Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

(практическое богословие)

Епископ Рашско-Призренский Артемий

Продолжение. Начало в № 12 (30), 13 (31)

   Вопрос: Что такое исповедь? В чем, кому и когда должен исповедоваться православный христианин?
    Существует святое Таинство Покаяния, без которого исповеди быть не может, а если и случается, то такая исповедь теряет свое значение. Поэтому правильнее следовало бы задать вопрос: «Что такое святое Таинство Покаяния и исповедь?»
    Такой вопрос сам по себе составляет «хлеб насущный» для всякой души, «пробудившейся» к жизни вечной. От чего душа «пробуждается»? От сна греховного и смертного. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос (Еф. 5, 14). Пробуждение к жизни вечной, по сути, то же самое обращение или возврат к Богу через святое Таинство Покаяния во время исповеди. Это единственный путь для всех грехами удаляющихся от Бога, ведь Бог не желает смерти грешнику, но ожидает обращения его к жизни вечной.
    Всякий грех имеет силу отдалить нас от Бога, от Неба, от вечной жизни и ввергнуть нас в огонь, иначе говоря, предать смерти вечной. Возмездие за грех - смерть (См.: Рим. 6, 23) Таким образом, грех есть наш единственный противник и враг спасения.
    Что же такое грех? Это когда кто-то мыслит, говорит или действует вопреки тому, что заповедал Бог, или когда не мыслит, не говорит и не действует так, как Бог заповедовал. Следовательно, грех есть не только нарушение запретов Божиих, но и неисполнение повелений. Грех - не только зло, но отсутствие доброделания. Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 36, 27), - увещевает ветхозаветный Пророк. А новозаветный Апостол призывает к тому же другими словами: Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру (Рим. 12, 9).
    Нет безгрешных людей (об этом мы часто слышим во время чтения заупокойных молитв), и если только грех лишает нас спасения и отдаляет от Бога, значит, не существует других путей возвращения к Богу кроме очищения от грехов в святом Таинстве Покаяния во время исповеди. В этом святом Таинстве человек очищается от всех исповеданных грехов, которые он совершил после святого Крещения, почему Покаяние часто называют вторым крещением - крещением в слезах покаяния.
    Покаяние - это краеугольный камень духовной жизни и нашего спасения. Осознание своей греховности, сожаление о том, что мы своими грехами оскорбили Бога, решимость в корне изменить свою жизнь и смиренное прибегание к помощи святого Таинства Покаяния во время исповеди перед священником (духовником) представляют собой начало нашего спасения.
    Святой Иоанн Предтеча и Сам Господь наш Иисус Христос начали свою проповедь с призыва к покаянию. Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15) - часто повторял Господь Христос во время своей проповеди. Ведь никто не может спастись, если не покается. Бесы прикладывают немало сил, чтобы склонить христиан небрежно относиться к Таинству Покаяния и исповеди. Некоторые нерадивые христиане даже начинают упорно твердить, что не грешны, или выдумывают «свои способы» исповедания, не желая «унизиться» и склонить голову свою под епитрахиль духовника, как установлено богодухновенным порядком Церкви. Здесь речь идет о тех многочисленных христианах, которые довольствуются исполнением других «церковных установлений» (освящением воды, зажиганием свечей, соблюдением некоторых постных дней, нерегулярным посещением храма), участием в некоторых миссионерских или гуманитарных акциях, беседами и некими «туманными» разговорами с духовными старцами - без малейшего намерения держаться «узкого пути» истинного покаяния. При этом они считают, что достигают какого-то духовного совершенства, блуждая на самом деле окольными тропами сердечной нераскаянности, жестокосердия и самодовольства.
    Нерадение наше относительно покаяния часто проявляется в повышенном интересе к прегрешениям других людей, и тогда своих грехов мы уже не можем видеть.
    Грех - страшное зло и тяжелая болезнь души. Но совершение его зависит от нашей воли, так как оно является плодом нашего свободного определения. Грех - страшное зло, но не неизлечимое.
    Если кто-то держит в руке раскалённый уголь, он чувствует боль от жжения. Но стоит отбросить уголь - и нет вреда. Так и грех, подобно углю, обжигает человека. О тех, что не чувствуют этой боли, Святое Писание говорит: Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорало платье его? (Притч. 6, 27).
    Грех не есть некий нападающий со стороны неприятель, - это зло растет внутри человека. Глаза твои пусть прямо смотрят (Притч. 4, 25) - [в сербском переводе: «Смотри целомудренно» - примеч. пер.] - и тогда не будешь иметь срамных желаний. Вспомни о грядущем суде, не будь безумен: избегай блуда, прелюбодеяния, убийства - и беззаконие не овладеет тобой. Если Бога забудешь, то станешь мыслить о злых вещах и творить беззаконие.
    На грех тебя толкает сатана. Толкает, но заставить грешить не может. Он не сможет тебе навредить, если даже будет соблазнять много лет подряд - ведь ему нужно твоё сердце. И если ты будешь держать свое сердце закрытым для лукавого, то тогда никакие его стрелы не смогут уязвить тебя. Но если без сопротивления примешь некое злое желание, предлагаемое бесом твоему уму, то станешь его рабом и окажешься в греховном омуте.
    Не принимай семя греха, так как оно разорит твою душу. Вырви зло из себя прежде, чем оно расцветёт, чтобы, проявив поначалу небрежность, не быть позднее казнённым секирой и огнем (Лк. 3, 9). Потрудись прибегнуть к излечению заблаговременно, пока болезнь не приняла опасные формы и не привела к смерти, когда уже врач не способен будет помочь.
    Что делать? Если согрешили, неужели нет нам спасения? Если отпали от Бога, то неужели не можем возвратиться к Нему? Если ослепли духовными очами, то неужели никогда не обретём зрение? Если умерли к вечной жизни, неужели не будет для нас воскресения?
    Всё возможно милостью Божией через святое Таинство Покаяния и исповедь. И только так. Потому не теряем надежду и не впадаем в отчаяние. Страшно потерять надежду на прощение. Тот, кто не ожидает спасения, грешит безмерно, а если надежда есть, то она торопит приступить к Покаянию. Змея скидывает свою старую кожу, так неужели мы не скинем с себя грехи свои? Нива, полная терниев, может превратиться в прекрасный сад, если приложить к этому труд. Как же нам не исправиться? Исправиться можем, если захотим. Ведь Бог наш человеколюбив, неизмеримо человеколюбив. Грехи одного человека и всех людей вместе канут бездну милосердия Божьего. Любые наши духовные раны являются ничтожными перед Его целительной силой. Только предадимся Ему всем сердцем, всею душою своею и завопим в покаянии как Давид: Исповедаю Господу преступления мои (Пс. 31, 5) Тогда последует сказанное в том же стихе: И Ты снял с меня вину греха моего.
    Вот ответ на первый ваш вопрос.

    В чем надо исповедоваться? В грехах своих, ведь грешим мы много и ежедневно. Поэтому надо чувствовать себя грешным и всегда каяться. «Нет конца покаянию до самой смерти», - говорит преподобный Марк Подвижник.

    Кому надо исповедоваться? Богу Живому и Всевидящему, от Которого ничего не может утаиться или скрыться, и перед Его представителем на земле - православным священником (духовником). Ведь святое Таинство Покаяния, как Таинство Церкви, установил Сам Господь наш Иисус Христос, сказав Своим ученикам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20; 22-23). Это право «прощения и оставления» грехов людям, которые каются и исповедаются, передается от апостолов Духом Святым всем их последователям (епископам и священникам) по сей день и сохранится до скончания века. Так установил Всемудрый и Человеколюбивый Господь, чтобы во всеобщей греховности людей было им доступно Покаяние, ведущее ко спасению.

    И, наконец, когда требуется православному христианину исповедоваться?
    Всегда, как только он почувствует в этом необходимость, когда ощутит свою греховность, и особенно, - когда грехи начинают жечь его душу подобно углю. Никогда не откладывайте покаяние «на завтра» или «к старости». «Сегодня» в нашей власти, а «завтра» - в Божией. Никто не может быть уверен в том, что ему будет дарован завтрашний день. Пусть нас побуждает на ревностное покаяние то обстоятельство, что «без покаяния нет спасения», а также что «после смерти нет покаяния».
    В чем Господь нас застанет, в том нас и будет судить, - говорит Святое Писание.
    И ещё дополню свой ответ тем, что знать необходимо: как исповедоваться?
    Сербский народ в этом вопросе, чаще всего, совершенно безграмотен; не только народ в этом виноват, виновато и священство. К исповеди надо привыкнуть, чтобы научиться исповедоваться. В этом нам помогают наши духовники.
    Вот несколько практических советов для начинающих:
    1. Перед исповедью следует потрудиться: вспомнить все свои грехи, внимательно испытав свою жизнь с самого детства.
    2. Исповедовать надо грехи свои открыто, подробно, без стыда и самооправдания, зная, что ты открываешь их не человеку, а Самому Богу.
   3. Нельзя говорить на исповеди о виновности других лиц, жаловаться на кого-то, не следует оправдывать себя в совершенном грехе.
   4. Без вопроса священника, который принимает исповедь, нельзя перечислять того, в чем не грешен, подобно Евангельскому фарисею.
   5. Надо исповедоваться с сокрушенным сердцем и с сожалением о соделанном грехе, которым ты Бога оскорбил.
    6. Исповедовать свой грех надо с верой в Иисуса Христа и с надеждой на Его милосердие. Ведь только если веруем в Иисуса Христа и надеемся на Него, мы можем получить прощение своих грехов. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (Ин. 1, 9).
    Мир вам и спасение от Господа.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продолжение в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.