Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

(практическое богословие)

Епископ Рашско-Призренский Артемий

   
Владыка Артемий (справа) со своим
духовным отцом преп. Иустином (1977 г.)

   

    Редакция газеты «Дух христианина» начинает публикацию книги епископа Рашско-Призренского Артемия «Практическая веронаука», состоящей из ответов на вопросы, посвященные духовной жизни. В предисловии к ней Владыка Артемий написал: «Если этот труд послужит ко спасению хотя бы одной души, будем считать нашу задачу максимально исполненной. Ведь одна душа дороже целого мира».

    Вопрос:
    Зачем православные христиане осеняют себя Крестным знамением? Как и когда это полагается совершать?

    Радостно осознавать, что у нас появился раздел «Практическая веронаука». Потребность в этом существовала уже давно, поскольку народ наш (не только по своей вине) вступает в жизнь без основных понятий о нашей вере, поэтому необходимо восполнить эту зияющую пустоту в душах и сознании людей возможностью получать ответы из области веры, проясняя все непонятное и обучая основам христианской жизни. Ответы наши мы находим в Предании Святой Православной Церкви. Так, из него нам известен обычай осенения себя знамением Креста. О Честном Кресте Христовом и о его силе много говорится в Святом Писании. (См.: 1 Кор. 1, 17). Так, Крест является единственной похвалой и для апостола Павла (См.: Гал. 6, 14), но все-таки в Святом Писании не говорится о том, как и когда творится Крестное знамение.
    Напутствие относительно Крестного знамения, было дано святым апостолом-евангелистом Иоанном Богословом, писавшим: Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей (Ин. 20, 30). А также Сам Господь, являясь ученикам Своим в течение 40 дней от Воскресения до Вознесения, говорил им о Царствии Божием (См.: Деян. 1, 3), что и составляет Святое Предание Церкви Божией.
    Зачем же православные христиане налагают на себя Крестное знамение? Имеется много тому причин и доводов. Упомянем здесь лишь о некоторых из них.
    Прежде всего, Крест есть знак Сына Человеческого, по которому люди узнают Его, Спасителя и Господа нашего, и по которому Он узнает нас как своих последователей и учеников. Апостол Павел в своем послании Коринфянам говорит: Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (Кор. 2, 2), и далее: Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (Кор. 1, 23).
    Наложением на себя Крестного знамения мы исповедуем, что мы крещены во имя Святой Троицы: Отца, и Сына, и Духа Святаго, которое проговаривается вслух или мысленно в момент осенения себя честным Крестом. Так, с самого начала Крест явился знаком распознавания и печатью воина Христова. В нем пребывает сила, отгоняющая злых духов («Бежит, как диавол от Креста», - замечает народная поговорка.)
    Крестом все освящается. Нет священнодействий, при которых бы православный священник не использовал Крест честной. Крестом мы освящаем и сами себя как человека в целом: чело (ум), нижнюю часть груди (сердце), правую и левую сторону нашего тела и дела рук наших.
    Тем исповедуем самую суть нашей веры, веру в Святую, Единосущную и Нераздельную Троицу. Три перста - три Божественные Ипостаси, сложенные воедино, - Единство Божества. Два перста, прижатых к ладони, - две природы Богочеловека Христа: Божественная и человеческая, т. к. Он есть одновременно и Бог, и настоящий человек -Богочеловек.
    В этом вся суть православного христианского учения.
    Когда надо креститься? Во всякое время и на всяком месте, во время работы и любого движения: в пути, во время поездки; до еды и после еды; перед сном и после сна; и т.д. и т.п.
    Всех обстоятельств не перечислить!
    А в храме? Когда идем мимо церкви, перед входом в церковь и при выходе из нее; при целовании икон и зажигании свечей; во время каждого возгласа священника, поминающего Отца, Сына и Святаго Духа; в ответ на слова «Мир всем»; когда слышим церковный колокольный звон, где бы мы ни находились, и вообще - когда чувствуем в этом потребность.
    Нет четких правил на каждый определенный момент. Но существуют наставления, советы и поучения Святых Отцов о том, что Крестное знамение должно совершаться с полным вниманием, начиная с триперстного сложения (большого пальца, указательного и среднего) правой руки и возложения ее на чело, нижнюю часть груди, на правое и левое плечо, причем следует обязательно прикасаться рукой к телу. К сожалению, многие православные совершают это небрежно, часто машут пред собой рукой, будто мух отгоняют или будто играют на гитаре. Такой «знак» Креста не имеет силы, и бесы его не боятся, а только радуются. Более того, они склоняют нас небрежно и неправильно креститься, чтобы мы вместо помощи от Господа получили осуждение.
    Поэтому нужно стараться совершать Крестное знамение внимательно, с полным осознанием значения святого действия Креста, до тех пор, пока это не перейдет в привычку, так, чтобы каждый раз Крестным знамением мы свидетельствовали перед Богом и людьми свою принадлежность ко Христу, чтобы Сам Господь наш признавал и узнавал нас, чтобы, придя на землю как Судия, воздать каждому по его делам. Мир вам и радость от Господа!

    Вопрос:
    Как найти духовного отца? Кто может им стать? Имеет ли право духовник отказать кому-либо в просьбе стать его духовным руководителем?

     Искренне скажу: я почувствовал внутренний трепет от заданного вопроса. Точнее, от первой его части: «Как найти духовного отца»? Об этом меня часто спрашивают, и всегда нелегко на это отвечать. Сейчас же я призван дать ответ в письменной форме и, как смогу, попытаюсь это сделать.
    Прежде всего, позвольте сказать два-три слова о самом понятии «духовный отец» или «духовник». К сожалению, многие люди давно забыли, кто такой духовник и что такое духовная жизнь. В лучшем случае, сохранилось понятие «исповедника». Под ним подразумевается приходской священник, которому определенные люди время от времени исповедают свои грехи, чаще всего - перед Святым Причастием. Во многих областях Сербии, к сожалению, и этого уже нет. Между тем, понятие духовника гораздо шире понятия исповедника. Исповедником может стать всякий человек, облеченный в священный сан, который выслушивает исповедь и затем прочитывает разрешительную молитву. На этом его обязанность заканчивается.
    Духовник - совсем другое дело. Он часто в муках «рождает» своих духовных чад (См.: Гал. 4, 19), заботится о них и воспитывает, ведет их и руководит ими до тех пор, пока они не приобретут лик Христов.
    В православной духовной литературе разных народов это понятие часто имеет различные наименования: «геронда» (греческий), «старец» (русский), «авва» (староарабский), «духовник», «духовный отец» и т.д. Между тем, все эти названия в большей или меньшей степени выражают сущность слова «духовник». Духовник - личность, пребывающая, как правило, в монашеском чине (чаще всего это священномонах). Духовно сильный, ставящий в основание своей жизни Господа Иисуса Христа, Святых Отцов и традиции православной духовности, он способен духовно преображать другие личности или рождать их заново. Поэтому он и есть «духовный отец», а все те, кем он руководит на пути ко спасению, есть его духовные чада. Т.е. духовник не только «рождает» своих духовных детей, но и руководит ими на пути духовной жизни и возрастания.
    Духовник не выбирает духовных детей, но своей личностью, своей духовной силой излучает невещественный свет, который привлекает к себе жаждущие Бога души, стремящиеся к возвышенной духовной жизни. Он подобен лампочке, которая привлекает к себе мотыльков из ночного мрака. Духовник, как правило, живет на одном месте, часто уединенно, в «пустыне», как, например, Антоний Великий или многие святогорские духовники. Он живет в келлии, пребывая в подвиге молитвы и поста, находится в созерцании, проникая в Божественные глубины. Но, несмотря на уединенность, он не может оставаться незамеченным для мирских людей, подобно городу, стоящему на горе, о котором повествует Священное Писание.
    Такой человек, даже если и захотел, не смог бы сокрыться от людских глаз. Божий промысел приводит к нему тех, кто желает преуспеть в духовной жизни и достигнуть истинной цели своего земного существования. Кроме того, духовник никому себя не навязывает. Он подобен прозрачному горному источнику. Он открыт и доступен для любого, и всякий желающий может прийти к нему для утоления своей духовной жажды.
    Духовник, прежде всего, человек молитвы и трезвого рассуждения. Поэтому он никогда не настаивает на насильном проникновении в тайники вверенных ему душ. Он терпеливо ожидает, пока душа духовного чада сама не раскроется во всей своей искренности, в исповедании и доверии, ведь только тогда духовник сможет оказать необходимую помощь. Точно также учил и на деле исполнял это наш современный великий духовник преподобный отец Иустин Челийский (Попович), который особо ценил и почитал всякую личность, каждого человека, говоря, что «ко всякой душе человеческой надо приближаться нежно, как будто на голубиных ножках», чтобы никому не навредить. Насильно нельзя никому помочь, помогать следует на столько, насколько требует сама душа. Духовник поэтому не гоняется по миру за духовными детьми, не стремится спасти мир, как это многие сегодня делают. Духовник живет своей духовной жизнью, ждет, когда его найдут те, кому он необходим, и кого Бог к нему направит. Для таких он и становится духовным отцом.
    А теперь отвечу на вопрос: «Как и где можно найти себе такого духовного отца?»
    В этом лежит тайна спасения, и невозможно указать пальцем на какого-то определенного духовника. Бог, ведающий о всяком душевном помысле, обо всех тайнах сердца человеческого, направляет каждого человека ко спасению. Если мы имеем искреннее желание и осознаем потребность предать себя в руки искусного водителя, если мы будем искренно молиться об этом Господу, то Он не оставит нас без утешения. Он, Единый Сердцеведец, направит нас к духовнику, который отвечает благим склонностям нашей души.
    Но все-таки не следует сидеть сложа руки, в ожидании чуда Божьего. Нужно потрудиться, по слову Христову: Ищите и обрящете (Мф. 7, 7).
    Начнем со своего священника. Положим начало духовной жизни через покаяние и исповедание своих грехов. Пусть любовь к Богу и духовной жизни разгорится в нашем сердце, и Господь тогда позаботится о потребном для нас. Так же, как человек, разболевшись, сначала обращается к обычному врачу-терапевту. Далее развитие болезни и ее особенность ведет к специалисту, который способен ему помочь. Он расспрашивает приятелей и знакомых, слушает совет терапевта и направляется куда следует. И непрестанно ищет лучшего врача, иногда и за границей, только бы избавиться от недуга и сохранить свою жизнь.
    И если человек так трудится, не жалея ни времени, ни денег, чтобы облегчить страдания своего тела и продлить ему жизнь, то тем более, стремясь к Вечной Жизни в Царствии Небесном, показывая свой труд, готовность на всякую жертву ради исцеления души от всякой греховной болезни, он удостаивается такого блага, которого не видел глаз, не слышало ухо; и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
    Из вышесказанного видим, что настоящий духовник не имеет причин отказать кому-либо, искренне обращающемуся за духовным советом или руководством на пути спасения. Бывает, что духовник, если у него много духовных чад, часто занят и не может принять всех, но он в силе тогда посоветовать обратиться к другому духовному лицу, способному оказать помощь.
    Самое главное - во всем следует полагаться на Бога, и Он направит вас к нужному человеку, ведь Спаситель хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4)
    Мир вам и спасение от Господа!

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

.

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.