Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
БЛИЗ ЕСТЬ...

 

«И рай, и венцы испытаний...»

Оптинские старцы о грядущих судьбах России, о последних временах и стоянии в Истине

 

Он - наш Искупитель!
Безсмертья лучи       
Из гроба Его воссияли;
В руке Его - неба и ада ключи.
И жизни, и смерти скрижали,
И суд над главой
              ослепленных врагов,
И рай, и венцы испытаний...

             Архимандрит Макарий
                                   (Глухарев)

    В Оптиной Пустыни с давних пор существовала среди насельников традиция заносить на страницы своих келейных записок и иноческих дневников те явления духовной жизни, которые старцами относились к «тайнозрительным». Благодатные видения, пророчества, явленные во сне и наяву, по тщательном рассмотрении духовником, вписывались оптинскими отцами и братиями в тоненькие тетрадки, составившие впоследствии довольно объемистую «сокровищницу монашеского духа».
    Такие записи мы находим на страницах дневника известнейшего бытописателя Оптиной иеромонаха Евфимия (Трунова), в келейных записках иеромонаха (будущего архимандрита) Леонида (Кавелина), в рукописных жизнеописаниях оптинских скитян, участие в составлении которых принимали послушник Павел Плиханков, ставший великим старцем Вар-сонофием и ведущий агиограф Оптиной Пустыни архимандрит Агапит (Беловидов).
    Оптинскую традицию поддержал и продолжил замечательный русский духовный писатель Сергей Александрович Нилус, живший при обители в 1907-1912 гг. в «ювеналиевской усадьбе»: в его «Записках православного» мы также находим рассказы, воспоминания и размышления оптинцев о чудесных явлениях и знамениях, бывших в святой обители. Особую значимость имели они в пору предреволюционных бурь и смятений, - вот почему последние Оптинские старцы внимательно анализировали их, дополняя своими духовными толкованиями и наставлениями. Часть этих материалов мы и предлагаем сегодня вниманию наших благочестивых читателей.

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФОПТИНСКИЙ
Вечное проклятие за помазанника Божия

    Запись нижеследующего размышления старца Иосифа (Литовкина)1, о судьбах России была сделана 16 марта 1909 г. в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни. Приводим ее с незначительными сокращениями.

Преподобный старец Иосиф (Литовкин)

    «Плохо стали жить люди православные, плохо, что и говорить! Но пока стоит престол Царя самодержавного в России, пока жив Государь, до тех пор, значит, милость Господня не отъята от России... И сердце царево, и престол его, и сама его драгоценная жизнь - всё в руках Божиих. И может ли на эту русскую святыню посягнуть какая бы то ни было человеческая дрянь, как бы она ни называлась, если только грехи наши не переполнят выше краев фиала гнева Божия?..
    Позапрошлым [1907] летом был у меня один молодой человек и каялся в том, что ему у революционеров жребий выпал убить нашего Государя. „Все, - говорит, - у нас было для этого приготовлено, и мне доступ был открыт к самому Государю. Ночь одна оставалась до покушения. Всю ночь я не спал и волновался, а под утро едва забылся... И вижу: стоит Государь. Я бросаюсь к нему, чтобы поразить его... И вдруг передо мною, как молния с неба, предстал с огненным мечем сам Архангел Михаил. Я пал ниц перед ним в смертном страхе. Очнулся от ужаса и с первым отходящим поездом бежал вон из Петербурга, и теперь скрываюсь от мести своих соумышленников. Меня они найдут, но лучше тысяча самых жестоких смертей, чем видение грозного Архистратига и вечное проклятие за помазанника Божия...»
    Пока Господь Своим Архистратигом и Небесным Воинством Своим хранит Своего помазанника, до тех пор - жив Господь! - нечего ни за мир, ни за Россию опасаться».

* * *

Истинно слово преподобного старца Оптинского - и вечное проклятие уязвило растленные души иуд-отступников за пролитую кровь Венценосца.

МОНАХ АРЕФА
Тайнозрение будущего

   Оптинский монах Арефа, человек в духовной жизни внимательный и трезвенный, перед самой Русско-Японской войной видел два сна, сильно поразивших его. И чтобы не оказаться в мечтательном, прелестном обольщении духа тьмы, монах поведал о снах старцу-скитоначальнику, игумену Иосифу (Литовкину). Старец признал виденное тайнозрением.

* * *

    В первом сне был явлен о. Арефе Господь Иисус Христос, окруженный сонмом Ангелов. Господь шествовал по небу, - от востока направляясь к западу, а на земле, опережая Его шествие, в том же направлении стремительно двигались несметные полки каких-то нерусских воинов. И все это безчисленное полчище вело безостановочную стрельбу по каким-то отступающим войскам. «Во сне, - признавался монах, - я чувствовал, что отступающие были русские».
    Второй сон носил явно апокалиптический характер: небо и земля (в явленном видении) свились в огромном столбе пламени, как бы во всепоглощающем огне светопреставления.

* * *

    По воспоминаниям о. Арефы, оба его «тайнозрительных» сна видены им были в период 1903 -1905 годов, а записали его рассказ в Оптиной Пустыни в сентябре 1909г.

Иеродиакон Игнатий
«Близ есть, при дверях...»

    Великое знамение было явлено в алтаре оптинского Казанского храма во время службы Рождественского сочельника 1909 г. Когда стали читать паремии за вечерней, вдруг перед взором находившегося в алтаре иеродиакона Игнатия2 всё смешалось: не стало видно ни алтаря, ни служащих, а на их месте он увидел огромное множество людей, в величайшем смятении и страхе безпорядочно бежавших от востока на запад и обратно. Что-то совершалось, по-видимому, необычайно страшное. И вдруг явился светоносный Ангел, который, обратившись к тайнозрителю, сказал: «Всё,что ты здесь видишь, имеет совершиться в близком будущем».
   Видение тем и окончилось.

* * *

    В Оптиной Пустыни старцы дали следующее толкование этому видению.
   Святой Ефрем Сирин, размышляя о днях перед кончиной мира и явлении антихриста, также предвозвещал о долженствующем быть в те дни великом смятении народов, когда люди, гонимые страхом, будут предаваться бегству в том же безпорядке, какой привиделся оптинскому священнослужителю. Старцы полагали, что это знамение в алтаре предвозвещало близость именно таких дней - перед самой кончиной мира.

ИЕРОМОНАХ ИРИНЕЙ
Меч войны упал на землю

    В ночь на 29 июня 1914 г. живший в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни иеромонах Ириней видел в сонном видении, что на востоке от скита на небе появился крест, а под крестом - огненный херувим. После того на том же восточном небе он увидел ножны и падающий из них с неба меч.

ПРЕПОДОБНЫЙ АНАТОЛИЙ
ОПТИНСКИЙ
«Будет шторм - и будет штиль...»

(Пророчества о России)3

    Близким по духу чадам своим духовным старец Анатолий (Потапов) открывал тайну движимой на Россию бури, приуготовляя их к подвигу терпения, призывая верить, крепко верить в судьбы Божии о России.

* * *

   Пребывание в столице Империи накануне Февральского переворота открыло старцу ту бездну, перед которой стояла Россия. К этому времени относятся грозные пророчества старца Анатолия о грядущих судьбах России и Царя. Старец Анатолий был великим почитателем благочестивого Царя Николая Александровича и усердным его молитвенником. Своих посетителей он нередко благословлял книжечками о Царе.
    Именно старцу Анатолию принадлежат знаменательные слова о смысле Царского служения и о значении Православного Царя для судеб России. В беседе с товарищем обер-прокурора Св. Синода князем Н.Д. Жеваховым, приезжавшим в 1916 г. в Оптину Пустынь к старцу Анатолию с вопросом: поступать ли ему в монастырь или же исполнить просьбу Царя и принять должность товарища обер-прокурора, старец Анатолий сказал такие пророческие слова: «Коли Царь зовет, значит - зовет Бог. А Господь зовет тех, кто любит Царя, ибо Сам любит Царя и знает, что и ты Царя любишь... Нет греха больше, как противление воле помазанника Божия... Береги его, ибо им держится Земля Русская и Вера Православная... Молись за Царя и заслоняй его от недобрых людей, слуг сатанинских... Царь не только объявитель воли Божией людям, но...»
    Отец Анатолий задумался, и слезы показались у него на глазах; взволнованный, он окончил невысказанную мысль, сказав: «Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а... не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим...»

* * *

    В начале февраля 1917 г. Оптину Пустынь посетил Великий князь Дмитрий Константинович... По-видимому, именно он пригласил старца снова приехать в Петроград в связи со строительством Шамординского подворья. И в конце февраля 1917 г. старец Анатолий собрался в поездку, но был застигнут революционными событиями в Москве и остановился в благочестивой семье А.С. и С.Н. Шатровых...
    27 февраля, когда на улицах Москвы начались безпорядки, в доме Шатровых собрались духовные чада и почитатели старца Анатолия. Все тревожно спрашивали батюшку: что же будет? Монахиня Варвара, помощница игумении Гефсиманского монастыря, записала пророческие слова старца Анатолия, сказанные в тот день:
    «Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все же, не все погибнут». Слушавшие были поражены и невольно заплакали. Старец подошел к монахине Варваре, положил руку на голову и сказал: «Ничего, ничего, не бойся только. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо». Потом, обратясь к своему [родному] брату, спросил: «А что после шторма бывает?» Кто-то сказал, что после шторма бывает штиль. «Вот ведь, - сказал батюшка, - так. И будет штиль». Присутствующие говорили: «Но уж корабля-то нет, разбит, погиб, погибло всё!» - «Не так, - ответил старец, - явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо».


    1Его мощи были обретены в 1988 г., причислен к лику святых в 1996 г.
    2По характеристике одного из отцов оптинских, - «он раб Божий истинный и имеет дар видений, носящих печать того, что Святыми Отцами зовется тайнозрением».
    3Собраны петербургским протоиереем Геннадием Беловоловым. Тексты приводятся без сокращения.

Фото Дм. Дикарева

Публикацию подготовила
Зоя Афанасьева
Козельск - Оптина Пустынь

Окончание в след. номере

         

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.