Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ИСТОКИ

 

Река

    Если посмотреть на географическую карту, то можно увидеть, как синей натруженной веной устремляется вниз, к морю, Днепр. Века и века - тысячелетия! - минуя все мыслимые и немыслимые границы, величественно и торжественно несёт он свои священные воды.
    Известно, что жизнь больших и малых народов чаще всего зарождалась у воды. Не минула сия чаша и славянские народы, общей прародиной для которых является Среднее Подунавье. Предания о древнем житье на Дунае хранит начальная русская летопись, явившаяся первоосновной для Нестора-летописца при написании им «Повести временных лет». О том же говорят и хроники других славянских народов.
    Общность славян подчеркивает уже само название народа: «славяне». Буквально - это «ясно, понятно говорящие».
    Бережным было отношение человека к воде, как к дару, посланному свыше. Река давала жизнь, кормила, оберегала.

Рис. Дм. Полякова

     «Повесть временных лет» упоминает старинное торговое значение Днепра: шел «путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и вверх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в море Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царьграду, а от Царьграда прити в Понт море, в неже втечеть Днепр река».
    Раннее упоминание о Днепре и его значении встречается уже в исторических хрониках Геродота. Древний историк называет его Борисфен, а среднеднепровских праславян именует «борисфенитами». Как вариант, «Борисфен» прочитывается - «Северная река».
    «Борисфен - самая прибыльная река: по берегам ее простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья и прозрачна... Посевы вдоль берегов Борисфена превосходны, а там, где земля не засеяна, расстилается высокая трава».
    По весне Днепр оживал, преображался. Славяне, жившие в верховьях Днепра, зимой делали лодки из выскобленных стволов деревьев. Это был опасный и очень тяжелый труд. Вековое дерево нужно срубить. Потом выдолбить. Отполировать. Затем лодку доставить в Киев. А путь длинный. Нелегкий. Трудный.
    И вот ладьи-долбенки, или однодеревки, сходятся у киевских берегов.
    Каждый год в апреле и мае Киев становился городом-портом и выглядел как огромная морская верфь, где кипела и бурлила подготовительная работа. Лодки оснащались уключинами, готовились в дальний путь, загружались товарами, съестными запасами.
    В июне, как только все было готово, флотилия отчаливала. Команды сильных гребцов усаживались за весла. И длинный-длинный караван начинал движение вниз по течению. Впереди их ждал опасный путь.

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота, Океан-море,
Широко раздолье - по всей земли,
Глубоки омуты - днепровские...

     Трудно представить себе это колоссальное зрелище, когда сотни и сотни лодок, набирая темп, уплывают вниз по широкой-широкой реке... Что впереди? Неизвестно... Как неизвестно и то, кто из них вернется назад... вернется домой целым и невредимым... вернется с добычей и богатством...
    Долгим, тревожным взглядом провожают караван все те, кто остался на берегу. Вот смахнула невольную слезу мать: увидится ли когда еще с сыном? Скорым печальным взором пытается молодая жена найти в быстро исчезающих ладьях своего мужа... Горюет безутешно невеста... Вздыхает старик-отец... Замерли дети...
    Вот и исчезла за крутой излучиной последняя ладья. Успокоилась водная гладь. А тихая и спокойная река обрела вдруг новое качество. Таинственное. Тревожное. Там, за чертой видимого мира, куда только-только что уплыл караван, каждому из них представлялся уже совсем иной мир - тот мир, откуда нет возврата.
    А караванщики, преодолевая все трудности пути, двигаются всё вперёд и вперёд. Вот и устье Днепра - выход в море. И, продолжая держаться поначалу берега, караваны двигались к устью Днестра. А затем открытым морем до самого Царьграда.
О существовании русов у Азовского и Черного морей свидетельствуют не только император Византии Константин и иные греческие хроники. Схожие сообщения встречаются и у аль-Масуди. Восточный хроникер и летописец называет Черное море - «Русским». Любопытно, что Черное море как «Русское» было известно в Европе до 1096 г.
    Днепр - река священная, она явилась колыбелью русского народа, обретшего государственность на его берегах. И не случайно Днепр зовется нашей русской Иорданью, ставшей в конце X века для восточных славян купелью святого крещения.
    Заслуга князя Владимира состояла в том, что он выбрал Вселенское Православие, крестился сам, и своими решительными действиями привел к Христу многочисленный древний народ - народ, которой был подготовлен к этому шагу всей своей историей, ибо в душах людей уже совершилась внутренняя победа христианства над язычеством.
    Не раз и не два описано то незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Представим себе этот день и мы! Жаркий солнечный августовский! Еще накануне святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку - богатый или бедный, нищий или раб - будет мне враг». Что это - призыв или требование? Просьба или приказ? Кому как, наверное, но только священное желание князя было исполнено безпрекословно. Целыми семьями, со стариками и детьми, нарядно одетые, возможно несколько недоумевающие, с затаившейся смущенной душой, подходили киевляне к Днепру.
    И вот Днепр, могучий, вольный, полноводный, как когда-то в Святой земле река Иордань, окрестившая в своих текучих водах Самого Иисуса Христа, стал купелью святого крещения для целого народа. И, как возликовал летописец: «В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».
    Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося благодаря Владимиру в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых водах Крещения, как в «бане нового бытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло», - восклицал митрополит Иларион.
    Полагают, что крещение самого великого князя Владимира совершилось в удивительно светлый и радостный день 8 апреля - день святой Пасхи, а святое крещение киевлян совершилось в общий с Греческой церковью День празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня -1/14 августа.
    В 1164 г., благодаря святому Андрею Боголюбскому, этот день соединится с русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В этом соединении двух праздников нашло точное выражение русское богословское сознание, для которого неразрывны Крещение и Крест, а в память священного события - обновления Руси водою и Духом установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода «на воду». Этим святым днем начинается Успенский пост, но большинству этот день известен как Медовый Спас.
    Чудо принятия на Руси христианства отражает величие русской души: все в один день от мала до велика, и мужчины, и женщины собрались на берегу в трепетном ожидании. Языческая Русь, отправив плыть по течению своих идолов, для защиты которых еще вчера, не задумываясь, отдал бы жизнь каждый русич, вошла вдруг в воду священного Днепра, а вышла христианской Святой Русью.
    Для человека, укорененного в православной вере, в происшедшем некогда акте всенародного крещения нет ничего непонятного, требующего особого ответа: всё промыслительно, всё свершилось по Божией воле. Известно, где просто - там и ангелов со сто. И происшедшее, скорее не тайна, а чудо... А у чуда разве бывает какая-то тайна?! Чудо оно и есть - чудо чудное... диво дивное...
    Удивительно другое, что большую тайну, причем до сих пор неразгаданную до конца, хранит в себе само слово «Русь». Александр Блок писал в начале ХХ в.:

Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.

     «Россия» (слово, образованное от византийского варианта «рос» вместо «рус») как название государства утвердится веками позже. А пока будет Русь Киевская, Русь Изначальная. Потом царство-государство - Русь Московская. И только спустя столетия Россия - великая Империя.
    Из языческой страны родится держава с мировой культурой, мировой религией. Христос есть Путь, Истина и Жизнь - в этом истоки всей русской культуры. Принятие христианства для наших предков было подобно обильному весеннему дождю, на который земля ответила красотой своего цветения, благоухания и изобилия. С того дня и часа далекие прародители наши стали на путь, по которому, худо ли, хорошо ли, уже тысячу лет идем и мы, их недостойные потомки.
    А слово «Русь» всё чаще и чаще будет употребляться как нечто задушевное, любовное и сокровенное, как поэтическое имя отчизны. В середине ХХ столетия другой замечательный русский поэт Николай Рубцов не менее проникновенно напишет:

Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!

     Давно сказано, что вошли в святую купель племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян, а вышел из купели - русский народ, обретший через святое крещение и свое незыблемое триединство. И не однажды уже за тысячелетнюю историю Руси пытались разрушить эту целостность, вот и вновь пытаются поссорить-разъединить великороссов, малороссов и белороссов. Вновь на русских просторах вспыхнула междоусобица, делят меж собой (и хищными чужаками - пришлыми степняками) наши просторы и богатства «вельможные паны» да «самозваные ханы», причем все из того сословия, что «из грязи да в князи».
    «Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский», - эти слова произнесены были святым праведным Иоанном Кронштадским сто лет назад в пору, когда Россией еще не был прожит разрушительный XX век.
    Сумеем ли мы, сегодняшние, до конца осознать себя потомками великого русского народа - хранителя и защитника Вселенского Православия, духовных сокровищ нашей тысячелетней истории? От этого зависит и наше будущее - а будущее без прошлого, как известно, не существует.
    Ф.М. Достоевский писал, что «общечеловечность не иначе достигается, как упором в свою национальность». Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому - через национальное. Однако национальное, чтобы не сойти на ложные пути, непременно требует духовного окормления. Никто так просто и истинно не сказал о духовном окормлении национального, как святой старец Серафим Саровский: «Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».
    Да будут же сердца наши открыты к словам наших славных великих и святых предков!

Анна Козырева

    

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.