Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21

 

ИСТОРИЯ

Увещательное послание

Продолжение..
Евгений Булгарис - архиепископ Славянский и Херсонский (еще Булгар, в миру Елевферий, 1716-1806 гг.), выдающийся богослов и педагог своего времени, уроженец острова Корфу в Греции, выходец из огреченной болгарской семьи. Знал множество языков, из них в совершенстве: латинский, итальянский, французский. Великолепный знаток литературы, философии, математики, геометрии, истории, музыки, других наук, автор учебников для греческих школ, произведений во многих областях наук. С конца 60-х годов XVIII века Евгений Булгарис переехал в Россию, где принял русское подданство, сначала заведовал библиотекой императрицы, а с 1775 года был назначен архиепископом Славянским и Херсонским. С 1776 по 1781 год проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

Отцы Вселенского Собора определяют, что римскому епископу, как и другим епископам, принадлежит церковный суд в пределах одной своей епархии, а латинские монахи на своих конвентах распространяют власть своего римского папы на все пределы земли, и, если бы было возможно, они желали бы взойти и на луну, и подобно тому, что рассказывают об Александре Македонском, сокрушаются, что до других миров не достигло владычество папы. Отцы определяют, что ключи неба, т.е. власть вязать и решить грехи, прияли от Христа все апостолы, а латинские монахи утверждают, что их приял один Петр и вручил одному папе. Петр подчинен собору, член и собрат на Апостольском собрании, как видно из Деяний Апостольских (Деян. 15); а папа выше облаков и выше соборов, высший, по их мнению, единовластитель Церкви. Отцы в изречении: на сем камени созижду Церковь мою (Мф. 16, 18) объясняют, что Камень - Христос и исповедание Его, а латинские монахи утверждают, что камень - папа.

Отцы издревле совершали таинство Божественной евхаристии на хлебе квасном, а латиняне хотят совершать его на облатках, более похожих на бумагу, чем на хлеб. Отцы, по древнему преданию, заповедуют священникам вливать и теплую воду, а латиняне отметают и теплоту. Отцы оставили нам непреложный образ того, что это таинство совершается чрез призывание Святаго Духа, чему предшествуют подлинные Господни слова, после которых предлежащие дары, как еще несовершенные, они называют хлебом и вином, а паписты, напротив, почитают совершительными слова Господа, т.е. приимите... И: пийтe от нея вcи (Мф. 26, 27).

Отцы не помышляли о чистилищном огне после смерти и не говорили о нем, а паписты затопили во внутренности земли, кроме вечной геенской пещи, другую какую-то временную печь чистилища, которая дает более дохода в сокровищницу златолюбивых первосвященников, чем все прочие печи на богатейших золотоплавильнях.
Отцы, наконец, следуя словам Евангелия, совершенное блаженство праведных и мучение осужденных отдаляют до второго пришествия Христова и Страшного Суда, а папы, сами ставя себя судьями и некоторым образом предвосхищая Суд, который Отец, не судящий никому, весь даст Сынови Сво" ему (Ин. 5, 22), сами и по произволу своему одних ублажают, других обрекают на вечные муки до Суда Судии Небесного.
Вот о сколь многих догматах в учении Христа и Церкви они благовествуют вам, явно противоположно благовествованию Апостолов и отцов. Явно, что эти западные отцы умышленно ищут новостей в делах веры, подобно тому, как они вводят многие новости в одежды и нравы свои, как будто они вовсе недовольны древним, и дерзновенно хотят внести свои законы и в законоположения Духа. Что из древнего оставили они неприкосновенным? Что непоколеблемым? Что неподвижным?
В древности какую власть имели архиереи? Не единую ли власть Духа? Конечно. Но теперь давно уже архиереи их соединяют дух с миром, церковное с политическим, и, слыша: воз" дадите кесарева кесареви и Бо" жия Богови (Мф. 22, 21), присвояют себе и Божие, и кесарево, власть над душами и телами. Епископы, вместе и цари, и властители, держат в одной руке пастырский жезл, а в другой - меч, уподобляясь баснословным чудовищным иппокентаврам и трагелафам; а сделавшись тем и другим, они на самом деле ни то, ни другое. Увы! Поставленные собственно для того, чтобы приносить Богу бескровную жертву, они со властию, свойственною мирянину, проливают кровь человеческую. Бог хотя и очень любил Давида, о котором Он сказал: обретох Давида, мужа по сердцу моему (Деян. 13, 22), но не допустил его построить храм потому только, что руки его проливали кровь, и это дело предоставлено было Соломону, мирному и кроткому царю. Но если вещественный и рукотворенный храм Божий недостойны созидать проливающие кровь, то во сколько раз больше - живой и нерукотворенный храм тела Богочеловека?
Но что западные оставили непоновленным? Апостольские и Соборные каноны позволяют мирскому священнику быть законным мужем единой жены, аони запретили брак мирских священников, как и монахов. Каноны запрещают ставить на священные степени впавших как в убийство, так и в плотские грехи, а они это позволяют. В видах благочиния и благообразия господствует похвальный обычай, чтобы духовные растили волосы на голове и браде (почему божественный Климент Александрийский назвал ее священным украшением), а у них, как священники, так и архиереи бреют и бороды, и усы и представляют нам главу латинской церкви - бритою.
Церковь определяет, чтобы епископ за одной литургией не рукополагал во епископы или священники более одного лица, а они рукополагают вдруг по пятнадцать и более. По преданию Церковь строится лицом к востоку, и мы обращаемся в молитве в эту сторону, как бы взирая чрез то на древнее отечество, из которого ниспали, а ониобращают свои храмы безразлично на все стороны.
Предание повелевает, чтоб в одном (настоящем или придельном) храме был один только престол, и чтобы на одном престоле каждый день совершаема была одна только Бескровная Жертва; а они в храмах своих, кроме постоянных престолов, устрояют временно подвижные престолы, которые по произволу переносят то туда, то сюда, и на одном и том же престоле, в один и тот же день совершают по нескольку литургий.
Нам предано чтить писаные иконы, а они поклоняются изваянным изображениям. Мы благолепно живописуем Деву Mарию с досточестным лицом, облеченною в благолепные по древнему обычаю одежды, а они ставят в виде ее нескромную статую, румянят ей лицо, украшают ее браслетами, убирают ей локоны разными неприличными подвязками, протыкают ей уши и вдевают многоценные серьги, привязывают к шее золотое, унизанное каменьями ожерелье, одевают ее в неприличные одежды, какие изобретаются европейскими модами и которыми непристойно украшаются и жены их, и опоясывая, так сказать, поясом телесных прелестей Непорочную и Чистейшую Матерь Божию, в столь несообразном виде представляют икону Пресвятой Девы.
Когда Церковь христианская от времен Апостольских до нас употребляла при богослужениях трубы, роги, арфы, цитры, флейты, тимпаны и другие музыкальные инструменты? Когда вводила для божественных гим-нов музыкантов, евнухов и актеров, чтобы они исповедали Бога театральными, похотливыми, нескромными и бесстыднейшими песнями? Чрез все это они превратили храмы свои в театры. Заметь также, что Церковь, по чудному промышпению и заботливости, издревле повелела, чтобы было особое женское отделение для стояния жен, для устранения соблазна и бесчиния, какие могли бы произойти от соединения мужчин и женщин в одном и том же месте. А они как бы умышленно, сильно противоборствуя всему прекрасному у нас, отвергли и этот порядок, и приближают во время молитвы очень близко к огню лен удобо воспламеняемый.
Перейдите мысленно и к следующему. Неизменные законы Церкви запрещают преклонять колена в субботу - а они преклоняют; запрещают поститься в субботу - а они постятся; нарушать (пост в) среду и пяток - аони нарушают; есть кровь, удав-ленину и оскверненное - а они едят; соединять узами брака родных по плоти или по духу - а они соединяют, допускать до божественного причастия впадших в тяжкие грехи - а они допускают. Христос проповедовал, чтобы верующие приобщались и Тела и Крови Его, сказав: Пpиимите, ядите, и: пийте oт нея вcи (Мф. 26, 27), а они пречистойКрови Его не преподают мирянам. И самого главного и необходимого для спасения таинства они не оставили неприкосновенным и неколеблемым. Я говорю о крещении. Несмотря на то, что Апостолы, Соборы и все святые отцы возвещают крестить в три погружения, они только слегка окропляют крещаемого и не помазывают тотчас миром; но, не-радя о помазании, небрегут и о бывающем чрез него наитии Святаго Духа... Кто может подробно исчислить все? Впрочем, и из этого всякий может понять, до какой степени дух нововведений ослепил этих лживых людей. Итак, братия, они суть вожди слепии; не слушайте их, чтобы не низвергнуться вам в ров нечестия и ереси; в устах их обитает дух лжи и обмана, не верьте словам их, чтоб не быть в опасности. Вы имеете очевидный признак того, что они лжецы и обманщики, кои говорят противное тому, что возвещал Дух истины чрезЦарств. Бог, посылая его обличить царя Иеровоама, повелел ему не есть хлеба и не пить воды и не возвращаться тем путем, которым он шел. Но один старый лжепророк, живший в Вефиле, узнавши об этом, побежал вслед за ним, нагнал его, убедил его зайти к себе, сказав: и аз пророк ecмь, якоже ты, и Ангел глагола ко мне словом Господним, как и к тебе, повелев мне, возвратить тебя в мой дом, и предложить тебе пищу. Иди со мною, яждь хлеб и пей воду (3 Цар. 13, 18). Он уговорил его. Но что же? Возвращаясь после сего, преступивший повеление человек Божий нашел тотчас достойную казнь за преступление свое: он растерзан зверем. И обрете его лев на пути и умертви его (ст. 24).
Мужи Божии, рабы Христовы, научитесь из этого примера узнавать лжепророков. Внемлите. Человек, который говорит противное глаголам Божиим, есть, несомненно, лжепророк. Бог говорит чрез Церковь Свою: постись, не яждь, а он, напротив: не постись, яждь. Этого уже довольно. Он лжепророк, сомнения нет. Бог повелевает не возвращаться путем, коим он шел, но идти прямо путем своим, а он хочет сбить вас с пути, по коему идете, и вместе с собою увлечь вас на свою дорогу. Не ищите другого признака, чтобы узнать, что это лжепророк, хотя он и говорит, что он пророк, что Ангел Божий возглаголал к нему. Пускай говорит! Не совращайтесь; не верьте ему, хотя бы возглаголал к нему и Ангел Господень. Потому что если он благовеству-ет не то, что возвестили нам от лица Божия Апостолы, анафема да будет (Гал. 1, 8).

Продолжение в следующем номере

На главную

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21


 

 

 

 

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.