Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

Преподобный Моисей Оптинский

(память 16 / 29 июня)

  

Преподобный Моисей (Путилов)

    Преподобный Моисей, настоятель и старец, родился 15 января 1782 г. в г. Борисоглебске Ярославской губернии, в семье благочестивого купца Ивана Григорьевича Путилова, получив в святом крещении имя Тимофей. С малых лет Тимофей горел желанием отрешиться от суеты преходящего мира. Придя в совершенный возраст, Тимофей, влекомый подвижническим духом, посещает российские монастыри и духоносных старцев. Общение с замечательными подвижниками и пустынниками дало свои добрые всходы. Начало монашеской жизни было положено в Саровской пустыни. Через три года послушник Тимофей удалился в Рославльские леса. Там старейшим пустынножителем иеросхимонахом Афанасием он был пострижен в малую схиму и наречен Моисеем. Вместе с прибывшим к нему братом Александром он побывал на богомолье в Киеве и Оптиной Пустыни, посетил пустыни Глинскую, Площанскую, Белобережскую. Старцем Афанасием Александр был пострижен в монашество и наречен Антонием.
    В 1821 г. отец Моисей и брат его Антоний переселились в Оптину Пустынь для устройства Скита. Вскоре окрепший и духовно возросший в десятилетнем безмолвии преподобный Моисей был рукоположен в иеромонаха, определен духовником оптинской братии, а затем избран настоятелем монастыря. Он 37 лет, как горящий светильник, неуклонно стоял на Божественной страже вверенной ему паствы.
    При нем обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Старые храмы поновлялись и благоукрашались, воздвигались и новые, вокруг них росли корпуса братских келлий, трапезной, библиотеки... Ничто не ускользало от внимания настоятеля: монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы - все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел - деле спасения души. Сам остававшийся, несмотря на многочисленность своих забот, истинным подвижником и воином Христовым, преподобный Моисей умел и в душах вверенных ему Господом братии возжечь ревность по Богу, укрепить их в святом намерении «добрым подвигом подвизаться, течение скончать и веру соблюсти».
    Неоценимая заслуга его состоит в том, что он при содействии старцев Льва и Макария, этих истинных столпов сокровенной иноческой жизни во Христе, учредил в Оптиной старчество. С этого времени воссиял в Оптиной свет истинного старческого окормления - путь восхождения иночествующих к горнему Царствию.
    Сам же богоносный Моисей как бы отступил в тень великих старцев. Многие и не подозревали, что тот, кого они считали просто хорошим хозяином и мудрым настоятелем, был вместе с тем и мужем поистине духовным. Смирение преподобного Моисея и величие его духа было таково, что он, сам обладая даром слова, знанием сердца человеческого, ведением Священного Писания и отеческих книг, вполне мог бы быть духовным наставником других, но, по духовной своей мудрости, своим настоятельством пользовался для того, чтобы все свои дарования и молитвенные труды посвятить духовному преуспеянию братии, живущей под руководством старцев. Чудо его жизни и его служения - сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.
    Сподобился преподобный Моисей, подобно многим Оптинским Старцам, принять 6 июня 1862 г., незадолго до своей кончины, великий ангельский образ. Весть о пострижении его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру Старца великое множество людей - монашествующих и мирян. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки...
    В последние дни земной жизни преподобного Моисея открылось тщательно скрываемое им дарование прозорливости: больной Старец, издавая болезненные стоны, подозвал к себе келейника: «Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня безпокоит?» Келейник, не видя никакой женщины, подумал, что это бред. Но потом оказалось, что на крыльце, за дверями, действительно долго стояла женщина, которая, получивши образок для себя, не хотела удалиться и настоятельно просила, чтобы ей дали образок и для ее сына. Узнав об этом, келейник взял образок, поднес его Старцу для благословения. Старец благословил его и промолвил: «Вот теперь я спокоен», - и келейник вынес образок дожидавшейся крестьянке. Другому посетителю, к немалому его удивлению, Преподобный сказал, что в воскресенье надеется быть в церкви, и когда тот возразил, что ему по слабости сил никак нельзя служить, отец Моисей прибавил к сказанному: «Служить нельзя, но быть можно». Слова эти сбылись в точности - в воскресенье гроб почившего о Господе Старца был перенесен в церковь.
    Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила 16/29 июня 1862 г., на 81-м году его земной жизни.
    Но не оставил Преподобный обители, и по смерти своей явил чудеса. Случилась в монастыре беда: девица Надежда, черпая горячую воду из котла для мытья белья, поскользнулась и упала в котел; сильно обварилась, но два дня еще была жива и в памяти и, напутствованная всеми Таинствами, тихо скончалась. Перед погребением Надежды одна скотница в тонком сне видит преподобного Моисея в мантии, с посохом, идущего в церковь, куда была вынесена новопреставленная. Принявши благословение у настоятеля, скотница спросила: «Куда вы, батюшка, так спешите?» А он отвечает: «Иду Надежду проводить».
    Были явлены и его нетленные честные мощи. При захоронении новопреставленного преподобного Антония схимонах Нестор и игумен Марк разломали склеп и обнаружили, что гроб преподобного отца нашего Моисея совершенно как новый, несмотря на сырость грунта. Приоткрыв гроб, они увидели, что тело его осталось нетленным.

Духовные наставления преподобного Моисея Оптинского

(Из писем духовной дочери)

    Послушайте, сестрица, не смущайте своей души о том, что вы немощны и исправления не имеете. Конечно, вы больших исправлений, может статься, и не имеете, однако уповаю, имеете малые, которых вы не видите, а их может набраться довольно. Они по-видимому не велики, будто ничего не значат, однако могут быть ко спасению не только не малы, но и довольны. Я вам хоть отчасти перечту те самые, которых вы не чужды, но они точно бывают в вас при случаях:
    Если кому когда милование какое-нибудь сделаете - за то помилованы будете.
    Если постраждете со страждущим (невелико, кажется, сие) - с мученики счисляетесь.
    Если простите обидящаго, и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небеснаго бываешь.
    Если помолишься от сердца о спасении - хотя и мало - и спасешься.
    Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя пред Богом за грехи, совестию чувствуемые, и за то оправдана будешь.
    Если исповедуешь грехи свои пред Богом - и за сие вам прощение и мзда.
    Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, - и воздыхание твое не утаится от Него: «Не таится бо от Него, - глаголет св. Симеон, - капля слезная, ниже капли часть некая». А св. Златоуст глаголет: «Аще посетуеши точию о гресех - и то приимет Он в вину твоего спасения».
    Видите ли, сколько дел вы исправили, о которых и не знаете. Да тем и лучше для вас, чтобы вы сладце похвалялись в немощах своих, а не исправлениями своими любовались: пусть ценит их праведный Мздовоздаятель, а мы только на грехи свои смотреть будем и о них каяться во все дни, и о прощении их пещися.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.