Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Ересь ли новый стиль?

Иеросхимонах Серафим

 

Продолжение.
Начало в №12(30) - 13(31).

  IV. Календарная реформа.
    Ослепленные гордыней латиняне стремились утвердить мнение, что римский католицизм восстановил истину. Находчивые папские богословы тут же приняли формулировку принципа supplet Ecclesia (восполняет Церковь)1 и приступили к реформации календаря.
    Для начала им надо было убедить народ в том, что римская церковь - не враг науки, а такое мнение уже сложилось из-за частых жестоких смертных казней, которым подвергались ученые. Желая утвердить в народе мысль о том, что католическая церковь - верный источник всех наук, 24 февраля (по юлианскому календарю) 1582 г. папа Григорий XIII ввел новое счисление времени. Он объявил, что Церковь уклонилась от правильного толкования Соборного постановления относительно празднования дня святой Пасхи и стала вычислять ее по изначально неточному юлианскому календарю, что, конечно же, неверно.
    Вот так, дорогой о Господе брат, и появился новый календарь и новая римская пасхалия. Всем известно, что начало так называемой александрийской пасхалии относится не к периоду Никейского Собора, а к апостольскому веку. Об этом имеем свидетельство в правилах Святых Апостолов. Так, 1-е правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина».     А в 37-м правиле, говоря о необходимости епископам собираться дважды в год, Апостолы устанавливают сроки: «В первый раз - в четвертую неделю пятидесятницы; а во второй - октября во двенадцатый день». Из этого следует, что церковный богослужебный круг существовал уже тогда, в первом веке, а «четвертая неделя пятидесятницы» относится именно к апостольской пасхалии.
    Даже Земля склоняется перед Солнцем, имея ось свою согбенной по закону, установленному Богом. Католики же, утратив смирение перед Церковными канонами, отпали от всесовершеннейшего и неизменного учения Солнца Правды Христа.
    Это нововведение папы Григория XIII нарушило богослужебный литургический ход времени, так как была искажена последовательность литургических событий - Распятия и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа (14 нисана).
    В юлианском солнечно-лунном календаре равноденствие вычислялось не по Солнцу, а по Луне. Астрономы Юлия Цезаря, зная, что солнечный и лунный год различны по времени, прекрасно симфонизировали их. Видимое смещение равноденствия в солнечном счислении восполняется в лунном 19-летнем цикле.
    С астрономической точки зрения григорианский календарь оказался жалким подобием юлианского. Стремление латинян сделать равноденствие неподвижным приводит к изъятию трех дней каждые 400 лет, что во всем нарушает астрономический цикл. Ведь Солнце, Луна, звезды и галактики продолжают свое движение, не останавливаясь на трехдневный отдых, поэтому юлианский календарь совершает свое счисление в полном согласии со вселенной, а григорианский, выбрасывая дни, все более удаляется от истинного времени.
    С канонической точки зрения латинский календарь стал еще одним новшеством, повреждающим неприкосновенный церковный строй.
    Поэтому в том же 1582 г. Вселенский Синод во главе с Патриархом Константинопольским Иеремией II строго осудил новое римское счисление как произведение папства, нарушающее священное Предание Церкви. А в следующем году Патриарх Иеремия II созвал Поместный Собор, на котором, при участии Патриархов Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, а также многих других православных митрополитов и епископов григорианский календарь и новая римская пасхалия были анафематствованы.
    Тебе, брат, известно, что об определении Первого Вселенского Собора относительно празднования Пасхи упоминается в 1-м правиле Антиохийского Собора, также запрещающем праздновать Пасху в один день с иудеями2. «И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, - говорится в правиле, - но и всех, дерзающих быти в общении с ними...» А 1-е Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, святый День Пасхи прежде весеннего равноденствия празд-новати будет, да будет извержен из священного чина».
    Празднование Пасхи Христовой одновременно с иудеями древними Святыми Отцами строго возбранялось, потому что данное время для православного христианина сопряжено с воспоминанием Страданий Христа, и радость в этот день неуместна. Патриарх Александрийский Петр t311) говорит: «Когда Он [Христос] произнес слова: приимите, ядите и пийте, то не вкушал агнца, но Сам пострадал как истинный Агнец в праздник [иудейской] пасхи»3. Наша же Пасха - великая радость Воскресения Христова и, следовательно, она не должна праздноваться ни ранее иудейской, ни вместе с нею.
    Католики же, перейдя на новый календарь, стали праздновать Пасху часто одновременно с иудеями, а иногда и раньше их, что является явным нарушением хода Евангельской истории и церковных канонов.

Чудо Благодатного Огня на Гробе Господнем

    Не желая принимать во внимание канонические подтверждения верности александрийской пасхалии, они не вразумляются даже тем мистическим явлением, которое бывает ежегодно в виде чуда схождения Благодатного Огня в день Святой Пасхи на Гробе Господнем. Это чудо происходит вот уже две тысячи лет именно в день празднования православной Пасхи по юлианскому календарю. Разве это не явное знамение истинности александрийской пасхалии?
    В Соборном послании от 20 ноября 1583 г. сказано: «Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой как определено, - сего ради становится причиною соблазнов... Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных.
   Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость - и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам, и молитвы нашей мерности будут со всеми вами. Аминь».
   Как видно из послания, Собор анафематствовал изменивших не только пасхалию, но и месяцеслов, так как они изначально считались Церковью нераздельными.
   Вскоре после этого Александрийский Патриарх Сильвестр (1566-1590) в Окружном Послании Православным христианам Западной Европы писал:
    «Римское стильное нововведение причинило много зол. Ибо оно произвело волнение в Церкви, смущение в народах, насмешку над [Святыми] Отцами, презорство в детях и заблуждение, близкое к иудейству. Римляне говорят, что дело идет не о вере, следовательно, нововведение безопасно. О, жестокосердые сыны человеческие!.. Малое не мало, по Василию Великому, когда оно причиняет великий вред. А малость ли возмутить Церковь, превозноситься пред [Святыми] Отцами и презирать Божественные повеления? Ибо Сам Бог заповедует: не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч. 22, 28)... Последуя Отцам и Вождям нашим Восточным и Западным, по справедливости предпочтем древнее новому, ибо суждено однажды Церковию Православною никакого вообще новшества не принимати и ни от чего древняго не отступати»4.
   «Ведь малое, когда оно приводит к великому, не есть малое, - говорит преп. Иоанн Дамаскин, - так как прибавочная черта, чтобы древле получившее силу предание Церкви было поколеблено - не мала, потому что осуждены прежние наши наставники...»5.
    Впоследствии латиняне, видя, что переход на римскую пасхалию для православных невозможен, стали склонять Константинопольского Патриарха Кирилла I к принятию нового римского календаря. Они знали, что приняв его, православные попадут в зависимость от Запада, но Патриарх Кирилл напомнил иезуитам о том, что все, принявшие новую пасхалию и месяцеслов, находятся под анафемой.
   Позднее Вселенский Патриарх Каллиник XI, совместно с Антиохийским Патриархом Афанасием (1686-1728) еще раз обратили внимание на то, что не только празднование Пасхи одновременно с иудеями, но и отступление от установлений Православной Церкви о постах есть измена Православию и уклонение от святоотеческих заветов. Так, в случае принятия римского счисления, при условии сохранения александрийской пасхалии, Петров Пост (в те годы, когда Пасха празднуется от 20 до 25 апреля) упраздняется, что является прямым нарушением священного Предания Церкви, так как об этом посте упоминается в Апостольских постановлениях: «После пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь»6.
   «Поэтому всякий истинный христианин должен быть тверд в установлениях Православной Церкви, - гласит Окружное послание, - и обязан праздновать Пасху и соединенные с нею праздничные дни и Церковныя времена применительно к практике Православного Востока, а не инославного Запада, чуждого нам по вере»7.
   В 1756 г. Вселенский Патриарх Кирилл V в Окружном Послании о новостильниках говорит:
   «Иерей ли, мирянин ли, то да будет отлучен от Бога, проклят, и по смерти да не растлеется и пребудет в вечных муках... Да наследуют таковые проказу Гиезия и удавление Иуды, да будут на земле, как Каин, иже стеня и трясыйся, и гнев Божий да будет на главе их и участь их будет с предателем Иудою и с богоборцами иудеями... Ангел Божий да преследует их мечом во вся дни жизни их и да подлежат они всем проклятиям Патриархов и Соборов, под вечным отлучением и в муках огня вечного. Аминь. Да будет!»
    В 1827 г. католические ученые снова обратились к Вселенскому Патриарху Агафангелу, убеждая его в необходимости принять григорианский календарь якобы по астрономическим причинам, но тот решительно отклонил их предложение.
    А в 1848 г. Вселенский Патриарх Анфим VI вместе с Патриархами Александрийским Иерофеем, Антиохийским Мефодием и Иерусалимским Кириллом в Окружном послании от имени Единой Кафолической и Апостольской Церкви еще раз напомнили папистам об их отступлении в ересь с принятием григорианского календаря:
    «У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли внести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое Тело Церкви, то есть народ, который всегда желает сохранять веру свою неизменною и согласною с верою отцов его... Да держим исповедание, какое приняли от таковых мужей - Святых Отец, да отвращаемся всякого новшества какдиавольского внушения, на что если бы кто дерзнул или делом, или словом, или помышлением, таковый отрекся уже веры Христовой, уже добровольно подвергся вечной анафеме за хулу на Духа Святаго, якобы несовершенно глаголавшего в Священном Писании и во Вселенских Соборах. Итак, все новшествующие: еретики ли то, или раскольники, добровольно облекошеся в клятву, яко в ризу (Пс. 108, 18), хотя бы то были папы, хотя бы Патриархи, хотя бы миряне, аще бы и Ангел с Небесе - анафема ему»8.
    Ты помнишь, брат, иеромонаха, который был на празднике Преображения на Горе Фавор, и рассказывал, что ежегодно, именно в этот день по юлианскому календарю, опускается на гору светлое облако, как бы напоминая об облаке, в котором явились некогда Илия и Моисей? Это чудо также свидетельствует о верности нашего богослужебного строя и обличает любой новый стиль.

    1 В каноническом праве латинян говорится: «...в случае ошибки или сомнения ничто не препятствует применению принципа supplet Ecclesia (восполняет Церковь)», как это прямо утверждается их каноном 144 § 2.
    2 Имеется в виду 14 нисана - полнолуние (по еврейскому календарю).
    3 V. Edit, a Carolo du Fresne et du Cange pag. 5.
   4 Александрийский Томос. (1584 г.). СПб.: 1904.
    5 Преп. Иоанн Дамаскин. Три слова об иконах. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы. М.: 1995, гл. II.
    6 Кн. 5. Гл. 19.
    7 «Церковные ведомости». М.: 1906, № 13, с. 685.
    8 Послание Восточных Патриархов, 1848.

Старый стиль лучше новых двух.
М.: 2004. С. 281-290.

Окончание в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.