Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

 

Будем внимать голосу совести...

    Государственная дума 5 июля во втором чтении приняла законопроект «О персональных данных».
    Документ регулирует порядок обработки персональных данных, согласно которому эта процедура может происходить только с согласия самого человека.
    Однако в документ была внесена размывающая это положение оговорка: обязательное предоставление персональных данных, в том числе без согласия гражданина, устанавливается в случаях, когда это необходимо для защиты интересов государства и других граждан. (Понятно, что под эту категорию при желании можно подвести любого неугодного власти человека, и не только преступника).
    Депутаты исключили из законопроекта «О персональных данных» наиболее спорные предложения - о присвоении жителям России персональных идентификаторов и о создании электронного госрегистра населения РФ.
    Но в самый последний момент была внесена поправка, которая, несмотря на нарушение регламента, была принята. Эта поправка все же оставляет возможность для создания регистра, только теперь для этого придется принимать отдельный закон.
    В Думу были посланы тысячи писем и телеграмм от верующих людей с требованием не допустить принятия этого законопроекта, но «слуги народа» их проигнорировали.
    Поэтому, естественно, у православного христианина возникает вопрос: как ему относиться к нынешней светской власти? Что из ее постановлений и указаний безоговорочно принимать, с чем мириться, что отвергать?
    «Безоговорочно принимать верующий человек может лишь то, что соответствует церковному вероучению, но не противоречит его христианской совести, - писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. - Глас Божий звучит в душе у любого из нас, надо лишь прислушаться и следовать его поучениям. К сожалению, такая христианская область „безоговорочно приемлемого" в нашей современной жизни чрезвычайно мала. Мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19), - это изречение Священного Писания сегодня верно как никогда. Так что каждому, желающему спастись, следует быть чрезвычайно осторожным и бдительным, дабы не принять в сердце свое „волка вместо пастыря". Мириться, а, говоря точнее - смиряться, надо во всех случаях, когда обстоятельства не требуют от нас прямого попрания заповеди. Можешь исправить зло - исправь. Но если чувствуешь, что тебе не по силам - смирись, плача перед Богом, и Господь зачтет тебе твое благое намерение за самое дело. В то же время надо твердо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу.
    Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. На протяжении десяти веков в подобных случаях святая ревность по Бозе подвигала наших предков на доблестные подвиги - как ратные, так и гражданские.
    Но все непременно надобно делать с разумом, опасаясь порывов страсти, которая и благое дело может обратить во зло.
    Что касается власти - то она всегда от Бога, ибо Он - единственный источник власти во вселенной. Разница в том, что одна власть - по воле Божией, а другая - по попущению, для наказания и вразумления осуетившихся людей».
    Апостолы установили правило - в делах религии и совести слушать Бога более, нежели начальников и старейшин, то есть отказывать им в повиновении, когда их требования противоречат заповедям Божиим.
    Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29).
    Так и поступали древние христиане: они безпрекословно и даже с большим усердием и добросовестностью, чем язычники, исполняли свои гражданские обязанности, но в вопросах религиозной совести оставались непреклонны и не шли ни на какие уступки.
    В Житии святого мученика Исидора читаем: «Когда полководец Нумерий в царствование Декия прибыл на остров Хиос для набора солдат, то молодые язычники скрылись или разбежались. Одни христиане спокойно ожидали своей участи и, ставши воинами, безпрекословно последовали за Нумерием. Между ними был и св. Исидор. Несмотря на то, что военная жизнь окружена соблазнами, юноша этот умел соединить усердное отправление воинских обязанностей с благочестием. Он готов был пролить кровь свою за царя-язычника, но когда от него потребовали поклонения идолам, он отказался и предпочел муки и смерть отречению от Христа».
    Все христианские мученики, несмотря на жестокое преследование со стороны государственной власти, всегда признавали свою обязанность повиноваться этой власти в делах гражданских. Состоя нередко на службе языческих императоров, они исполняли свой служебный долг с величайшей добросовестностью, а к своим мучителям-царям относились с уважением, почитая в них сан и достоинство власти.
    Иногда в решительных случаях протест ревнителей Православия против еретичествующих царей переходил в открытое сопротивление.
    Так, в Житии преподобного Саввы Освященного передается следующий эпизод из истории еретических волнений времен Халкидонского собора: царь Анастасий, еретик и противник Халкидонского собора, послал в Иерусалим военный отряд, чтобы низложить православного Иерусалимского патриарха Илию. Тогда преподобный Савва собрал всех иноков подвластных ему монастырей, пришел в Иерусалим и разогнал еретическое воинство. «И возвратишася еретики со студом к пославшим их, сказующе велие православных дерзновение, свое же многое безчестие». (Житие преподобного Саввы освященного, 5 дек.).
    Такие же выступления против еретичествующей власти имели место и среди египетских монахов. Основатель египетского монашества, преподобный Антоний Великий, дает в своих писаниях такое правило: «Начальники и владыки имеют власть только над телом, а не над душою; посему, если повелевают сделать убийство или что-нибудь незаконное, несправедливое, вредное для души, то не должно повиноваться им, хотя бы они терзали тело».
    О властях апостол Павел пишет: Темже потреба повиноваться не токмо за гнев, но и за совесть (Рим. 13, 5).
    Святой Иоанн Златоуст разъясняет это место так: «Ты должен повиноваться ... потому, что начальник, как охранитель мира и гражданского благоустройства, есть величайший твой благодетель... Как только упразднишь начальство, все рассыплется; не устоят ни города, ни селения, ни домы... все ниспровергнется от того, что сильнейшие поглотят слабейших».
    Вот как православные христиане должны соотносить сегодняшнюю реальность со словами Апостола. «Очевидно, что „за совесть" можно повиноваться только тому, чьи действия и поступки не противоречат этой самой совести, - писал митрополит Иоанн. - С христианской точки зрения власть - дело священное, ибо она есть религиозное служение, одно из многочисленных духовных деланий, церковных послушаний, дарованных Богом человеку для спасения души».

Елена Васильева

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.