Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Ересь ли новый стиль?

Иеросхимонах Серафим

Окончание.
Начало в №№ 12(30), 13(31), 14(32).

 
Рис. Ф.Москвитина
    За советами и молитвенной помощью к преподобному Нектарию Оптинскому обращались и простые миряне, и великие святители. Известно, что Святейший Патриарх Тихон советовался через доверенных людей со Старцем. Ни один важный церковный вопрос не решался без благословения преподобного Нектария. Знали, что через него Господь открывает Свою волю. И когда Святейший Патриарх Тихон узнал, что Старец не благословил принимать новый стиль церковного богослужения, он, уповая на всемогущую помощь Божию, решительно отказал осаждавшим его врагам церкви.

Преподобные Старцы Оптинские.
Жития и наставления.-
Издание Оптиной Пустыни, 2004. - С. 429.

  V. О святости церковно- литургического времени.
    Католическое богословие мнит себя свободным от каких-либо обязательных правил. По мнению латинян, папа, будучи «божеством», свободен в выборе догматов и канонов и его выбор непогрешим.
    На II ватиканском соборе католики высказали свое отношение к календарной реформе так: «Принимая во внимание различные системы, предлагаемые для выработки постоянного календаря и его введения в гражданском обществе, церковь не противится лишь тем из них, которые соблюдают и сохраняют семидневную неделю с воскресеньем, не вставляя никаких дополнительных дней, кроме этих семи, чтобы последовательность смены недель оставалась при этом в неприкосновенности. Отказаться от этого [римская] церковь может лишь в том случае, если появятся особо веские причины, суждение о которых предоставляется апостольскому престолу»1.
    Как видишь, возлюбленный о Господе брат, латиняне готовы нарушить и семидневный порядок церковного богослужебного строя, если на то будет воля папы римского, и в действительности причины реформы календаря не астрономические - цель нововведения заключается в утверждении неограниченности папской власти.
    Некоторые говорят, что новый стиль не догматическое нарушение и, следовательно, не опасное, а защитников старого стиля обвиняют чуть ли не в старообрядчестве. Такое мнение глубоко ошибочно.
    Перешедшие на новый стиль, хотя и не утверждают, что Церковь не свята, и говорят, что считают ее святой, но на деле представляют как бы погрешившей. Ведь утверждение того, что Святые Отцы ошиблись в составлении Пасхалии и есть обвинение Церкви.
    Признав мнение безбожной науки верным, а литургический календарь, принятый Святыми Отцами, ошибочным, новостильники представляют Церковь как бы слепой на протяжении 17-ти веков, а следовательно подвергают сомнению ее святость и расшатывают непоколебимое основание Православной веры. Церковь, празднуя все это время Пасху и совершая богослужения по юлианскому календарю, сохраняла таким образом литургическую последовательность событий и обвинять ее в ошибочности - явная хула на Духа Святаго, пребывающего в ней.
    Как мусульмане, хотя и признают Евангелие, считая его посланным от Бога (Коран, сура 5:50), однако не живут по евангельским заповедям, так и новостильники, хотя и называют Церковь Святой, но на деле нарушают догматическое учение о ее непогрешимости, за что и осуждены как еретики на Поместных Соборах.

Правило Великого Собора 1583 года об отлучении разрушителей Пасхалии и последователей Нового Календаря

    Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, - сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предсташа мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества. Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено Святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим Патриархом Александрийским и блаженнейшим Пaтpиapхом Иерусалимским и прочими членами синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем Святых Отцов. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской Пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых соборов и хочет их изменить и ослабить - да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь.

Константинопольский Патриарх Иеремия II,
Александрийский Патриарх Сильвестр,
Иерусалимский Патриарх Софроний
и прочие архиереи собора, бывшего 20 ноября 1583 г.


    В этом вопросе мы должны либо согласиться с Соборными постановлениями, осуждающими новый стиль и отлучающими последователей его от собрания верных, либо признать, что Православная Церковь с XVI в. находилась в крайнем заблуждении, анафематствуя новый месяцеслов и Пасхалию, что, безусловно, и есть нарушение догмата о святости Церкви.
    Анафема нового стиля ни в коей мере не может считаться превозношением над принявшими его и желанием разрушить Церковное единство. Напротив, календарное нововведение - превозношение над Соборными постановлениями, и оно отлучает новостильников от Церкви. Любовь к единству в Истине, заповеданная нам Христом, призывает нас свидетельстовать об Истине, за которую пострадали мученики. Да храним Истину, дорогой о Господе брат, невзирая ни на какие авторитетные мнения так называемых богословов. Если какое-либо мнение расходится с учением Церкви, то его надо признать еретическим.

    «Юлианский календарь в применении его к церковной практике, - во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино. Позволение одним из православных чад отделиться от нас в церковной практике и идти в согласии с инославными, при всей кажущейся пользе и без различия догмата, может иметь в будущем нежелательные и даже пагубные последствия для благосостояния Вселенской Церкви и может послужить оружием в руках ее врагов, которые под предлогом якобы интересов православных народов, издавна ополчаются на вселенское единство».

Митрополит Антоний (Вадковский)



    Известный византийский толкователь канонов Иоанн Зонара (XII в.), ссылаясь на первое правило святителя Василия Великого, говорит: «Еретики суть все, мыслящие несогласно с Православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей держались»2. В толковании на это же правило Далматинско-Истрийский епископ Никодим (Милаш) поясняет: «... чтобы данное лицо считалось еретиком, достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже есть еретик... Вообще, по каноническому учению Православной Церкви, кто не православный, тот еретик»3. А православный это не тот, кто себя таковым считает, а тот, кто правильно исповедует и хранит неизменно веру, переданную нам Апостолами.
    «Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, - писал святитель Тихон, Патриарх Московский, - мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви. При таком отношении... [да] пребудет неизменным великое и спасительное единение основ и Преданий Церковных. Божественная красота нашего истинно-назидательного в своем содержании и благодатно-действенного церковного богослужения, как оно создано веками Апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах, уставе, должна сохраниться в Святой Православной Русской Церкви неприкосновенно, как величайшее и священнейшее ее достояние...»4.
     Долготерпение Божие к еретикам бывает ради одной покаявшейся души, которая дороже всего мира. Да дарует им Господь покаяние и возвращение к истинному богоустановленному литургическому времени. Ибо отказ от него разрушает соборное сознание народа и данный нам Господом истинный смысл вечного времени.
    Молюсь о том, чтобы Господь даровал прозрение заблудшим, а всех верных укрепил в Истине.
    Хотя и недостоин я просить чего-либо, но, надеясь на великое милосердие Божие ко мне грешному, прошу молитв. Да помилует нас Христос Господь.

    1 Документы II ватиканского собора. Паолине: 1998, Sacrosanctum Consilium. С. 51.
    2 Толкование 6-го правила Второго Вселенского Собора. Афинская Синтагма. II. C. 182.
    3 Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. СПб.: 1912, т. II. C. 370.
    4 Послание № 1575. «О недопустимости нововведений в церковно-богослужебной практике».

Старый стиль лучше новых
двух. - М.: 2004. С. 307-312.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.