Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
РОДНИК ДУХОВНЫЙ

 

Святитель Николай Сербский. «Духовный сад» (главы из книги)

   

 
    Редакция газеты приступает к публикации отдельных глав книги великого сербского святого - святителя Николая (Велимировича), вся его жизнь - единый неугасающий пламень любви к Богу. Эта любовь, подобно светильнику, просвещает и зажигает и наши хладные сердца. Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Размышление

    Мы должны быть терпеливы и милостивы по отношению к грешникам, так же как мы бы хотели, чтобы Бог был к нам долготерпелив. Великое милосердие блаженного Александра Патриарха Антиохийского, запечатлено в пословицах. Некогда его писарь украл у Святого несколько золотых монет и бежал в Фиваиду. Но в пустыне его схватили разбойники и увели с собой. Узнав об этом, Александр послал 85 золотых разбойникам как выкуп. О нем говорили: «Милость Александрова не может быть побеждена ни одним грехом». А святой Иоанн Милостивый пишет: «Долготерпение Божие недвижимо, а милость Его незлобива... Сколько злодеев идут красть и убивать, но Он их прикрывает, чтобы не были схвачены и поставлены на муки. Морские разбойники плавают по морю, и Он не повелевает морю утопить их. Сколько их безчестно клянется Святым Причастием, и Он терпит, не воздавая им злом. Разбойники грабят на дорогах, и Он их не предает на растерзание зверям... Блудники грешат с блудниками, а Он терпит. Почему все так? Ждет ли Он покаяния и обращения? Действительно, Бог не желает гибели грешника... Потому, братья, да устыдимся перед преблагим Господом Богом».

Беседа «О жалобе Божией на народ неверный»

Слушайте, небеса, и внимай, Земля,
потому что Господь говорит:
«Я воспитал и возвысил сыновей,
а они возмутились против Меня

(Исаия 1, 2).

    Гнев, гнев Божий! В гневе отвращается Бог от народа избранного и жалуется на него остальным творениям Своим, жалуется небесам и земле. Слушайте ангелы Мои святые и словесные, и слушайте все твари земные безсловесные! Хотел возвысить народ сей, сделав его святым и словесным, а он унизил себя ниже твари безсловесной своей нечистотой и неблагодарностью. Назвал их сыновьями Своими, Я возвысил их, а они повернулись ко мне спиной и отошли к скверным идолам! Гнев, гнев Божий, гнев любви, которая до тысячи раз делает добро губителю, и бывает до тысячи раз оплевана губителем. Когда бы все мертвые стихии проговорили, то могли бы со всеми живыми тварями освидетельствовать превеликие чудеса, которые единый и живой Бог сделал в Мисире и в пустыне для народа Израильского, только бы этот народ отвратился от идолопоклонства и поверил бы в единого живого и всемогущего Бога. Об этом могли бы свидетельствовать и вода, и кровь, и камень, и дерево, и тьма, и огонь, и жабы, и мухи, и птицы, и змеи, и болезни, и смерть, и облака, и дым, и ветер, и манна, и медь, и железо, вместе с фараоном и многочисленными народами, чудесно побежденными рукой Божией, и уклонением с пути народа Израильского. И все-таки тот народ отверг Бога и пошел за идолами!
    Это страшное видение Исаии, сына Амосова, пророка Божиего. О, братья мои, подумайте какое бы видение имел пророк Исаия о нас, если бы сегодня появился в нашем (сербском) народе!
    О, Господи, единый живый, и единый всемогущий, прикуй умы и сердца наши к Тебе, Богу истинному, и сохрани нас, и огради от предательства Тебя.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа «О неблагодарности людской,
даже скотам неведомой»

Вол знает владетеля своего,
и осел ясли господина своего,
а Израиль не знает Меня,
народ Мой не разумеет
.
(Исаия 1, 3).

     Благодарностью животных наистрашным образом обличается неблагодарность людей. Когда безсловесный вол знает, кто его господин, и когда осел знает, чьи это ясли, из которых кормится, как же словесный человек не знает о Боге, своем Творце и Хранителе? Израиль означает Боговидец. И каждый словесный человек должен по словесности своей быть Боговидцем, чтобы знать Бога, чувствовать присутствие Бога, служить Богу, как прежде кроткий и дивный Иаков. Но когда словесный человек, чье достоинство заключается в том, чтобы познавать Бога, не познает Его, т.е. когда Боговидец становится слепым к Богу, тогда-то вол и осел возвышаются в достоинстве над таким человеком. Ведь вол хорошо знает господина своего, и осел хорошо знает кормильца своего, в то время как среди людей существуют такие, и чаще всего они бывают вождями, которые не знают своего Господина и Кормильца своего. Безбожие - это единственная людская болезнь во всей вселенной. Ведь боголюбие - это условие нормальности и здоровья только для человека, а не для животных. Отсюда безбожие есть болезнь не животных, но людей. Относиться к людям, которым предопределено быть Боговидцами, и которые потеряли боголюбие, становясь беднее вола и осла!
    Это видение Исайи, сына Амосова пророка Божиего.
    О, Боже кроткого Иакова, Израиля, просвещенного Боговидца, помоги нам удержать достоинство свое человеческое, достоинство Боговидца, и чтобы каждый день и час познавали и признавали с благодарностью Тебя как Господина своего и Кормильца своего.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Ищите и обрящете, - говорит Господь (Мф. 7, 7). Как родитель своим детям дает все, что они ищут, только если это им на пользу, так и Бог человеколюбивый дает людям все то, что они ищут, но только, если это служит им во спасение. Святой Косьма, монах со Святой Горы, просил у Бога две вещи, а именно, чтобы проповедовать Евангелие народу и пострадать как мученику за Веру. Для одного Святогорского монаха, связанного обетом со своим монастырем, эти два желания выглядят недостижимыми и неосуществимыми. Но для Бога все возможно. Оба желания Косьмы Бог совершенно исполнил. Неожиданной была радость Косьмы, когда он получил благословение от Патриарха на то, чтобы выйти из Святой Горы и пойти в народ для проповеди Евангелия. И еще одно радостное мгновение он имел, подобное первому, когда слуги Паши сообщили ему о том, что он должен умереть. Полный радости святой преклонил колени, поблагодарил Бога за то, что исполнил его желание, и предал тело смерти, а душу живому Богу.

Беседа «О болезни богоотступничества»

Вся голова в язвах,
и все сердце исчахло.

(Исаия 1, 5).

     Бог источник здоровья, братья, Бог Саваоф. Выйдите на свет Божий, вы, у которых голова помутилась от излишних дел и еще более лишних забот, и вдохновитесь здоровьем, которое от Бога, только от Бога приходит. «Больная голова» - это вожди и старейшины народа, «сердце исчахло» - это сам народ. Пророк представляет целый народ как одно тело и показывает, что бывает с народным телом, точно так же как и с телом человека, а именно: когда один орган тела болен, то болит только он, но от боли в том месте изнемогает все тело. Так было и в народе Израильском: голова заболела, а от головной боли все тело исчахло. Вожди и старейшины Израильские за чувствованиями своими, как за вождями. Чувственный свой разум, разукрашенный разноликими мирскими впечатлениями, они взяли как путеуказатель к правой жизни вместо закона Божиего. И впали в безвыходный мрак идолопоклоннического заблуждения. А от безумной головы сердце исчахло. Сердце труднее отделяется от Бога, чем голова, народ труднее отделяется от Бога, чем его старейшины, но когда голова долго болит, то сердце чахнет и уступает. От кривых вождей и народ, наконец, сходит с пути.
    Это видение Исайи, сына Амосова, пророка истинного. На самом деле, истинное видение говорит и о нас сегодня, и о народе Израильском, и о других народах. Посмотрите, братья, на тот народ, который знаете лучше всего, и сами посудите, больна ли его голова и сердце ли исчахло?
    О, Господи, истинный и праведный, просвети светом Истины Твоей голову всякого народа и укрепи крепостью Твоей сердце всякого народа. Чтобы не радовались наши неприятели и не говорили, что Ты нас оставил.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Не волнуйся о праведнике и не завидуй грешному. Всегда помни, что Господь Иисус Христос Воскресением победил позорную смерть, и что Ирод, Иуда, Нерон, Иулиан Отступник, Валериан, Лев Армянин и другие христоборцы позорной смертью умертвили навек свои предыдущие успехи и победы. Святого Неркиса Патриарха завистники оклеветали, обвинив в нарушении целомудрия. Невинный Неркис удалился в пустыню и многие годы провел там в безмолвии и терпеливом ожидании, чтобы Бог устроил по Своему. Три патриарха сменились после него, и только после этого явились люди и доказали ясно его невиновность. Тогда все настояли, чтобы вернулся он из пустыни на свое место. Так Бог оправдал праведника. Кровавый царь Валериан с сатанинской страстью убивал христиан по всему миру. И чем закончил? В войне с персами был побежден и взят в рабство царем Сапором (Саворием). Сапор не хотел его сразу погубить, но использовал его вместо подставки, когда хотел сесть на коня. Каждый день его слуги вместе с конем приводили ему Валериана, и Сапор наслаждался тем, что становился ногой на шею римскому царю, для того чтобы сесть на коня. Злую жатву собирает тот, кто сеет злое семя.

Беседа «О Новом Законе от Сиона»

Ибо от Сиона выйдет закон,
И слово Господне -
из Иерусалима.

(Исаия 2, 3).

     В Новом Законе и о Новом слове говорит пророк. Старый закон дан на Синае, Новый придет от Сиона. Старый закон дан через Моисея, а Новый приносит сам Господь Христос. Первый вначале был предназначен для евреев, а этот предназначается всем народам, всему роду людскому. И несмотря на то, что слова пророческие очень ясны, все-таки евреи не захотели их разуметь, и сегодня не понимают. Закрыт смысл этих слов для них из-за окаменелости их сердец. К кому они относят эти слова? Как они толкуют это место? Никак. Они проходят как слепцы мимо открытых ворот. Если бы евреи желали понять смысл этих слов, разве бы они поступили так, как поступили с пророком, и с Прореченным? Разве бы могли распилить Исаию пилой, а Христа на кресте распять?
    Закон Моисеев евреи рассматривали единственным и последним законом Божиим. Потому они не увидели смысла пророчества о Новом Законе от Сиона, т.е. из дома Давидова (ведь Давид прославил Сион). Но так как евреи не знали, что через Ветхий Закон увидят Новый, то мы христиане знаем, что через Новый Закон видим Старый. Они имели только дерево без плодов, а мы имеем и дерево, и плоды. Они имели только внешний вид без содержания, а мы имеем форму и содержание. Они имели только обетование - и то плохо понимали, а мы имеем и обетование, и исполнение.
    О, Господи всеблагий, Который нас обогатил законом Твоим духовным и словом Твоим животворным, Тебе только поклоняемся и Тебе молимся: дай нам мудрость и силу, чтобы жили по Твоему закону и исполняли Слово Твое святое, чтобы мы не обнищали перед Тобой, Который сделал нас богачами.
     Тебе слава и хвала вовек. Аминь.

Беседа «О том, как со грехом приходит уродство»

И будет вместо благовония зловоние,
и вместо пояса будет веревка,
и вместо завитых волос плешь,
и вместо широкой епанчи
узкое вретище,
вместо красоты клеймо.

(Исаия 3, 24).

     Это слова о женах роскошных и безпутных о дочерях Сионских, которые возгордились и ходят с украшениями на шеях, подмигивая очами, вышагивают, звеня цепочками на ногах. Что произошло с еврейскими женами? От совершенства ли это? Но совершенство никогда не делает гордыми, ведь совершенство и есть лекарство от гордости. Может быть, в этом сила народа и стабильность державы? Нет, напротив, пророк как раз и предсказывает близкое рабство народа и погибель державы. И как одно из главных условий рабства приводит суетную роскошь, духовное ничтожество и безпутство женщин. Что же их сделало такими гордыми и надменными? Красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса и сосуды с духами и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхняя одежда и нижняя, и платки и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала» - вот, что их сделало гордыми! Действительно, это все выражает их безумную гордость, и все эти внешние побрякушки отражают их духовное ничтожество. От духовного ничтожества приходит гордость. Что же с этим всем произойдет, в конце концов? Зловоние, веревка, плешь и узкое вретище. Вот, что будет, когда народ попадет в рабство. Так обычно и бывает: сначала дух порабощается телом, а потом тело внешним неприятелем.
    Но это будет и тогда, когда придет неизбежный завоеватель наших тел - смерть. Не помогут благоухания в гробу, в царстве зловония. Не пригодятся красивые пояса для обнаженного позвоночника. И повязочки не спасут от плеши на голове, ничто не украсит безобразия. Это неизбежный удел всех красавиц, имеющих красивые тела и роскошные одежды. Но это еще не горе. Горе в том, что души этих безобразных женщин со зловонием и разнузданностью выйдут перед войском небесным из рядов прекрасных Божиих ангелов и праведников. Ведь смрад тела отражает смрад души исполненной блудной похоти, развращенность тела означает ненасытность души к телесным наслаждениям; плешь - отсутствие добрых дел и чистых мыслей; клеймо - сожжение совести и ума.
    О, как страшно видение Исаии, сына Амосова, страшно было тогда, страшно и сейчас, страшно оттого, что оно истинно.
    Господи, святый и пречистый, помоги женам, которые крестом Твоим крещены, вспомнить о своих душах и очистить души свои до Суда Твоего праведного. Чтобы души их, вместе с их телами не стали одним только зловонием.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Научись уважать и любить простых людей. Таковых большинство на земле, таковых большинство в Царстве Божием. У них нет гордости, т.е. основного безумия, от которого больны души богатых и сильных мира сего. Они выполняют свой долг часто в совершенстве, но им становится смешно, если кто-то их хвалит за это; в то время, как богатые ищут похвалы за любое свое дело, часто выполненное несовершенно. Св. Александр был знаменитым философом, но оставил все, скрылся от высшего общества и светской похвалы, и смешался с униженными простыми людьми, как уголек среди углей. Вместо прежних похвал и почестей он с радостью переносил насмешки детей, бегущих за ним по улице. Но не он единственный полюбил жить среди простых людей. Многие цари и князья, познав светлость Христову, скидывали короны с головы и убегали от светской суеты к простым людям. Разве не сам Царь царей Господь наш Христос появился между пастухами и рыбаками? Св. Зенон советует: «Не выбирай известное место для жизни и не дружи со знаменитым человеком».

Размышление

    «Благодарите Господа, но не забывайте о Его вельможах, - нищих и убогих; они многое могут у Господа Бога». Это слова знаменитого русского подвижника XIX века отца Назария, игумена Валаамского. Эти слова он сказал жене одного высокого чиновника в Петрограде, который было впал в царскую немилость по некому тяжкому обвинению. Обвиненный чиновник от переживаний разболелся и слег в постель. Услышав о том, что отец Назарий прибыл в Петроград, жена того чиновника поспешила его найти, поведала ему приключившуюся беду и попросила молиться Господу о ее муже. «Есть ли у вас мелочь?» - спросил отец Назарий. Жена принесла и дала ему. И отец Назарий удалился. В тот же вечер пришел к той жене и сказал: «Слава Богу, все близкие царю обещали молиться о вас!» Жена подумала о царе Александре Павловиче и его дворянах, а духовник говорил о нищих на улицах, которым он раздал мелочь и просил молиться Богу о муже этой женщины. И правда, вскоре пришла весть о том, что царь велел пересмотреть дело чиновника. Как раз этого чиновник и желал. Когда жена стала благодарить о. Назария, он сказал: «Благодарите Господа, но не забывайте о Его вельможах, нищих и убогих; они многое могут у Господа Бога».

Беседа «О главном пророчестве пророка Исаии»

Се, Дева во чреве приимет,
и родит Сына, и нарекут
имя Ему: Еммануил
.
(Исаия 7, 14).

     Это славное пророчество о рождении Господа от Девы изрек Боговидец Исаия в момент наибольшего отчаянья, в котором находился Иерусалим. Безчисленные войска Сирска и Ефрема обступили город под самыми стенами Иерусалима Царь Ахаз, без войска и оружия, и все жители города были в смертельном страхе. Сердце Ахазово и сердце народное трепетало, как лесные деревья от ветра. В тот час крайнего отчаянья вышел Исаия перед царем и по воле Божией сказал ему: «Не бойся, пусть не страшится твое сердце». И прорек Исайя, что неприятель не захватит Иерусалим. И видя, что царь ему не верит, сказал ему, чтобы искал знак, т.е. чудо, с неба или земли. Но неверный царь искать не хотел, а остался в своем сомнении. Тогда сказал пророк, что Бог подаст им знак, даже если и не ищут его. Тот знак относится к удаленным временам и касается спасения всего рода людского. Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Почему Бог сразу не дал некий знак, чтобы царь поверил? Потому что это пророчество о спасении Иерусалима в час, когда царь думал, что все пропало, было довольно, чтобы явить силу Божию и неверие царя. А почему пророк именно в этот час и в таких обстоятельствах высказывает пророчество о рождении Спасителя? Потому что человеческий род во время прихода Спасителя будет в том же отчаяньи, притесненный и окруженный силами демонскими, как Иерусалим в тот момент. Оговорился ли пророк, когда упомянул Деву, а не жену? Нет, он говорил о деве. Если бы речь шла о жене, то какое бы в том было чудо, и какой знак? Разве не все люди рождаются от жен? Весь акцент падает на слово Дева.
    Так всевидящий Бог умеет связывать близкое с далеким, а исполнением одного пророчества в определенный момент подтверждает другое пророчество в будущем. Еммануил - с нами Бог - спасает род человеческий в подобной опасности позже как воплощенный Бог, как Богочеловек, рожденный от Пречистой Девы и Духа Святаго.
    О, Господи, Который дает пророкам силу видеть Истину издалека, дай и нам силу усвоить пришедшую Истину..
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Берегись родительского проклятия, ведь страшно родительское проклятие. Цени и проси родительского благословения, ведь оно будет сопровождать тебя всю жизнь. Премудрый Сирах говорит: благословение отцовское утверждает дом детей, а проклятие матери искореняет до основания (Сир. 3, 9). Проклятие, которым проклял Ной потомство Хамово, и по сей день преследует нечестивых хамов. А сыновьям Иаковлевым было в жизни так, как их отец благословил. Преподобный Сергий, будучи молодым, просил у родителей благословение стать монахом. Но старые родители упросили сына подождать и о них позаботиться до их смерти, а потом пусть становится монахом. Сергий послушался своих родителей за благословение на монашество, и был благословлен до смерти. Епископ Гермоген рассказывает случай, как один сын мучил свою жену. Когда мать с плачем стала укорять его, то сын набросился на мать и разбил ей голову. Мать в отчаяньи закричала: «Господи, пусть будет мой сын проклят, и пусть не будет ни моего, ни Твоего благословения!» В тот же день сына стало трясти всем телом, и полных 13 лет он прожил в той трясучке, не имея сил и ложку ко рту поднести. Через 13 лет он исповедался и Причастился, отчего ему стало легче, и вскоре после этого он почил.

Успение Пресвятой Богородицы.
Размышление

    Многому, очень многому может всякий научиться, вникая в жизнь Девы Богородицы. Но упомяну только две вещи. Она имела обычай часто ходить на Голгофу, на гору Елеонскую, в сад Гефсиманский, и в другие места, известные по событиям, связанным с Сыном. На всех тех местах, а особенно на Голгофе, она коленопреклонно Богу молилась. Этим она дала первый пример, побуждающий верных посещать святые места из любви к Тому, Который освятил те места Своим присутствием, страданием и славой Своей. Другое - это то, что мы осознаем, как Она в молитве Своей о скором исходе с этого света просила, чтобы Ее душа при отлучении от тела не видела князя тьмы и его чудовищ и, скрытая от сил тьмы, не имела бы с ними встречи. Видишь, как страшно душе проходить через мытарства! Если Она так молилась, Которая родила Победителя ада, и Которая сама является устрашающей силой для демонов, что же нам остается? Из превеликого смирения Она во всем полагалась на Бога и не хотела надеяться на Свои дела. Еще меньше и нам надо полагаться на свои дела, и еще больше нам надо предать себя в руки Божии, вопия о Его милости, особенно о милости при исходе души из тела.

Беседа «О самом славном Младенце»

Ибо младенец родился нам;
Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий,
Отец вечности, Князь мира
.
(Исаия 9, 6).

     Кому из смертных людей в истории человечества могут принадлежать эти слова, вся власть, и вся слава? Никому. Поэтому святой Иоанн Златоуст и говорит: «Это возможно воспринять только в отношении ко Христу, и ни к кому другому».
    Пророк здесь ясно выражает две природы в Спасителе мира: человеческую и божественную. Родится младенец - это означает чисто человеческую природу. Сын дан нам - это соединение двух природ в одной личности: Сын Божий и Сын Девы в личности воплощенного Господа. Остальные названия выражают божественную природу Господа Иисуса. Владычество на раменах его, т.е. власть Его - Его собственность, не взятая взаймы. Советник - не Свет ли Троицы? Ангел или посланник и вестник того троичного света и есть Сын Божий, Слово Предвечное. Чудный Советник - ведь все чудо, неожиданность, новость, приходящая от Него и через Него к роду людскому. Бог крепкий - что бы Арий на это сказал и его современные сторонники, которые отрицают Божество Господа Иисуса? Князь мира - только от Него постоянный мир, вне Его только внутренние и внешние войны. Отец вечности - как то, что Он Господин прошлого. Так и будущего. Но Он еще Отец Церкви, творец нового мира, Основатель царства Божиего.
    Это дивное и точное видение имел сам Исаия, сын Амосов, за 700 лет до того, как Он объявился всей вселенной.
    О, Господи Иисусе, пророкам Ты самое славное предсказание, верным Ты самое славное откровение. Открой ум наш, чтобы в него вошла чудесная слава величества Твоего, и открой сердце наше, чтобы исполнилось животворной любовью Твоей.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Православная Церковь превосходит все остальные «христианские» общины богатством своего Предания. Протестанты желают придерживаться только Святого Писания. Но и Святое Писание невозможно истолковать без Предания. Сам апостол Павел заповедал: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15). Предание о князе Авгаре, несомненно, апостольское предание, хотя апостолы и не упоминают о нем в своих посланиях. Апостол Фаддей вообще ничего не написал, т. е., по протестантскому мнению, он ничего и не говорил, и верным не передал. Почему же он был тогда апостолом Христовым? Предание о князе Авгаре упоминает св. Иоанн Дамаскин в своей книге в защиту иконопочитания. Как удивительно и трогательно письмо Авгаря ко Христу. Так как он написал о том, что слышал о чудесной Его силе в исцелении больных и умолял прийти к нему, чтобы исцелить; далее Авгарь пишет: «Слышал о том, что евреи Тебя ненавидят и готовят Тебе какое-то зло. У меня есть город, небольшой и красивый, и полный всякого добра: приходи ко мне и живи со мной в моем городе, который нам обоим достаточен будет в любой потребности».
    Так писал один языческий князь, в то время как князья Иерусалимские готовили смерть Господу Человеколюбцу.

Беседа «О божественной отрасли
из корня Иесеева»

И произойдет отрасль
от корня Иесеева,
и ветвь произрастет от корня его
.
(Исаия 11, 1).

     В этих ясных пророчествах о Христе Господе, почему евреи не поверили в Него как в Мессию? Из-за своей безумной гордости, из-за безумных злодеяний своих над святыми и праведными людьми. Какая это отрасль от корня Иесеева, если не Господь Христос? Иесей был отцом Давида царя, а от колена Давидова ожидался Мессия. Из колена Давидова Он и явился, и из Вифлеема, города Давидова Ветвь Иесеева означает телесное происхождение Господа от Девы Марии, потомицы Иесея и Давида, а отрасль из корня Иесеева означает проявленную в Нем правду, которая многими царями из дома Давидова была попрана. Попранная правда, как сухой пень. Но из корня такого пня иногда возникает зеленая поросль. Таким самостоятельным отростком и был Господь Иисус. По матери Он из колена Давидова, но по Божественному Зачатию Своему Он от Духа Святаго. В вечности - от Отца без матери, а во времени - от Матери без отца.
    В вечности идея очеловечивания стояла под покрывалом Божества, во времени Божество Его стояло под покрывалом человечности. Пилат напрасно смотрел на ту ветвь из стебля Иесеева, когда воскликнул: «Се, человек!» Так же, если бы кто-то увидел проводочек электрический в электрошнуре и сказал бы: «Смотрите-ка, проводочек!». Ни этот не знает толка в электричестве, ни тот не познал Бога в человеке.
    О, Господи Иисусе, Богочеловече Человеколюбивый, сделай нас Боголюбивыми и спаси нас.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Нередко случается, особенно в наше время, что родители становятся виновниками духовной смерти своих детей. Когда ребенок имеет стремление к духовной жизни, подвигу, монашеству, а родители отбивают это стремление вместо того, чтобы помочь. Такой родитель становится убийцей своего ребенка. И такие дети - в наказание своим родителям - ударяются часто в обратную сторону и становятся развратными. Один мальчик Лука, племянник святого Иоанна Рыльского, услышал о своем дяде и, влекомый стремлением к духовной жизни, пришел к своему дяде на гору. Иоанн принял его с любовью и стал наставлять в подвиге. Но отец Луки однажды появился перед пещерой Иоанна и стал яростно ругать святителя за то, что он сына держит в пустыне. Ивановы слова и увещевания нисколько не помогли. Отец насильно забрал сына домой. Но по дороге змея укусила ребенка, и Лука умер. Свирепый отец, увидев в том наказание Божие, раскаялся, но было поздно. Он вернулся к Иоанну в слезах, ругая самого себя. Но святитель ему только сказал, чтобы похоронил ребенка и шел туда, откуда пришел.

Беседа «О мире между волком и ягненком»

И тогда волк будет жить
вместе с ягненком,
и барс будет лежать
вместе с козленком

(Исаия 11, 6).

    Так истинный Пророк предсказывает Истину. И еще добавляет: «И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею... И лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи». Когда произойдет это чудо, братья? Оно уже произошло тогда, когда появился Христос Чудотворец на земле. Это свет райский, который возобновился между людьми с приходом Спасителя на землю. Загадочно, но все-таки ясно говорит Пророк; загадочно потому, что не говорит о зверях, но о людях; ясно ведь предсказание его исполнилось в церкви Христовой. Люди, которые по нраву были как волки, рыси и львы, и медведи, и волы, и ягнята, и козлята, и змеи - все стоят перед Младенцем Вифлеемским, объединенные верой, укрощенные благостью, осиянные надеждой, смягченные любовью.
    Пророк еще видит и то, почему так произойдет: «Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».
    С телесной точки зрения всякий человек есть земля, но тот человек, который поверит во Христа и в Истину и пойдет за Христом, станет полным морем. Таковы были многие особы. Таково было и целое содружество подвижников в Мисире и на Святой Горе, и на Кипре, и в России, и в Армении и в других странах. Но и это не все. Ведение Господа расширилось сегодня по целой земле. Святое Писание распространилось по всем народам. И мало осталось кусочков земли, где не читается Евангелие Христово, где не знается имя Божие, и где не приносится безкровная жертва Господня. Одни не принимают Христа, другие Его встречают; одни отступают от веры правой, другие веру правую принимают. И так идет одна борьба по целому миру в знаке Господа Иисуса. Преполные воды изливаются и переливаются в пустые долины, пустая долина наполняется и сравнивается с высокими водами. Не так все замечательно в мире, как мы бы, христиане, желали, но пророчество пророка Исайи исполнилось и стало истиной. О, как дивно видение Исайи, сына Амосова, пророка истинного. О, Господи Чудотворный, укроти зверский нрав тех людей и народов, которые еще не укрощены силой любви Твоей. Да все будем благодарны от благодарства Твоего. Да все будем славны от славы Твоей. И живы, Господи, живы от жизни Твоей безсмертной.
    Тебе слава и хвала во веки. Аминь.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.