Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
РУСЬ СВЯТАЯ

 

Самое большое богатство России

«Мы - русские, с нами Бог!» (А. В. Суворов)

Продолжение.
Начало в №№ 9(27), 10(28)

 

   
П.А. Столыпин

   Отличительной чертой русских ученых является широта научных интересов и универсализм знаний, целостное восприятие картины мира, охват исследуемого предмета целиком и глубина проникновения в него, высокое качество проводимых исследований в сочетании с относительно скромными затратами на их проведение, самостоятельное изготовление оригинальных лабораторных приборов, активное участие в образовательном процессе.
    Затрагивая тему об особенностях и достижениях русской научной школы, нельзя не сказать о вкладе системы народного образования в достижения Государства Российского в области науки и техники. Именно образованием, которое давала русская национальная школа, объясняются успехи русских ученых.
    В Царской России система народного образования имела статус государственной службы, а учителя были государственными служащими, причем высокооплачиваемыми. Минимальная зарплата учителя в 1912 г. составляла 1600 руб. в год (более 25000 долл. США по нынешнему курсу). Рядовой профессор университета имел чин генерал-майора.
    Каждый преподаватель классической гимназии должен был знать не менее трех иностранных языков, опять же кроме латыни и древнегреческого, а каждый выпускник - не менее двух иностранных языков, кроме латыни и древнегреческого. Учителя в народе уважительно называли барином, а студентов - господами.
    Учащиеся в России воспитывались в духе Православия, основным изучаемым предметом наравне с математикой был Закон Божий. Поэтому, по меткому выражению И.А. Ильина, представители инославных конфессий также получали Дары Божьи, а принявшие Православие получали их в полной мере.
     Образование в России всегда ценилось. Темпы роста затрат на образование с 1906 по 1914 гг. были выше темпов роста затрат на оборону. В 1908 г. в ряде губерний России было введено обязательное начальное безплатное образование, а к 1921 г. планировалось сделать его всеобщим на всей территории страны.
    О качестве образования в России можно судить по высказываниям членов представительной немецкой комиссии, изучавшей в 1913 г. в течение полугода ход аграрной реформы в России, которые оценили чиновников, занимающихся аграрной реформой, как высокообразованных, высококлассных специалистов европейского уровня (каких мало в Европе), прекрасно знающих свое дело.
    Основной вывод комиссии был таков, что если аграрная реформа будет продолжена, то через 10 лет Россия будет недосягаема и непобедима с экономической и военной точек зрения1.
    Однако П.А.Столыпин, великий русский государственный деятель, считал, что уровень образования чиновников министерств, вплоть до руководителей, уже не соответствует нуждам времени, что грядущие задачи, стоящие перед государством, невозможно решить без повышения квалификации (выражаясь современным языком) чиновников существующих министерств и давно назревшей реорганизации правительства, без привлечения большого количества высокообразованных специалистов в управление государством и в народное хозяйство.
    Летом 1911 г. Петр Аркадьевич Столыпин по заданию Императора разработал программу развития России до 1935 г., по которой было намечено вывести Россию на первое место в мире по всем направлениям уже к 1925 г.: по уровню социально-экономического развития, по объемам и качеству промышленного производства, по уровню жизни населения и т. п., опираясь на передовые достижения отечественной науки и техники.
    В частности, Столыпин предложил в ближайшее время в три раза увеличить бюджет России. Предполагалось создать академию госслужбы с отраслевыми отделениями с целью подготовки руководящих работников для министерств и ведомств. В нее планировалось принимать лучших выпускников вузов с обязательным знанием не менее двух иностранных языков.
    Главную роль в предложенной грандиозной программе преобразования России Столыпин отводил системе народного образования. Россия должна была стать самой передовой страной мира с высокообразованным народом и высочайшей культурой. Предполагалось увеличить количество вузов до 1000-1500 уже к 1933-1938 гг2.
    Минимальный уровень знаний, необходимый для профессионального образования, население должно было получать безплатно, в т. ч. планировалось со временем перейти к безплатному высшему образованию, по крайней мере, для малообезпеченных слоев населения.
    Особое внимание Столыпин уделял преподаванию Закона Божьего в школах. Зарплату священников (60 руб. в год) он считал унизительной и планировал повысить ее до 1600 рублей в год1,2
    Несмотря на большие потери, понесенные в годы революционных смут, советская школа унаследовала лучшие черты русской дореволюционной школы, технология и методология образования была сохранена. Да и учились в Советской России по дореволюционным учебникам, многие из которых и сейчас не устарели, например учебник по математике нашего земляка А.П.Киселева.
    Уважительное отношение к педагогам долгое время сохранялось и в СССР. Люди старшего и среднего поколений это помнят. Профессия педагога была престижной.
    В 1934 г., когда в СССР начались гонения на математика Лузина, академика АН СССР, Петр Леонидович Капица написал И.В.Сталину письмо в защиту Лузина в частности и русской научной школы в целом. Он указал на то, что академик Лузин прав, когда говорит, что «институт красной профессуры» годится, в крайнем случае, для организации педагогического процесса, но является помехой для настоящей науки и что он, академик, в таких помощниках не нуждается.
    Далее Капица писал, что академик Лузин не виноват в том, что русская математическая школа была и есть лучшая в мире, а лично Лузин входит в пятерку лучших математиков-теоретиков мира. Он также писал, что русская научная школа никогда не станет «красной» или советской, и с этим надо смириться. Что касается возможного предательства Лузина, то можно смело сказать, что классическая математика не может быть носителем государственной тайны.
    Сталин заинтересовался русской научной школой и попросил Капицу написать по этой теме подробную справку, что тот и сделал. Как результат, - травля Лузина прекратилась, в 1938 г. он выехал с разрешения правительства СССР за границу и оставался там до самой смерти, не порывая с родиной.
    Эта справка в дальнейшем переросла в книгу «Письма о науке». Статус академиков был значительно повышен (до чина генерала армии, маршала СССР). Профессора стали получать зарплату на уровне секретарей обкомов. Финансирование народного образования в СССР стало приоритетным, как вклад в будущее страны.
    Наибольший расцвет (вернее подъем) науки и техники в СССР пришелся на конец 40-х - начало 60-х годов.
    У.Черчилль говорил, что разница между депутатом и государственным деятелем заключается в том, что депутат думает о текущем моменте, а государственный деятель на поколения вперед. Это справедливо по отношению и к Столыпину, и к Сталину.
    Заложенный в конце 30-х годов приоритетный, уважительный подход к образованию сказался через поколение.
    Даже после разрушительной войны государство много внимания уделяло науке и образованию. Отдавало последнее, чтобы люди учились, а ученым не отказывало ни в чем, в том числе и в зарубежном научном оборудовании (даже очень дорогостоящем).
    Руководители СССР, включая Генерального Секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров, принимали академика АН СССР, как правило, сразу после его обращения, в крайнем случае, не позднее 2-х недель.
    В настоящее время академику РАН невозможно достучаться в оперативном порядке даже до министра, не говоря уже о премьер-министре.
    В этот же период уделялось особое внимание и Православной Церкви. В 1943 г. было восстановлено Патриаршество, а к 1953 г. действовало около 22000 храмов, при этом следует отметить, что до 1941 г. во многих епархиях не было ни одного действующего храма3.
    После полета Гагарина в космос в 1961 г. американские эксперты, объясняя причины успехов СССР в науке, технике и космонавтике, в частности, доложили президенту США Кеннеди, что главной причиной следует считать престижность и приоритетность образования в СССР. В качестве убедительного довода привели тот факт, что в России на образование расходуется 13% бюджета страны, а в США только 3%.
    С тех пор в США сделали соответствующие выводы. Сейчас 11% бюджета Америки расходуется на образование, а в России не более 3%! С точки зрения здравого смысла такое отношение государства к образованию своих граждан объяснить нельзя.
Главным критерием оценки работы системы образования является качество образования, получаемого выпускниками. Можно смело сказать, что оно по-прежнему остается на достаточно высоком уровне, одном из лучших в мире. Достаточно сказать, что в 9 из 10 случаев наши школьники и студенты до настоящего времени побеждают на международных олимпиадах, как и в советское время.
    Казалось бы, следуя логике рыночной экономики, наши педагоги должны получать зарплату не ниже, чем была в советское время, а при учете стремления цен к мировым, зарплата их также должна приближаться к мировым стандартам (около 100 тыс. долл. в год). Однако реальная зарплата учителя в России сейчас в несколько раз (6-10) меньше, чем была в СССР и находится на уровне прожиточного минимума, а то и ниже.
    Подсчитано, что инновационный потенциал России по самым скромным подсчетам составляет более 400 млрд долл. США. Известно также, что только за счет внедрения инновационных технологий и проектов Россия может выйти в число первых стран мира.
В мире стремительно идет капитализация знаний. В структуре себестоимости высокотехнологической продукции знания составляют более 50%. Внедрение инновационных проектов и технологий становится самым эффективным инвестированием промышленности. Вот почему передовые государства, чтобы не отстать, переходят на безплатную систему образования, а многие уже перешли. Например, Япония планирует в ближайшее время перейти на всеобщее обязательное безплатное высшее образование. У нас же, наоборот, оно, фактически, стало платным и недоступным большинству населения.
    Правительство РФ сбрасывает все заботы об образовании на нищие местные уровни управления. Записные эксперты Правительства, все его министры, уши прожужжали про необходимость вкладывания скудных бюджетных средств в самые эффективные отрасли народного хозяйства. В то же время Правительство РФ упорно игнорирует тот факт, что вложение средств в образование и науку России на порядок эффективнее, чем многие другие капиталовложения.
Эффективность вложений бюджетных средств в науку и образование в России значительно выше, чем на Западе.


    1 Правда Столыпина. / Альманах. Сост. Г.Сидорнин. Саратов: Соотечественник. 1999. Вып. 1.
    2 Столыпин. Жизнь и смерть. Сборник / Сост. Г. Сидорнин. 2-е изд., испр. и дополн. Саратов: Соотечественник, 1997.
    3 Высокопреосвященийший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. .Русская симфония. СПб: Изд. «Царское дело». 2001.

А. Л. Коротеев,
г. Воронеж
Окончание в след. номере

   

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.