Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
СЛОВА И СМЫСЛЫ

 

Пределы гуманизма: трансгуманизм - смерть человека

    В наше время широко используется понятие ТРАНС, часто употребляемое как приставка. Кто-то впадает в транс, кто-то изучает трансперсональную психологию, кто-то занимается трансплантацией органов и тканей, кто-то как, например, трансвеститы, изменяет свой пол, а кто-то совершает трансатлантический перелет. В переводе с латинского, транс - через, сквозь, трансцендендирование - выход за пределы. Человеческому духу свойственно стремление к преодолению всяческих пределов, тем не менее, выход за границы тела чаще всего сопровождается смертельным исходом. Анализируемый нами сегодня «трансгуманизм» - тоже выводит за пределы гуманизма, открывая лицо (ведь сверху видно все!) и сущность самого гуманизма. За господствующим у большинства людей позитивным смыслом этого понятия вырастает отнюдь не человеческое - по виду кибернетическое, а по сути - мохнатое и зловонное - транссущество.


    В догуманистический период людям было все ясно и понятно. Бог создал мир и человека, достоинство и ценность человека определяются единственным критерием - особым отношением к нему Бога: особым созданием и особыми дарами, делающими человека подобным Творцу. Сегодня - в гуманизме - уже человек является «создателем» Бога, именно он выбирает, быть или не быть Богу, водружая себя на вершину ценностной пирамиды.
    Гуманизм начал свое «победное» шествие еще в эпоху Возрождения. Сначала по Европе, а затем и по всему миру. Его главной задачей, как оказалось, было стремление вытеснить из сердец и умов людских мысли о Создателе. Возводя на место Бога человеческое существо, гуманизм не переставал восхвалять свободную волю, способности к творчеству. Но вместо того, чтобы славить Всевышнего за эти дары, гуманисты стали превозносить гуманизм как некоего идола, побуждающего людей на совершение героических поступков.
    Вступив на путь борьбы против Церкви, они направили острие пера против ее служителей и ее исключительного права быть спасительным ковчегом для человеческих душ. Очерняя клеветой Церковь, гуманисты вскоре взялись и за Бога. Вначале их деистические взгляды предполагали оставить Бога лишь как Творца мира, запустившего природный механизм и больше не вмешивающегося в его движение, но ни о каком атеизме не могло быть и речи. Даже Вольтер, один из ярых деистов и антиклерикалов, ужасался от одного представления о том, что может представлять собой общество атеистов.
    Однако со временем гуманизм породил атеизм, став его главным направлением. Предельное наступление на Бога было осуществлено в нашей стране в социалистический период, когда атеизм был провозглашен государственной идеологией, а отступление от нее зачастую каралось смертью. Социалистический гуманизм преподносился как высшая форма гуманизма, существовавшего в мире. Людям говорили, что весь мир наполнен атеистами, а данная идеология насильственно и искусственно насаждалась в стране. С наступлением перестроечных времен знамя передовиков гуманизма не было удержано Россией и перешло опять, «по заслугам», в руки западных европейцев. Так человек постепенно «возрастал», все более укрепляясь в своей гордыне, а Бог становился для него все «меньше и меньше», пока не пришла безумная мысль о том, что религия необходима только слабым.
    В чем же причина возникновения гуманизма? Напомним, что родиной его является Западная Европа, где главенствующую роль играла католическая церковь. Отпав от Православия, католики поспешили дополнить учение Христа, модернизировать его в соответствии с духом времени. В этом и есть основная причина.
    Далее католицизм породил протестантизм, протестантизм - рационализм, рационализм - либерализм, либерализм - гуманизм, гуманизм - атеизм.
    Мы, православные христиане, принадлежим Церкви, в которой христианство существует в том виде, в каком оно было заповедано Господом нашим Иисусом Христом и передано нам Его святыми апостолами. И наш долг хранить неизменным это учение.
    В нашей стране с гуманизмом «не очень», за что и ругают нас безконечно всякие там международные комитеты: мол, мало цените и уважаете человека. А разве можно уважать и ценить человека больше, чем это заповедано в христианстве? Когда Господь Сам приносит Себя в жертву за все человечество и за каждого из нас, будучи абсолютно невиновным? Какой гуманист способен на это? К тому же жертву совершает не просто человек, но и Бог.
    Гуманист в человеке видит только человека. А христианин - образ Божий. Гуманист уважает и ценит человека, не позволяя жертвовать им ни для чего: ни для защиты Отечества и близких, ни тем паче во имя Христово. Гуманист считает гуманиста равным себе, а не гуманиста - худшим себя, а христианин любит всякого человека и считает себя хуже всех. Любовь задает совершенно другое измерение бытия. Любящий способен пожертвовать всем во имя любимого. Любовь - сила, принимающая всего человека, но утверждающая ценность совершенства в любимом.
Конечно, многие обычные христиане далеки от идеала, но свои поступки и свою жизнь они измеряют через видение этого совершенства, через сравнение своих поступков с жизнью и заповедями Господа нашего Иисуса Христа.
    С концепцией гуманизма напрямую связана всячески насаждаемая в нашей стране доктрина прав человека в ее опять-таки западноевропейском варианте. Гуманизм признает ценность человека как личности и его право на свободу, счастье, в общем, достойную жизнь. Кажется, звучит правильно, и возразить что-либо трудно. Однако это выглядит так: если ты не гуманист, то ты человеконенавистник (как с демократией: если ты не демократ - то ты злодей).
    И снова мы сталкиваемся с игрой смыслов и слов. Суть - в понимании образа человека. Вопрос, как всегда, в другом: кто такой человек и что такое личность? И какие права, исходя из этого, ему надо обезпечивать, и какие потребности необходимо удовлетворять. Если это учесть, многое сразу становится понятным.
    При рассмотрении человека в рамках христианской антропологии - главными правами будут права и потребности, обезпечивающие достойную жизнь человека как христианина. И здесь не может быть права на извращения, обман, наживу на беде другого, ростовщичество и тому подобные деяния, осуждаемые как греховные.
    Если же мы большие гуманисты, то тогда главное и неотъемлемое право - право на свободу греха. Ведь образ человека сегодня, взлелеянный Фрейдом и его многочисленными последователями (психоанализ, кстати, имеет каббалистические корни) - это испорченное животное. Обуреваемое всяческими низменными страстями, оно воспринимает свою жизнь как большое помойное ведро, в котором оно копошится («Внутри и вне помойного ведра» - характерное название одной из работ). И главное - призыв: с этим не надо бороться, этому не надо противостоять, это надо принять и жить с этим, поменьше зажимая себя и по мере сил потакая своим, так называемым, слабостям, а, вернее, похоти, - является по сути своей сатанинским. Ибо понятие вседозволенности принадлежит к идеологии сатанизма. С таким пониманием человека и его существования связана сегодня западноевропейская концепция прав человека, где перед его разнузданностью меркнут или должны отступить все иные ценности, которыми живет нормальный человек: вера, нравственность, святыня, Отечество.
    Следовательно, традиционный гуманизм направлен против Бога, т.е. фактически он почти что сатанизм, хотя и не провозглашающий поклонение сатане, а лишь человеку, но человеку, порабощенному его собственными страстями. Ведь, согласно основоположникам гуманизма, человек есть не закрытый сосуд, а открытая дверь и может уподобиться как ангелам на небесах, так и стать подобным демонам. Современные гуманисты почему-то отдают предпочтение второму. В пользу такого понимания гуманизма служит и высказывание одного из основателей римского клуба, А. Печчеи о том, что человек и есть сам дьявол, и он еще покажет сам себе свое дьявольское лицо.
    А гуманисты все продолжают наступление. Теперь уже не на Бога, а на человека, находящегося в центре их доктрины. Трансгуманисты - а это одно из новых направлений гуманизма - считают, что сам человек должен в скором времени подвергнуться изменению: изменения и развитие технологий не остановить. Трансгуманист - это переходный этап от человека к постчеловеку. Постчеловек - это модифицированный с помощью нанотехнологий (позволяющих микророботам собирать ткани и органы непосредственно из молекул), генной инженерии - полуробот, получеловек, обладающий различными новыми, сверхчеловеческими способностями. Такие существа будут некоторое время сосуществовать с людьми и даже относиться к ним терпимо. Но задача - сделать из людей существ-киборгов, не проявляющих асоциального поведения и толково выполняющих свои функции. Например, добыча полезных ископаемых на Марсе. И интересно: одной из целей и задач, провозглашаемых трансгуманистами, является активное противостояние учениям и организациям, не разделяющим их идей - т.е. тем, кто отказывается от технического прогресса и усовершенствования, стремится возвратиться к природе, а также проповедует национализм(!), этатизм и фашизм.
    Трансчеловек: имеет улучшенное имплантантами тело, безполый, размножающийся искусственно.
    Постчеловек - следующая ступень за трансчеловеком - потомок человека, модифицированный до такой степени, что уже не является человеком. Он будет жить безконечно долго, будет лишен болезней и проблем со здоровьем. Некоторые считают, что первыми постлюдьми будут основанные на искусственном интеллекте существа. Некоторые из них даже найдут для себя заманчивым отказаться от жизни в своем физическом теле и поселиться в качестве информационных структур в сверхбыстрых гигантских компьютерных сетях. И все это под лозунгами стремления человека к самосовершенствованию.
    Эти активисты говорят о том, что сознание человека можно будет перезагружать в компьютер и обратно, и делать копии личностей, а также замораживать тела, и возвращать в отмороженные тела скопированное ранее сознание.
    Трансгуманисты хотят занять место Бога и дать человеку безсмертие, вечное блаженство (с помощью синтетических препаратов и биотехнологии) и Божественный разум; так как Бога еще никто не видел, считают они, люди должны опираться на науку и творить свой рай на земле (опять старая песня про земной рай). Вы бы захотели жить в таком раю?
    Как видим, и образ человека тоже расплывается и мутирует. Что же остается у гуманистов? Нет даже человека, а кто-то, кто манипулирует сознаниями и частями тела как «конструктором», складывая и устраняя ненужное. Не надо быть пророком, чтобы догадаться, кто играет в такие игры: великий конструктор или великий архитектор. И это подтверждает наш тезис о сущности гуманизма: ему не нужен никакой человек - ему нужны части тела, добровольно отдаваемые самим человеком якобы с целью сложить более совершенную модель. И какое достоинство может быть у растворенного компьютерного сознания?
    Трансгуманисты выступают против наличия в человеке некоей неделимой сущности, которая и делает человека личностью. Ее-то - сущность, тоже никто не видел и не щупал. Это - про сущность, даже не про душу. Поэтому все можно расчленить без вреда, и даже, наоборот, с «пользой» для здоровья. Мы помним, кто у нас в стране был «самым человечным из людей», и сколько невинных жизней было принесено в жертву ради того «светлого будущего». Поэтому нам необходимо быть не гуманистами, а боголюбивыми и человеколюбивыми людьми.

Елена Денисова

        

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.