Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Видовдан - сербское зеркало

Видовдан - день памяти сербских мучеников, погибших на Косовом поле

    Видовдан в сербской истории является водоразделом и мерилом. Он делит нашу историю на события «до Косова» и «после Косова». Здесь слово «Косово» становится уже не географическим понятием, но предстает в качестве идеала. Этот идеал установлен в 1389 г. для всего сербского народа в целом и для каждого серба лично. С тех пор Видовдан онтологически определен самой значительной датой в сербской истории, он стал ее кульминацией с момента нашего прихода на балканский «ветрогон» с одной стороны, и краеугольным камнем, на котором строилась вся наша история от Косовской битвы по сей день, с другой стороны.
    Видовдан сфокусировал в себе все самое светлое, святое и чистое, что есть в сербском народе, освятив собою сербский народ и всю нашу историю подобно светоносным и животворным зернам, рассеянным повсюду после Косовской битвы.
Видовдан стал зенитом над нашими головами и в то же самое время - фундаментом под нашими ногами.
Видовдан - это день видения, который дает нам ясно понять - кто есть кто. Это огромное сербское зеркало на все времена.
Видовдан, иначе говоря, есть наша история в целом, которая началась в день Косовской битвы, и солнечный свет этого знаменательного события освещает наш путь по сей день. Закат солнца исторического Видовда-на значил бы закат солнца всего сербского народа. И не будет тогда уже восхода, так как не будет того Серба, для которого взошло бы солнце.

   
На Гази-Местане
   


    Видовдан направляет в Царство Небесное не только князя Лазаря, но и весь сербский народ до Косова и после Косова. Видовдан означает сербское существование в вечности. Без Видовдана нет у нас ни исторического, ни духовного зрения.
    На Видовдан святой князь Лазарь довел до совершенства святосаввский идеал сербского человека, исполнил святосаввское сербское Евангелие, которое сжато гласит: «Все отдать за Христа и обрести Христа даром». Это и есть определение для Царства Небесного, для вечных духовных ценностей: вечной Истины, вечной правды, вечной надежды, вечной жизни. Этими ценностями Святой князь исполнил свое пребывание на земле, за эти ценности он и жизнь свою положил. Ради этого стоит жить или умереть, если потребуется. Эти ценности важнее, и они более надежны, чем временная земная жизнь. В них содержится святосаввский завет для каждого серба. С этим рождаемся, с этим живем, с этим умираем.
    Тот, кто по-другому мыслит и мудрствует, является сербом лишь по происхождению, но не по духу. Сербия существует по сей день благодаря тем сербам (как бы малочисленны они ни были), которые Лазарево определение поместили в свое сердце и соделали зеницей своего ока. Как тогда, так и сегодня Видовдан разделяет не только сербскую историю, но и сам сербский народ. И тогда, и теперь сербы разделялись ради Христа и Царства Небесного. Побеждали всегда те, которые оставались со Христом, даже если «безпристрастным» историкам казалось по-другому.
    Князь Лазарь жив и сегодня, ведь его определение живет в душах миллионов сербов, которые верно следуют ему, подобно косовским витязям. К сожалению, как и в тот, первый Видовдан, так и сегодня, не малочисленна та часть сербов, которые дорожат «царством земным». Об этих сербах в нашем народе много не говорится, ибо никакого значения для нашей истории они не имеют. И Вук Бранкович всегда был презираем. На Видовдан 616 лет тому назад все сербы были собраны на Косовом поле, но не все сохраняли единомыслие. То же происходит и сегодня.
    Все размышляют о Косове, говорят о Косове, решают проблему Косова, но воспринимают Косово по-разному. Косово разделяет людей на две группы: одни видят в Косове поражение, другие - победу.
    Одни считают Косовскую битву трагедией, ввергнувшей нас в мрачное пятивековое турецкое рабство, другие - событием, благодаря которому мы выдержали рабство и все претерпели. Одни считают его гробницей, в которой «закопаны все наши надежды», другие - источником всех возвышенных стремлений и достижений в нашем народе. Наконец, одни видят Косово как место, на котором целый народ совершил массовое самоубийство, другие - как жертвенник, на котором весь народ соборно и сознательно принес себя в жертву ради Царствия Небесного, и стал благодаря этому мученическим крестоносным народом. Откуда такие диаметрально противоположные мнения, существующие в нашем народе относительно Косова? На этот вопрос есть только один ответ: два различных взгляда унаследованы от того, первого Видовдана. Так было и тогда: одни были с Вуком Бранковичем, другие - с благородным Князем Лазарем. Все зависит от содержания и определения каждой конкретной души. Душа, отягощенная земными желаниями, направляется к «земному царству» и воспринимет Косово как поражение; душа, исполненная вечными ценностями, устремляется к Царству Небесному и воспринимет Косово как победу.
    Для первых Косово было «неслыханной трагедией», как говорит святой владыка Николай, они думали, что «Косово остановило колесо нашей истории, отодвинув нас назад. Если бы не Косово, то были бы мы великим народом» (Еп. Николай, «Косово и Видовдан».)
    По мнению святого Владыки, «именно Косово сделало нас великим народом. Оно есть наша Голгофа народная и в то же время наше воскресение, духовное и моральное».
    Кто же прав, и где же истина? «Кто уж потерпел на Косове поражение, так это Вук Бранкович, а не Князь Лазарь», - так говорит Владыка. Тот, кто жертвует своей жизнью в борьбе за Истину и Правду Божию, жертвует самым дорогим из того, что имеет, тот побеждает. Даже если битва по факту проиграна - он выходит из нее победителем. А так как все сербское войско на Косовом поле добровольно пало за Истину и Правду Божию, значит оно победило. Вот мера и мерило для всех вышеприведенных мнений и взглядов относительно Косова. Одни собираются под предательскими знаменами Вука Бран-ковича, другие - под Крестоносными знаменами Бошка Юговича и Князя Лазаря. Одни смотрят на Косово только телесными глазами и измеряют материальными категориями, другие - пробужденными очами души и меряют ценностями непреходящими. Воистину, воистину душа настолько дороже тела, насколько тело дороже одежды (См.: Мт. 6, 25)! Так и восприятие Косова одними людьми возвышеннее восприятия его другими.
    На князя Лазаря и его войско вот уже в течение 600 лет изливается благословение целого народа, а на Вука Бранковича и его последователей падает народное проклятие. Пример князя Лазаря пробуждает в нас самоуважение и ревность, дабы стремиться к тем идеалам, за которые он мученически пострадал. А пример Вука вызывает чувство стыда, потому что в нашем народе был рожден такой изверг.
    Кто-то говорил, что смерть человека похожа на его жизнь. Это имеет отношение и к великим праведникам, и к великим грешникам. Праведники «засыпают» в Господе («заснул праведным сном», - говорит народ), а «смерть грешника люта», ведь кто берется за меч, от меча и погибнет (Мт. 26, 52).
    Жизнь Князя Лазаря во многом похожа на жизнь великих святых Божиих. Из его жития, из богослужебных песнопений, составленных в честь его памяти, мы узнаем, что он был «благ, кроток, украшен незлобием и мужественен». Был он «оком - слепым, ногами - хромым, опорой - старым». Был он, по описанию его современника, патриарха Даниила III, справедливым и мудрым властителем, нежным и чадолюбивым отцом, благородным и верным супругом. Во всех обстоятельствах он поступал по-евангельски. Одним словом, он всей своей жизнью исполнил Евангелие Христово. Поэтому неудивительно, что в определенный момент он принял такое судьбоносное решение, приведшее его в Царство Небесное.
    Это Косовское, Видовданское, Лазарево зерцало и сегодня предстоит перед нашим народом. Ныне мы пребываем в подобном положении, как и святой Князь Лазарь в тот первый Видовдан. Перед поколением современных сербов стоит все тот же судьбоносный вопрос: «Какому царству мы себя предадим?»
    17 марта 2004 г. стало очередным Видовданом, когда произошло массовое страдание людей на Косове. Это страдание не прекращается и поныне.
    Сербы опять разделяются на два лагеря, становятся под разные знамена. Те, которые снимаются с якоря, продают свои земли, дома, квартиры и уезжают с Косова - встают под знамена Вука Бранковича за «Голешевой Горой» и предают сербское Косово. Те, которые остаются и все претерпевают на «страшном месте», являются потомками и последователями благородного Князя Лазаря. Это разделение охватывает всех сербов, и не только на Косове и Метохии. Перед каждым сербом, где бы он ни жил, какое бы положение ни занимал, предстоит видовдановское зеркало и разрешение вечного лазаревского вопроса: «Какое царство выбрать?» Содействует ли кто укреплению Сербов на Косове и в Метохии чем-либо: словом, делом, желанием, мыслью, молитвой - вступает в Лазарево войско. Содействует ли кто голосом, подписью, согласием, заявлением уходу сербов с Косова - оказывается в обществе Вука Бранковича.
    Пока есть еще время, вглядимся хорошенько в это зеркало, выясним, на какой стороне обретаемся мы, пересмотрим свою позицию «пока есть время», так как идет ночь, после которой уже не наступит рассвет.

Епископ Артемий.
Видовдан, 2005 г.,
Монастырь Грачаница

   

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.