Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО

 

Филоэллинизм

    Многие русские христиане, чаще всего монашествующие из новообращенных, устремили свои взоры на Грецию и, особенно, на Святую Гору Афон, видя в ней непререкаемый авторитет Православия.
    Доводы приводятся самые разные: на Афоне не было гонений, монастыри не закрывали и, потому, не нарушена старческая преемственность. Активная издательская деятельность греческих писателей, зачастую преследующая финансовые интересы, нежели духовные, насаждает новую веру, новое «православие», отличное от древнего святоотеческого. Стремление во всем подражать грекам и их обычаям называется филоэллинизмом.
    Филоэллинизм - это необоснованная привязанность к греческой культуре и ее духовной практике. Филоэллинист - человек, живущий не в Греции, а в какой-либо другой стране, настолько привязан к греческим традициям, что, практически, отрекся от традиций своего Отечества. Причина этому - слабое знание истории своей Поместной Православной Церкви и нежелание смиренно следовать древним традициям. Поиск чего-то новенького, «благодатного» есть признак отсутствия благодати как таковой. Особенно филоэллинизмом заражена часть современного русского монашества. Внешне это проявляется в стремлении иметь одежду как у греков (таблетки вместо традиционных клобуков), устанавливать стасидии вместо обычных русских лавок.
    Возможно кто-то скажет: что плохого в том, что человек старается подражать афонскому Православию, ведь и само Православие пришло к нам из Греции? - Негативность этого явления заключается не столько в забвении своих традиций, сколько в том, что учение, предлагаемое современными греческими богословами, к которому прислушиваются современные русские православные, в корне отличается от древнего апостольского. В этом новом учении присутствует явный элемент папистской ереси, направленный на умаление значимости канонического права, и возведение в догмат мнения какого-либо греческого старца.
    Возьмем, к примеру, беседу наместника Валаамского монастыря архимандрита Панкратия со схиархимандритом Ефремом, игуменом афонского монастыря, где афонский настоятель говорит о порядках в Русской Церкви, которые его «немного искушают» и которые он сравнивает с греческой традицией:
    1. Настоятель монастыря должен быть не только администратором, но и духовником, а в русских обителях настоятель - администратор, а братия окормляется духовником.
    2. Только небольшое число русских монахов приезжает учиться духовной жизни на Афон в греческие монастыри.
    3. Русское монашество утратило за годы советской власти преемственность, но не желает почему-то, как это делал преп. Паисий Величковский, восстановить ее, общаясь с греческими святогорцами.
    4. У русских на богослужении исполняется партесное пение, а должно - древнее славянское на основе византийской традиции.
    5. Схимники у русских - в основном старики, а должны быть молодые, как на Афоне.
    Смущения схиархимандрита Ефрема скорее вызваны незнанием русской традиции. Ответы на его смущения весьма просты.
    Настоятель афонского греческого монастыря имеет братию в среднем от пяти до 20 человек. Ему не нужен помощник-духовник. В русских же монастырях, где количество братии бывает зачастую более ста человек (в Оптиной Пустыни до революции монахов было более 300), и наместник просто физически не в состоянии всех исповедовать и потому назначает себе помощников-духовников (старцев). Такая традиция соблюдалась не только в России, но и в русских монастырях на Афоне, своей численностью многократно превышающих греческие обители.
    Так было и в Белобережской, и в Глинской пустынях, в которых процветало старчество, и преемственность сохранилась до наших дней. В России никогда не закрывался Псково-Печерский монастырь, на Украине - Почаевская Лавра. У нас сохранилось прекрасное духовное эпистолярное наследие Оптинских, Глинских, Валаамских старцев. И правильнее было бы беречь созданный ими традиционный порядок, а не заменять его на греческий, впитавший в себя влияние флорентийского униатства.
    В отношении партесной музыки следует сказать, что она более торжественна, чем знаменная, и для переполненных русских храмов является более уместной. К тому же известно, что написана она людьми духовными. Отдельные ее образцы высокохудожественны по форме и глубоко-молитвенны по содержанию. Тогда как не всякое знаменное пение в действительности способно настроить душу на молитвенный лад. Такой подход оправдан и опытом святых, в частности, преп. Лаврентия Черниговского, бывшего регентом черниговского архиерейского хора. Он и будучи архимандритом, следил за уровнем пения своих монахов. Преп. Лаврентий собрал наиболее умилительные песнопения для исполнения в храме.
    Скажем теперь и о схимничестве. В дореволюционной Оптине существовал обычай: послушников в предсмертной болезни тайно в келлии постригали в мантию, а мантийных монахов - в схиму. Об этом пишет схиархимандрит Агапий Беловидов в жизнеописании преп. Амвросия (С. 61).
    Не все схимники спасутся, и не все схимники погибнут. Преп. Лев Оптинский приводил случай из Киево-Печерского Патерика, когда одного схимника обнаружили в могиле без схимы, а его схиму нашли на другом брате, который при жизни не удостоился схимы. Некоторые подвижники по смирению отказывались от схимы и даже от монашеского пострига. Таков был послушник Иоанн, о котором преп. Варсонофий Оптинский сказал, что он великий подвижник, стяжавший дар высокой внутренней молитвы. Таков был и архимандрит Павел Груздев - исповедник, прозорливец и молитвенник.
    Теперь и мы скажем несколько слов о том, что нас смущает в Греческой Церкви. Самое страшное явление - это новый стиль. Он идет вразрез с учением Церкви, нарушает ряд правил и постановлений Вселенских Соборов (2-е правило I Вселенского Собора; 1-е правило IV Вселенского Собора; 2-е правило VI Вселенского Собора; 1-е правило VII Вселенского Собора; Правило 91-е свт. Василия Великого и т. д.), не говоря уже о Типиконе. Новый стиль сокращает, а иногда и вовсе упраздняет Петров пост. Такие грубые нарушения были осуждаемы не только древними Патриархами, но и греческими старцами прошлого века, среди них: Иероним Эгинский, Филофей (Зервакос) (1884-1980), преп. Иосиф Исихаст (f1959), старец Даниил (Димитриадис) Катунакский (1846-1929), Гавриил (Казасис) (1886-1983). Почему же нынешние греки с Афонской Горы не следуют традициям своих предшественников? Напротив, современные греческие старцы вопрос нового стиля не относят к числу вероучительных и, якобы, влияющих на спасение души.
    Отсюда повсеместная утрата благоговения: курение табака в рядах греческого духовенства, небрежное отношение к святому Престолу (положить Служебник или облачение на Престол в Греции не считается чем-то предосудительным), совместное Причащение Константинопольского Патриарха с папой римским, поддержка Константинопольским Патриархом украинского филаретовского раскола. Эти поступки чрезвычайно смущают православных Русской Церкви.
    Филоэллинизм - младший брат экуменизма. Когда отсутствует смирение, то монах стремится потешить свою гордыню мнимым афонским подвижничеством. Вместо того, чтобы хранить заветы Русских старцев, нынешние филоэллинисты насаждают греческую культуру в русских монастырях и храмах.
    Прискорбное чувство сопровождало меня, когда я вместе с друзьями посетил скит одного известного монастыря, где практически ничего не осталось от прежнего старчества. Здесь теперь все как на Афоне.
    Стасидии существуют у греков со времен унии, а в наших русских скитах монахи и подумать не могли, что когда-нибудь будут сидеть на службах. Опытные старцы ограждали своих чад от филоэллинизма, как от страшной заразы, могущей привнести духовную инфекцию на Русскую землю. Сегодня же эпидемия филоэллинизма успешно распространяется.
    Скажем нечто и по поводу преп. Паисия Величковского. Из его Жития известно, что он, прибыв на Святую Гору, долго искал опытного старца и, не нашедши такового, вынужден был проводить жизнь, руководствуясь Святым Писанием, Писаниями Святых Отцов и советом с единомышленным братом.
    А Оптинские старцы в конце XIX в. старого запрещали послушникам и монахам даже читать книги про Афон. Известно также пророчество о том, что Афон впадет в ересь, и икона Иверской Божией Матери покинет свое место над вратами Ватопедской обители, но ослепленные филоэллинизмом не заметят сего...

Кандидат богословия
Андрей Гагарин

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.