех религий, который представляет собой «базилику в форме стадиона». Решение о создании этого центра было принято на ежегодном межрелигиозном конгрессе «Будущее Бога», состоявшемся в Фатиме под эгидой Ватикана и ООН в октябре 2003 года. В конгрессе, который возглавил кардинал Лиссабона Хосе де Круз Поликарпо, приняли участие представители иудаизма, буддизма, индуизма, африканского язычества и некоторые из православных.
Настоятель Фатимского пантеона монсеньор Луциано Гуерра рассказал, что «Фати-ма» - это имя дочери Магомета, поэтому центр будет открыт для представителей всех религий и верований. «Такова, - заявил он, - воля Пресвятой Девы Марии».Конгресс выпустил официальное постановление, в котором призвал все религии отказаться от прозелитизма. «Ни одна религия не может укрепляться за счет очернения других религий, - говорится в постановлении, - а открытый межрелигиозный диалог может навести мосты и обрушить стены многовековой ненависти... Необходимо, чтобы каждая религия оставалась полностью верна своей вере и относилась к другим религиям на едином основании равенства, без чувства неполноценности или превосходства».
Так что же такое прозелитизм?
Прозелитизм, по мнению западных богословов - это привлечение в какую-либо религиозную организацию представителей других конфессий. Так если католики заманивают православного в свою римскую церковь, тоэто уже грех прозелитизма. «Мистическую» подоплеку этого явления относят к восточноевропейским «миссионерам» все той же Фатимы. Латинские «миссионеры» считают, что явившаяся трем детям в 1917 году в португальском городке Фатима Божия Матерь повелела католикам привести Россию под омофор папы римского. Отсюда, якобы, и берет начало прозелитизм католиков.
«У ног понтифика положить Русскую Православную Церковь - такова цель и нынешнего Фатимского собрания, которая нашла отражение в документе под загадочным названием «секрет межрелигиозного мира». «Нужно признать, что основы веры разных религий отличаются, - говорится в документе, - но важно сосредоточиться на том, что объединяет, а не на том, что разделяет». Объединять жев первую очередь должно поклонение папе римскому, как наместнику Самого Христа на земле.
Таким образом запрет прозелитизма способствует тому же прозелитизму латинской церкви. По словам Ватикана, огромная католическая община в России жаждет «возрождения», а этому препятствует «злая» Православная Церковь. Надо сказать, что для России 500 тысяч человек, на которых ссылаются латиняне, не составляют и одного процента населения, к тому же они, как правило, живут на границе с Польшей, т.е. на Украине. Однако проблема почему-то сразу переводится в юридическо-правовую плоскость, и прозелитизм приобретает статус законности: мол, православные будто бы нарушают право граждан на свободный выбор вероисповедания.Все же надо отметить, что проблема православно-католических отношений в России носит не правовой характер, а чисто догматический. В книге «Кормчей», в главе: «О Римском отпадении, како отступиша от православныя веры, и от святыя Восточныя Церкви», - папа римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. Так что для Православия вопрос заключается в возращении еретиков в лоно Церкви. Ведь если Православие обращает кого-либо на путь истины, то это - великая добродетель. Апостол Иаков дает четкую характеристику такому «прозелитизму»: Пусть тот знает, что обра" тивший грешника от ложно" го пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20).

Александр Грачев

 
Акривия и икономия
 

Церковь знает две практики, применяемые в отношении нарушителей церковных канонов и заповедей Божиих - «акривию», что в переводе с греческого означает «точность, строгость» и «икономию» (= домостроительство). Помимо христоло-гического и сотериологического значения этот термин имеет смысл целесообразности и снисхождения. Более полное разъяснение этим понятиям дает в своей книге «Пидалион» (Pidalion, 1-е изд. - Лейпциг, 1800) преп. Никодим Святогорец. Однако она еще не переведена нина русский, ни на сербский языки, а потому для многих остается недоступной.
«По учению Святой Церкви, - пишет преп. Никодим, -икономию, которую иногда использовали некоторые из Отцов, нельзя считать ни законом, ни примером». Акривия и икономия не равносильны, как часто думают некоторые сторонники церковного либерализма. Тем более, что икономия не дает право использовать ее, когда кому заблагорассудится - она не равноценна акривии. Предпочтение всегда должно отдаваться последней. Икономия же - лишь снисхождение при выборе способа принятия еретиков в лоно Церкви.
Особенно четко показывает способ применения икономии преп. Никодим Святогорец на примере принятия в Православие латинян. «Латиняне - еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам, - пишет св. Никодим, - а потому акривией для них можно считать перекрещивание, а икономией - миропомазание».

Свящ. Михаил Локтев

 
Епитимия
 

Епитимия - это духовное лекарство, или лучше сказать, упражнение, побуждающее грешника преодолеть греховные навыки и привычки. Епитимия не является наказнием, как это принято считать у латинян, где она принимает юридическую оболочку, а не духовное значение. Латинская епитимия -это якобы возмездие за со-деланный грех. На самом же деле никакое наказание не может искупить грехов, которые совершает человек, живя на земле. Ибо СамГосподь наш Иисус Христос говорит: человекам это не" возможно, но не Богу, ибо все возможно Богу (Мк. 10, 27). А потому спасется человек исключительно неизреченной милостию Божией.
Епитимия применяется как духовное средство в отношении кающегося грешника для исправления проступков против канонов и уставов Церкви. Назначается епитимия духовником кающегося христианина, или же священником, который принимал его исповедь. Состоять епитимия мо-жет из различных духовных деланий: поста, молитв, поклонов, чтении Псалтири, канонов или акафистов и т. д.
Епитимией считается так же отлучение от Причастия Святого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, при этом сроки иногда бывают продолжительными. Они указаны в Книге Правил. Впрочем, эти сроки не имеют безусловного характера. Духовный отец, видя усердие кающегося, вправе сократить срок.

Александр Котов

На главную

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21


 

 

 

 

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.