Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Макарий, архимандрит Дечанский

    
    
      
    Во второй половине XX в. на Косове и Метохии жил всем известный дечанский старец архимандрит Макарий (Попович). Славился он храбростью, отвагой, находчивостью, остроумием и непосредственностью. Многие его изречения стали пословицами. Бывало, он держался серьезно и с достоинством, иногда - по-детски непринужденно, но слушатель каждый раз улыбался от души.
Митрополит Макарий
 

    Замечательны поучительные беседы старого опытного священника, строго соблюдающего церковные каноны, неутомимого в службе Богу, во всем добром, честном и благородном. Его любят и почитают люди не только воцерковленные, но и светские.
    Архимандрит Макарий родился 26 декабря 1920 г. в Ульме в Банате в семье верующих благочестивых родителей Божидара и Анжелы Попович. При крещении он был наречен именем Сербобран. С самого раннего детства он мечтал стать монахом. Его желание исполнилось в 1939 г.: он принял ангельский чин с именем Макарий в монастыре св. Марка вблизи г. Призрена. Постриг совершал иеромонах Иустин (Дамьянович). В 1940 г. в монастыре Высокие Дечаны о. Макарий был рукоположен в иеродиакона и несколько позднее в иеромонаха настоятелем обители, епископом Митрофаном, русским по происхождению.
    Война застала о. Макария в 1940 г. в монастыре Девич. Изгнанный оттуда албанцами, он вернулся в Дечаны под начальство архимандрита Феодосия (Мельникова), тоже родом из России. Во время войны по делам службы о. Макарий часто посещал Печскую Патриархию.
    В 1941 г. немецкие оккупанты решили передать обитель итальянцам, оставив его на некоторое время без надзора. Этим тут же воспользовались албанцы. Они намеревались, по своему обычаю, ограбить и сжечь сербскую святыню. Молодой иеромонах Макарий по благословению о. Феодосия спешно отправился к итальянскому командованию с просьбой защитить монастырь. Он безбоязненно переправился через реку Быстрицу, приобрел у албанцев пропуск через границу, нашел одного русского доктора, владеющего итальянским языком и предстал перед итальянским комендантом со своей просьбой. Комендант пообещал прислать подразделение солдат для защиты монастыря, но лишь через несколько дней. Тогда о. Макарий принялся описывать достоинства монастыря, упоминая о готском, романическом и византийском стиле архитектуры, о безценных фресках, и убедил тем самым итальянцев выступить немедленно. Вдохновившись интересом к истории монастыря, итальянцы отправились к Дечанам. Когда подразделение прибыло к месту назначения, около монастыря уже собралась группа албанцев, ожидающая лишь наступления темноты с тем, чтобы напасть на обитель.
    Монастырь, таким образом, был спасен от разорения в самую последнюю минуту.
    Албанцы затаили на о. Макария злобу. 9 сентября 1943 г. о. Макарий был схвачен албанцами. Иеромонаха связали и решили сжечь живым. Один двенадцатилетний мальчик случайно видел, как по улице тащили о. Макария и рассказал об этом взрослым. Беду предотвратил православный албанец Зумбер Кадрий, который был признателен о.Макарию за однажды оказанную помощь. Будучи начальствующим лицом, Зумбер повелел отправить о. Макария в Печскую Патриархию и, таким образом, спас его от страшной расправы. Албанцы потом еще долго преследовали о. Макария, но он в самых различных ситуациях храбро противостоял врагам и всякий раз Господь спасал его от смерти. Некоторое время вместе со священником Василием из России о. Макарий работал поваром на Капаонике, скрываясь от немцев.
    После войны о. Макарий потратил немало сил на восстановление сербской святыни - монастыря Девич, разрушенного фашистами до основания. Его силами монастырь был возрожден из пепла.

Монастырь Девич
(до мартовского погрома 2004 г.)

    За храбрость и самоотверженный труд 14 августа 1947 г. по благословению Патриарха Гавриила епископ Владимир произвел о. Макария в чин игумена монастыря Высокие Дечаны.
    В 1953 г. коммунистические власти по ложному доносу сослали о. Макария в Цетинье на каторгу. Об этом периоде он отзывался шутливо и беззлобно как о времени «трудов и размышлений», говоря всем, что находится «на отдыхе». Вместе с о. Макарием в Цетинье отбывал срок митрополит Черногорский Арсений и с ним еще шесть священников, обвиненных в антигосударственной деятельности, а также игумен монастыря св. Василия Острожского Леонтий и брат Серафим (Кашич).

Монастырь Высокие Дечаны

    После освобождения о. Макарий вновь направляется в монастырь Высокие Дечаны. Там он восстанавливает прежний устав и дает распоряжение ежедневно служить молебен с акафистом Святому Королю Стефану Дечанскому. Когда, бывало, в монастырь заявлялась местная милиция, о. Макарий шутливо говорил: «Вот, девери мои идут, принесите мне подходящий матрасик для отдыха в тюрьме».
    В то время председателем краевого партийного комитета был Душан Мугоша. О. Макарий всегда гостеприимно встречал его в монастыре. Однажды Душан посетил монастырь Дечаны вместе со своей супругой. Чету любезно пригласили на монастырскую трапезу. Разгоряченная прекрасным дечанским вином, жена партийного работника подсела к о. Макарию и, безстыдно приблизив к нему лицо, сказала: «Иди ко мне, Макарий». О. Макарий покраснел от стыда, но, не растерявшись, сказал: «Я и к более красивым шлюхам не ходил, а к тебе-то и подавно не пойду». Оскорбленные супруги покинули монастырь, а о. Макарий продолжал вести себя непринужденно, будто ничего не произошло.
    О. Макарий был по-христиански милостив ко всем, и к албанцам в том числе: он помогал получить образование, давал деньги нищим и сиротам, принимал участие в урегулировании различных проблем.
    О. Макарий не забывал и албанца Зумбера, спасшего его от смерти. В 1963 г. Зумбер упал с самосвала по дороге из Печи в Дечаны и получил тяжелую травму головы и позвоночника. Семь дней он не приходил в сознание, все старания докторов оказались безсильны. Тогда жена с сыном привезли Зумбера в Дечаны к о. Макарию. Внесли его в храм и положили перед мощами св. Короля Стефана. О. Макарий надел епитрахиль, взял требник и принялся читать молитву. Потом посмотрел на своего приятеля, тяжело вздохнул и сказал: «Ох, Зумбер, до чего же ты дошел! А ведь хорошим ты был. Да помогут тебе Бог и святой Король Стефан!» Затем повелел родственникам по обычаю трижды пронести больного под мощевиком и помазал больного маслом от лампады, горящей перед киотом св. Короля. После этого Зумбер открыл глаза и стал что-то говорить по-албански. Жена с сыном заплакали, благодаря Бога, св. Короля и отца Макария за исцеление, помогли Зумберу встать и потихонечку пошли домой.
    Это было лишь одно из многочисленных исцелений, исходящих от мощей св. Короля Стефана Дечанского.
    Однажды в Дечаны пришел старый крестьянин из Крушеваца, с ним была молодая женщина и пятеро детишек. Старшей девочке было около 10 лет. Старик подошел к настоятелю, взял благословение и обратился к нему с просьбой: «Отче, вот моя дочь вышла замуж за милиционера из Косовской Митровицы. Приехал навестить дочь, зятя и внучат. А как узнал я, что они некрещеные, так сердце у меня прихватило. Вот, привел их к Вам, чтобы крестились. Зять не против, но опасается работу потерять, если кто-то увидит его в церкви». О. Макарий ответил: «Добро пожаловать. Дай Бог, чтобы побольше таких внучат к нам приводили». Старый крестьянин вынул из дорожной сумки красивый бархатный покров для мощей, расшитый золотыми узорами с крестом посередине, а также другие дары и все это торжественно вручил о. Макарию. Тот распорядился приготовить трапезу для гостей и сразу же приступил к Таинству Крещения.
    Приезжали в Дечаны крестить своих детей офицеры из больших городов, опасающиеся потерять службу, если обратятся к местному священнику.
    Был однажды и такой случай. Сидели монахи и беседовали. О. Макарий был тогда уже стар и потерял зрение. Он сидел тихонько в стороне и молчал. А к братьям в это время подошел приехавший из Загреба Груйо Зекич-Босанац. Он раньше учился в семинарии в Дечанах, но, отслужив в армии, связался с сектантами и бросил учебу.
    Груйо стал богохульствовать, говоря, что православная вера во многом неправильная, что Христос вовсе не Сын Божий, а Пресвятая Дева не Богородительница, а обычная женщина. Братья возмутились и стали ему возражать, советуя внимательно прочитать Святое Писание, в котором все ясно изложено, напоминали ему о молитвах, обращенных ко Господу Иисусу Христу и Богородице, но все было напрасно. И тут раздался голос о. Макария: «Эх, Груйо, Груйо! Не посмел бы я во время грозы встать с тобой под одним дубом - обоих бы убило. Не пощадил бы Господь меня тебя ради». Наступило молчание. О. Макарий продолжал: «Если бы ты в монастырях не бывал, можно было бы еще хоть как-то тебя понять. А ты ведь был свидетелем стольких чудес Божиих, которых вполне достаточно для уверенности в истинности Веры Православной».
    Отец Макарий почил 22 июня 1981 г. Отпевали его три епископа: Рашско-Призренский Павел, Нишский Ириней и Враньский Доментиан. Посмертное слово произнес Архимандрит Амфилохий, сказав, что о. Макарий в своей жизни понес много личных подвигов и страданий, но Господь наградил его редким даром сохранять духовную радость во всех обстоятельствах. И он щедро делился ею с окружающими людьми, поддерживая их в нелегкие времена, помогая преодолевать скорби и всегда иметь твердое упование на Бога.

Архимандрит
Иоанн (Радосавлевич)
Журнал «Хвосно», №48

Перевод с сербского
Екатерины Василевич


Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.