Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Вне Церкви - вне благодати

Иеромонах Иона (Боголюбов)

Из письма к иерею С.

     Продолжение. Начало в № 16(34)

     Как видишь, отец, твои взгляды противоречат учению святого Киприана, хотя ты и говоришь, что они не твои, а принадлежат многим богословам современности. Но лучше нам послушать древних, ибо у них Истина, на которую нам необходимо равняться, чтобы не превратиться в латинян или протестантов, разошедшихся в учении с древней Церковью. Ибо «мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви, - писал святитель Тихон, Патриарх Московский»1. А основа древней Церкви по вопросу благодатности таинств у еретиков такова: «Если еретики верны Церкви и находятся в Церкви, - говорит свт. Киприан, - то, конечно, они могут пользоваться и крещением ее и прочими спасительными благами. Если же они вне Церкви и действуют даже против Церкви, то каким образом могут крестить крещением Церкви?»2.
    Подобное рассуждение встречаем и у свт. Василия Великого, который тоже считает таинства ертиков и раскольников безблагодатными. Он упоминает и о некоторых асийских епископах, которые принимали крещение вышеупомянутых раскольников «ради назидания многих», т.е. применяли икономию. Что же это за назидание, о котором говорит святитель Василий? - Это практика приема в Церковь Божию отступивших от нее. Вот как он говорит об этом: «От начала бывшим Отцам угодно было крещение еретиков совсем отметати, крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати, а находящихся в самочинных сборищах исправляти приличным покаянием и обращением и паки присоединяти к Церкви».
    Как видишь, Святитель говорит, что еретиков принимали только через крещение, раскольников - через миропомазание, а отщепенцев - через покаяние. Слова «яко не чуждых Церкви» означают «неотчуждившихся в вере», т. е. имеющих одинаковые с нами догматы, но отнюдь не благодатность их таинств, поскольку Святитель однозначно определил: «Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов и чрез возложение рук их имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянинами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением»3.
    Итак, Святые Отцы признают таинства еретиков безблагодатными, но применяют икономию, т. е. снисхождение, которое отразилось в 7-м правиле II Вселенского Собора и в 95-м правиле VI Вселенского Собора. В них говорится, что некоторые еретики принимаются в Церковь по чину язычников, т. е. с оглашением и крещением, другие - чрез возложение рук (миропомазание), иные - чрез покаяние.
    Святые Отцы при этом различают, насколько кто из еретиков удалился от Истины, и тех, которые сохранили правильность крещения и формулу, дозволяют принимать через миропомазание, а тех, которых крестили одним погружением или к формуле прибавляли имена своих еретиков (например фриги - Монатана), таких повелевали крестить. Некоторых из еретиков Святые Отцы дозволяли принимать в «сущем сане». Однако принятие без перекрещивания и в «сущем сане» никак не считалось признанием благодатности или действительности совершаемых еретиками таинств, ибо правила Вселенских Соборов не отменяли 68-го Апостольского правила, в котором говорится: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение, да будет извержен от священного чина и он, и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями Церкви быть невозможно».
    «Между канонами не существует никакого противоречия..., - пишет святой Никодим Святогорец4. - Между Апостольскими правилами, канонами Святых Отцов, определениями Вселенских и Поместных Соборов не может быть несогласий или нестроений - все они равны по своей значимости»5. Святой Никодим пишет, что II Вселенский Собор «[Апостольский] канон соблюл отчасти, предлагая икономию, т.е снисхождение... как меру пастырской целесообразности, а [Апостольское правило] как акривию - богословский критерий, который составляет каноническую практику Церкви... согласно которой вне Церкви нет ни таинств, ни спасения»6.
    Как видишь, Святой Отец говорит, что каноны определяют две границы: акривию и икономию. Но это не значит, что мы свободны выбирать что хотим. Святой Никодим Святогорец говорит, что «икономию, которую иногда использовали некоторые из отцов, нельзя считать ни законом, ни примером», т.е. она должна использоваться только в крайних случаях, когда действительно в этом есть явная необходимость.
    Такого учения держались свт. Макарий Коринфский, составитель Добротолюбия, святой Афанасий Париос7, преп. Никифор Хиосский, преп. Арсений Новый и прочие отцы-паламисты, жившие в XVIII в.
    Все они считали латинян еретиками и принимали их через крещение. «Латиняне - еретики, и мы отвращаемся от них, как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам», -писал св. Никодим8.
    3. «Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, - говорит свт. Киприан, - когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: едино тело, един дух... един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог (Ср.: Еф. 4, 4-6). Церковь одна, хотя с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество [поместных]. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но, хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство».
    Возможно, кто-то скажет, что латиняне едины с нами верой во Христа и что они такая же Поместная Церковь как и прочие. Но почему же тогда они стремятся подчинить нашу Церковь римскому папе? На II ватиканском соборе латиняне четко выразили свою позицию обвинения в непослушании Восточной Церкви римскому прелату: «Хотя такие отдельные Церкви - как Восточные, так и Западные - частично различаются между собою, как говорится, обрядами, то есть богослужением, церковной дисциплиной и духовным наследием, - определено в документах собора, - тем не менее они равным образом поручаются пастырскому правлению римского понтифика, который по воле Божией преемствует блаженному Петру в первенстве над всей Церковью»9.
    Ради достижения своей цели - подчинения Восточной Церкви «наместнику Бога» - латиняне захватывают наши храмы на Украине, убивают православных пастырей и мирян. Не стану далее перечислять все волчьи нравы и зломерзкие их поступки. Воистину, по плодам узнаем их. Понятно, что согласия между нами нет, а значит, нет и единства. А могут ли существовать две разъединенные Церкви? - Нет. «Отдели солнечный луч от его начала, - говорит святитель Киприан, - единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева - отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником, - разобщенный иссякнет. Равным образом Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается нераздельным... Невеста Христова [Церковь] разделена быть не может, она чиста и девственна, знает один Дом и целомудренно хранит святость одного ложа. Всякий же, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодейце и делается чужд обетований Церкви».
    Церковь непогрешима, да и сам ты прекрасно знаешь, что это догмат, выраженный в Символе Веры в девятом члене10. Но если наша Церковь всего лишь часть и римская часть, тогда где целомудренная истинная непогрешимая невеста Христова? Если латиняне - луч и мы - луч, тогда где же Церковь-солнце? Если они - ручей и мы - ручей, тогда же где Церковь-источник? Нет, отец, не может быть двух Церквей-сестер. Здесь надо признать одно из двух: либо мы Церковь, либо они.
    Разве Восточная и Западная церкви остались едины после 1054 г.? Тогда папа Лев IX со своими легатами отправил грозное письмо Патриарху Михаилу Керулларию: «Если где-нибудь во вселенной какой-нибудь народ надменно разногласит с римской церковью, он уже не может называться и считаться церковью, - это уже сборище еретиков, сходбище схизматиков, синагога сатаны»11. Тогда же, 16 июля 1054 г., легаты папы положили на престол в храме св. Софии грамоту отлучения, где говорилось: «Властию святой и нераздельной Троицы и Апостольского престола, послание которого исполняем, всех благоверных Отцов Семи Вселенских Соборов и всей Церкви Вселенской подписываем анафему, возвещенную господином нашим преподобнейшим папой, Михаилу и его последователям, если не исправятся, так: анафема, маранафа с симонянами, велезианами, арианами, донатистами, николаитами, северианами, духоборцами, манихеями, назареями и со всеми еретиками, купно со диаволом и ангелами его, если только не обратятся. Аминь, аминь, аминь»12.
    Легаты папы в тот же день произнесли анафему устно: «Кто упорно будет противоречить вере святого римского и Апостольского престола и его жертве, да будет анафема и маранафа и да не почитается кафолическим христианином, но еретиком-прозелитом. Да будет, да будет, да будет»13.
    На это 20 июля Патриарший Синод Восточной Церкви ответил анафемой латинянам. Каждая сторона перестала считать противную за Церковь, признавая Церковью только себя. Как видишь, отец, с 1054 г. одна из Поместных Церквей перестала быть Церковью, прервавши общение с Церковью Вселенской. Теперь остается нам с тобой выяснить - какая? Если мы признаем римскую церковь истинной, тогда Православную должны признать отпавшей от Истины. Не может быть двух противоположных истин: либо мы признаем главой Церкви Христа, либо «безгрешного» папу.

   1 О недопустимости нововведений в церковно-богослужебной практике. - Послание № 1575.
   2 Epist. 73-60 ad Jubajanum, cap. 11, p. 786. С. 338-339.
   3 Правило 1-е.
   4 Pidalion. Свт. Никодим Святогорец. Афины: 1976. С. 54.
   5 Там же. С. 52. С. 119.
   6 Pidalion. С. 53.
   7 Свт. Афанасий Парное данному вопросу посвятил две работы:
1) Краткое изложение Божественных догматов веры. - Лейпциг. 1806 и 2) О том, что возвращающиеся от латинян должны безоговорочно, обязательно и необходимо креститься - этот трактат находится в рукописи под № 88 монастыря Ксенофонт. F. 394-397, издан монахом Феодоритом (Monachismos kai eresis, Athinai, 1977).
   8 Pidalion. С. 56.
   9 Об отдельных Церквах или обрядах // Документы II ватиканского собора. М.: Паолине, 1998. С. 174.
   10 «Верую... Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
   11 РL. t. 143, col. 776 В.
   12 PL, t. 143, col. 1004 A-B.
   13 PL, t. 143, соl. 1004 С.

Плоды экуменического
древа.
М.: 2005. С. 189-197.
Окончание в след. номере

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.