Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Ересь ли новый стиль?

Иеросхимонах Серафим1

   

    I. Бог и время
    Знание о порядке празднования Пасхи и месяцеслове не столько имеет нужды в человеческом разумении, сколько в соблюдении его как Божественного Откровения - Священного Предания, утвержденного Никейским Вселенским Собором2. Солнце, излучающее свет и тепло, напоминает нам о том, что Бог сотворил его для знамений и времен, дней и годов (Быт. 1, 14), что Он положил во власти своей времена и сроки для всего сотворенного Им под небом. Не сокрыто от нас и то, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Петр. 3, 8.), из чего познаем, что Всемогущество Божие не имеет нужды во времени и его счислении, и Бог не подвластен никаким периодам и срокам. Нуждаемся же в счислении дней и годов мы, грешные люди, живущие на земле.
    В Священном Писании говорится, что Бог установил нам предопределенные времена и пределы селения нашего (Ср.: Деян. 17, 26), чтобы мы искали Его и познавали немощь свою, исполняя все, заповеданное нам, в покаянии, чтобы внимали учению Церкви, которая, принимая Свет Христовой Истины, производит плод - благодатный мир в душах верных.

    Комментарий: М. Властарь в своей «Алфавитной Синтагме» пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из не-писанного Предания. Первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия (meta/ ish-meri/an e)aririb/n), второе - не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье - не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия (meta/ thn prw/thn met i)shmeri/an panse/lhnon), и четвертое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы. Это решение Никейского Собора стало обязательным для всей Церкви, и им руководствуется доныне наша Церковь».

     Но поскольку появились некоторые, лукаво отвергающие Истину, имеющие вид благочестия, на деле же отвергшиеся его (См.: 2 Тим. 3, 5), которые, подчиняясь духу времени, стараются хитростию ввести новшества в уставы Церкви, то рассудилось нам, по тщательном исследовании сего, описать тебе, достопочтенный брат, что заповедано Духом Святым чрез Апостолов и установлено в Церкви вот уже две тысячи лет, чтобы не усомнился ты и кто-либо еще из верных и не посчитал юлианский месяцеслов за маловажный и незначительный, и чрез то не представил бы веру Православную, как бы она была слепа все это время.
    Видел ли ты когда-нибудь, чтобы после зимы вдруг наступила осень или после осени - лето? Чтобы солнце восходило вечером? Всему свой порядок и всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умиратъ; время насаждатъ, и время вырыватъ посаженное (Екк. 3, 1-3). Бог установил времена праздничного веселья и плача по усопшим, Он даровал человеку годы юности и дни старости. Господь заповедал в седъмый денъ оставлять труды свои и посвещать его молитве.

Комментарий: Свт. Афанасий Великий писал: «Бог, Который в начале учредил для нас праздник [Пасхи] и соизволил даровать нам ежегодное его совершение, - Он определил и жертву, Сына Своего, для [нашего] искупления и, как основание этого священного празднества, дал нам Того, о Котором каждый год возвещает, Который всегда прославляется в этот час». (Творения. Т. III. 5-е Праздничное Послание).

     Помнишь ли ты из Церковной истории, возлюбленный брат, как Святые Отцы бережно хранили учение Церкви, переданное им Апостолами? Как ревностно защищали они догматы на Вселенских Соборах, наблюдая за тем, чтобы никто не нарушал установленного Богом порядка и не вводил новых обычаев? Подобает же и нам, взирая на их ревностную любовь к Богу, не угашать этот дух верности Христу, удерживающий пришествие отступления (См.: 2 Фес. 2, 3) и воцарение человека греха, сына погибели, но подвизатъся за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1, 3).
    Неужели Церкви необходимо приспосабливаться к миру? Кто из святых учил так? Напротив, Апостол говорит, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (См.: Иак. 4, 4).
    Поэтому, брат, святые и блаженные Отцы наши из любви к Богу и ближним как омертвевшую часть тела отсекали всех, возлюбивших мир и восставших на Бога учениями еретическими. Они, имея страх Божий, уклонялись даже от встреч с еретиками. «Святой апостол любви евангелист Иоанн [Богослов] пришел однажды помыться в баню, но, узнав, что тут же находится и Керинф3, вскочил с места и выбежал вон. Не мог он оставаться под одной с ним кровлей. И спутников уговаривал поступить так же: „Бежим, как бы не обрушилась баня, там ведь находится враг Истины Керинф"»4.
    Любящая мать оберегает детей своих от опасной болезни. Разве не удержит она от общения с заразными больными младенца? Достойна похвалы благоразумная родительница, оградившая от опасной заразы неокрепшее дитя.
    Напротив, не окажется ли виновницею смерти чада своего та мать, которая дозволит общение младенца с детьми, больными чумой? Поистине таковая достойна укоризны и наказания за свою неразумную безпечность.
    Но гораздо страшнее чумы - ересь, которая ввергает и душу, и тело в геенну огненную. Она остается с горделивой душой богоотступника навеки и мучает его, низводя на самое дно ада. Разве не сожалеем мы о таких несчастных? Разве не желаем вернуть их на путь покаяния и послушания Матери-Церкви? Для исцеления таковых Бог дал лекарство, которое называется анафемой.
    Анафематствуя уклонившихся от Истины, Святые Отцы оберегали неокрепшие души от еретического мнения и указывали отступившим на их заблуждение, побуждая оставить ересь и возвратиться к истинному учению Церкви Христовой.
    Как телесная боль указывает место, где расположена внутренняя язва, так и церковная анафема болезненна для имеющих еретическое воспаление. Анафема обнаруживает духовную смертоносную рану, которой необходимо безотлагательное лечение, потому что всякая ересь, всегда имея своим отцом диавола, постепенно укрепляется и бывает подобна неприметному вначале недугу, с течением времени перерастающему в смертельную болезнь, лечение которой на первых порах проходит успешно, но если кто помедлит, то подвергает себя неминуемой смерти. Так и еретическое заблуждение легче исправляется в самом начале.

    II. Календарь
    Наблюдения древних за порядком во вселенной, периодичностью времен года, а также необходимость ведения летописных хронологий побудили людей соблюдать счисление времени.
    Помнишь, брат, как Писание говорит нам о вавилонском рассеянии? Когда люди поселились в земле Сеннаар, то, сказав друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем (Быт. 11, 3), они принялись строить себе город и башню высокую до небес и, побуждаемые горделивым желанием, положили множество трудов.
    Строительство само по себе - это хорошее дело, но не всегда оно имеет доброе предназначение. Роскошный дворец для греховных развлечений Бог отвергает, предпочитая ему ветхую хижину для ночлега странников. Так и строительство вавилонской башни, хотя по-видимому было направлено к небу, но горделивая цель его была не богоугодна, поэтому труды их оказались напрасными. И рассеял их Господь оттуда по всей земле (Быт. 11, 8), и отделил одних от других за то, что отступили они от повелений Божиих. Так у каждого народа появился свой язык, свой быт и свой календарь5.
    Думаю, тебе известно, брат мой, что основанием любого календаря является год6 - промежуток времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Но так как на Земной орбите существует несколько точек, которые ученые считали началом года, и точки эти не остаются неподвижными по причине внешнего воздействия на них, то определить точную продолжительность года оказалось невозможным7, поэтому в разных календарях она была неодинаковой. Отсюда и произошли не прекращающиеся по сей день календарные разногласия.
    Деление всех небесных светил на Солнце, Луну и звезды породило три календарные системы, состоящие из солнечного, лунного и звездного годов8.
    Древневавилонский (еврейский) календарь определял год по Луне, периодичность вращения которой вокруг Земли составляла двенадцать лунных месяцев. Предполагают, что лунный год состоит из 354 суток9.
    У древних египтян, поскольку их языческий культ и земледелие были неразрывно связаны с Солнцем, календарь был солнечным. Год в нем насчитывал 365 дней и состоял из двенадцати месяцев по 30 дней, а также пяти дополнительных дней10.
    В индусском календаре был звездный год в 365 дней, 6 часов, 12 минут и 36 секунд. Он также имел двенадцать месяцев, соответствующих знакам зодиака и не равных между собою11.
    Впоследствии стали появляться и смешанные календарные системы. Так, в древней Греции существовала сложная система времясчисления, которая имела около 400 названий месяцев, что приводило к путанице во времени в разных местах Эллады. Математик Аристоксен (354-300 гг. до Р.Х.) писал: «Десятый месяц у коринфян - это пятый у афинян и восьмой у кого-нибудь еще».
    В древнем Риме был лунно-солнечный календарь. Считают, что в основе его был год (ромула), состоящий из десяти неопределенных месяцев12. Количество условных дней этого года равнялось 304.
    Все это побудило начать разработку календаря, который учитывал бы все три величины - лунный, солнечный и звездный годы, и был прост в обращении13. Незадолго до пришествия на землю Христа (в 46 г. до Р.Х.) римский император Юлий Цезарь поручил александрийскому астроному Созигену разработать такой календарь. Созиген взял за основу четырехгодичный цикл, по которому мы живем и поныне. Три года в этом цикле имеют 365 дней, а четвертый, високосный, - 366 дней. Простота юлианского календаря оказалась настолько гениальной14, что когда работа над ним была окончена, император Юлий Цезарь воскликнул: «Сей календарь не будет превзойден во веки».
    Церковная история свидетельствует, что после пришествия на землю Христа юлианское летосчисление вошло в христианский литургический календарь, ставший как бы символом триединства Божественного времени; он освящен, и утвержден многовековой церковной богослужебной практикой.

    1 Из писем к иноку С.
    2 Синтагма Властаря, 2., II,7 (Алф. Синтагма, VI, 404-428). Beveregii Annotat. in h. can. (pag. 19). Подробно о праздновании Пасхи см.: J. Ch. W. Augusti, Denkwurdigkeiten aus der christl. Archaologie (Leipzig, 1817), II, 3.
    3 Керинф - еретик, живший в апостольский век.
    4 Евсевий Кесарийский. Церковная история. М.: 1994, кн. 3, гл. 28.
    5 Календарь - от лат. Calendarium, -долговая книга, произошло от слова календы. Так называли древние римляне первый день каждого месяца, в который должники платили налоги. Впоследствии календарем была названа система счисления продолжительных промежутков времени.
    6 См. Stoeffler. «Calendarium romanum magnum». 1515.
    7 Постоянной величиной астрономия признавала только звездныq год, но и это понятие является весьма относительным, ибо вся материя подвержена разрушению и, следовательно, непостоянна.
    8 Существуют также Анамалис-тический год, появившийся в астрономии не так давно, и Великий (Платонический) год, продолжительность которого 26000 лет.
    9 Лунный год бывает обыкновений, продолжительностью 353, 354 или 355 дней, или эмболисмичес-кий, продолжительностью в 383, 384 или 385 дней. В такой год вставляется месяц, повторяющий шестой месяц года (адар); он носит название второго адара (веадар).
    10 X. 3. Слонимский. «1есоде-го-ибуръ» Варшава: 1852.
    11 Blondel. «Histoire du calendrier Romain». 1699.
    12 Prinsep. «Useful Tables» («Essays on Ind. antiquities», JI., 1858).
    13 По свидетельству Макробия, римляне не разделяли конец десятого месяца и начало весны, а ждали ее начала, чтобы снова вести счет по месяцам. Unger, «Der Gang des altrom. Kalenders». Мюнхен: 1888.
    14 Ни один календарь не может быть абсолютно точным, потому что «тропический год [который лежит в основе всех нынешних календарей] в настоящее время непрерывно уменьшается. Так что ныне он на 12 с. короче, чем 2000 лет тому назад». См. Энциклопедический cловарь Брокгауза на слово «Год». С. 35.


Старый стиль лучше новых двух
М.: 2004. С. 281-290
Продолжение в след. номере


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.