Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Косовское благочестие

Преподобный Иустин (Попович)

Преп. Иустин (Попович)

    Нигде парадоксы неба и земли не имели таких сердечных объятий, как в истории рода сербского. Обнялись они видовдановскими событиями. 550 лет назад душа сербского народа через косовский подвиг венчалась небесной правдой. Во имя целого народа благочестивый князь возлюбил Царство Небесное больше всего на свете. А сербы, раз и навсегда, избрали Небесную правду своим народным идеалом и стали её добровольной жертвой.
    С тех пор душою Сербства стало страдать за Небесную правду и жертвовать ради неё.
    Косовские мученики во главе с благочестивым Князем своим святым мученичеством повели наш народ путём страдания за Небесную правду.
    И вели его столетиями через все бури и ураганы нашей животрепещущей истории. Всякий правый сын рода нашего отдавал то, что драгоценнее всего на земле - жизнь, ради того, что драгоценнее всего на небе - ради Истины. По убеждению и по вере нашего народа и его святых, дальновидных вождей, драгоценнее всех благ на земле правда Небесная, потому что ради неё земля существует. Возлюбив Небесное Царство, косовские мученики жертвовали своей земной жизнью ради Небесной правды и тем самым связали землю с небом. Где были умучены, там земля стала небом; а где почивают их святые мощи, там земля стала святой, так как лежат в месте том мученики за Божественную Истину.
    Никогда наша народная душа не была так дальновидна, как на Видовдан, 550 лет назад. В тот судьбоносный день она через святого князя Лазаря и его витязей созерцала всю истину неба и земли, и по праву оценила земное и Небесное Царство. О том проникновенно говорит народная песня:

Прилетела сокол-птица белая
От святыни Иерусалима,
Принесла та птица ласточку.
То была не сокол-птица белая,
А святитель Илия пророк,
То не ласточку принёс он кроткую -
Книгу от Пречистой Богородицы
Князю Сербскому на Косово,
                                        да на поле,
Положил Князь на колено книгу,
А та книга-то повела-то
                             речь преславную:
«Царю Лазарю, достоин ты благого!
Сделай выбор, посланный от Бога:
Иль к Небесному ты Царству
                              путь направишь,
Иль земному царству сердце
                                    ты подаришь.
Если царствие земное ты полюбишь,
То войска турецкие ты с лёгкостью
                                            погубишь;
Если к Царствию Небесному
                                          прильнёшь,
То свою ты кровушку прольёшь -
И построишь ты на поле Косовом
                                                       храм,
Будут стены воздвигаться по телам:
Своё войско причасти ты ко Христу,
Соверши святую жертву в том бою,
Станет поле Косово тогда алтарём,
Злая воля будет попрана Крестом -
Знай, тогда погибнешь ты в бою...
А теперь
Свободно волю изъяви свою».
Выслушал Царь слово и затих,
В думе крепкой головою он поник:
«Милый Боже, как мне поступить?
Как Небесное с земным могу
                                   сравнить?
Мало земное царство, быстротечно,
А Небесное - безмерно, длится вечно.
Царствие Небесное дороже.
Укрепи меня, о Святый Боже!»

     Вот святой закон нашего народа, вот истинная цель нашей истории: жертвовать временным ради вечного, земным - ради Небесного. Это ни что иное, как наше народное исполнение Христова Евангелия, так как основной закон Богочеловеческого Евагелия таков: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24). То, что относится к отдельному человеку, имеет отношение и к целому народу: если не умереть за Небесную правду, невозможно сотворить великих, вечных дел, невозможно войти в Царство Небесное, где царствует вечная жизнь. Через смерть ради Небесной правды входят в безсмертие и божественную вечность. Воскресения не бывает без смерти, но только если смерть за Небесную правду, Небесную истину. Таков наш лазаревский, наш видовдановский, наш косовский закон!
    Почему святой Князь предпочёл Небесное Царство земному? Потому что Небесное Царство представляет собой Царство вечных божественных ценностей. Там всё безсмертно, божественно и вечно: Правда, Истина, Любовь, Доброта, Радость, Жизнь. Там нет ничего злого, греховного, смертного. Только безкрайность и совершенство. Жить ради вечных ценностей Небесного Царства и умирать за них - есть сущность нашей лазаревской, нашей косовской, нашей народной веры. Та вера проповедует всё возвышенное, лучшее, святое во всех мирах. За неё с радостью гибнут все косовские витязи. Все до единого - от благочестивого Князя до последнего серба.
    Когда опечаленная царица Милица умоляла своего старшего брата Бошка Юговича не идти в бой на Косово и остаться с ней в Крушевце, ответил он ей:

Ты иди, сестра, на башню белую,
Ну, а я с тобой остаться не подумаю.
Не отдал бы я хоругви крестовые
Даже если Царь мне Крушевац
                                             милует.
Что же скажет мне дружина бывалая?
Трусом может ли прослыть
                               Бошко Югович?
Как же не идти мне на Косово
За Честной Крест кровь
                             не проливати?
Как за Веру мне свою не умирати?

    А когда сестра обняла своего младшего брата, Воина Юговича, и стала умолять его остаться в Крушевце, он ей ответил как и старший брат:

Ты иди, сестра, на башню белую,
Уговоры все твои напрасны,
Никакие, даже царские милости,
Отвратить меня не смогут от подвига
                                            ратного.
Мы идём, сестрица, на Косово
За Честной Крест кровушку пролити,
С братьями за Веру пострадати.

    Когда безсмертный герой нашей истории, Милош Обилич, опровергая клевету на косовской вечери, воскликнул:

Благодарствую тебя, княже Лазарю, Благодарствую тебя на заздравии
И на даре твоём щедром велие,
Но речей твоих не приветствую.
Умалил ты веру мою правую,
Я неверным не бывал даже с измалу,
Не бывал никогда и не буду им.
Утром я иду на Косово
Погибать за веру христианскую...
Завтра Видов день воссияет нам,
Встретим зорюшку на поле Косовом,
И посмотрим, чья вера достойнее.

    О сокровенном душевном предлоге, по которому благочестивый Князь предпочёл Небесное Царство, нам вдохновенно повествуют древние православные книги. Молитвы Видовдановской Службы святому Князю ясно рисуют лик святой его души. Из молитв мы узнаём, что святой Князь «сохранил заповеди Божии на земле; был благ, кроток, украшен незлобием, истиной и правдой», был «оком слепых, ногами хромых, опорой старых». Одним словом, был олицетворением всех евангельских добродетелей. Потому и избрал Царство Небесное, что всякая евангельская добродетель постепенно возносит души в Небесный мир, пока все добродетели вместе не исполнят своё предназначение.
    Живя евангельским образом, святой Князь не мог не избрать евангельскую смерть и не возлюбить Царство Небесное.
    Его мученичество за Христа стало естественным завершением его жизни во Христе. То же самое относится в большей или меньшей степени и ко всем косовским витязям.
    Но откуда у них такой видовдановский закон, такое видовдановское благочестие? От родоначальника всего великого, всего возвышенного, всего наилучшего, всего безсмертного в нашем народе: от святого Саввы. Он отец видовдановского благочестия, он составитель видовдановского закона. Князь Лазарь на Косове избрал и для себя, и для народа то же, что и святой Савва до него избрал на Хиландаре для своего народа и себя. Что избрал? Христа Бога и Его Евангелие.
    И народ с радостью шёл за своими святыми вождями: через земное спешил к Небесному, через проходящее к непреходящему, через смертное к безсмертному. И так осуществлял основную евангельскую Истину: земное освящал Небесным, временное - вечным, человеческое - Божиим. В этом весь святой Савва. Христом Богом он освятил и просветил всё народное: и Державу, и образование, и сельское хозяйство, и ремесло, и искусство, и философию. По его мировоззрению, народ существует для того, чтобы освятиться и просветиться вечной Истиной Христовой и вечной жизнью. Без того - народ не имеет вечной ценности; без того - народ становится скоплением ходячих трупов. Погибая за Крест Честной и веру христианскую, косовские витязи воочию показали, что народ наш является неустрашимым носителем и защитником святосаввского закона. Не было бы святого Саввы, не было бы и святосаввского закона. Не было бы святого Саввы, не было бы и святого Князя. Без святого Саввы не было бы величественной косовской истории. Не надо обманываться: своим первосвященническим и дер-жавнотворческим гением святой Савва судьбоносно предопределил драму нашей истории. Ни косовское благолепие, ни народное благочестие не могут быть поняты или изъяснены без святого Саввы.
    Святой Савва не только отрёкся от земного и возлюбил Небесное Царство, но и вдохнул евангельские силы в целый наш народ, чтобы так же поступал он во всякий судьбоносный час своей истории. Доказательство этому - Косово!
    Нет сомнений, всё великое и судьбоносное в нашей истории исходит от святого Саввы, посредственно или непосредственно. Так и Косово - как святоликое страдание народа нашего за Христову веру и Небесное Царство на тернистом пути его мученической истории. Если следовать верной логике событий сербской истории, мы должны сказать, что святой Савва больше, чем судьба, он суженый нашей истории. За ним следует святой косовский Князь. Два лика владычествуют в нашей истории: святой Савва и святой Лазарь. Они на всём и во всём, что существенно в истории сербского народа.
    Сербская Неманичская держава начиналась святителями, а завершилась мучениками. Таков закон евангельской жизни: Небесную правду нужно отстрадать святительски и мученически. На этом стоит вечная правда Божия в нашем маленьком человеческом мире. Надо пострадать за Небесную правду, чтобы вечно жить в Небесном Царстве. Это евангельское основание нашего святосаввского, нашего видовдановского канона. Это путеводная идея сербской истории. Как только она ослабевает, мы утопаем в самолюбии, самодостаточности, в бездушии. Только верность святосавскому, видовдановскому преданию хранит нашу народную душу от гниения и распада в мелочах и суете.
    Без видовдановского закона наш народ захлебнулся бы в сыпучих песках европейского релятивизма, его родного брата нигилизма, их общего отца - атеизма и праотца - материализма. Только Благий Христос расширяет мысли и углубляет чувства до человеческой любви и всеобщего братства. На этой планете есть место для всех народов, когда человечество взирает на мир с Небесных, свято-саввских, лазаревских высот. Случается, когда народ провозглашает эгоизм своим верховным божеством, тогда он превращается в людоедскую машину, которая в конце концов сама себя уничтожает.
    Ведь Бог чудесным образом ведёт народы. Он делает так, что многочисленный народ, исполненный эгоизмом, проглатывая слона, давится комаром.
    Земля живёт Небом - вот основной физический закон. Даже для жизни одной травинки требуется солнце, месяц, звёзды и всё небо. А для жизни человека требуется всё то же самое и ещё несравненно большее: Бог! Ведь человек живёт Богом. Человек становится человеком, когда он с Богом! Это основной закон человеческой жизни. Люди - высшие существа, а не инфузории только тогда, когда живут Богом и Небесной правдой. Это верховный закон нашего святосаввского и видовдановского благолепия.
    А сегодня?
    Сегодня пятьсот пятидесятый Видовдан. С высокой косовской колокольни рассматриваем всю нашу историю от Косовской битвы по сей день.
    На вершине находятся святой Савва и святой Косовский Князь. Всё, что вошло в нашу историю как составляющая её часть, они меряют непогрешимой мерой - мерой видовдановского закона и видовдановского благочестия. Если просвещение не исполнено духом видовдановского закона и видовдановского благочестия, то оно отбрасывается, так как не является Небесным и не есть истинное просвещение. Если философия не пропитана видовдановской Небесной мудростью, то она не принимается, поскольку она подобна солёной воде, не утоляющей жажду. Если наука не пронизана смиренной истиной видовдановского закона, они отрекаются от неё, потому что отравляет она душу народную гордостью и неверием. Если этика не имеет ничего общего с видовдановской Небесной этикой, они гнушаются ею, потому что это человека превращает в скота. Если вера не основана на видовдановском законе, то они её не признают, ведь она тогда не ведёт в Небесное Царство. Если искусство не имеет в себе видовдановского содержания, они отбрасывают его, так как оно не призывает идти на косовский подвиг и евангельски безполезно. Если культура не основывается на видовдановской этике, они не принимают её потому, что она становится для народной души ядовитой, уничтожая всё безсмертное и вечное, всё, что возносит душу в миры горние, в Царство Небесное.
    Существует единственная проверка для всего истинного в Сербии: видовдановское благочестие и видовдановский закон. Если ты учитель, ты действительно можешь быть народным учителем только тогда, когда ты следуешь видовдановскому закону и верен видовдановскому благочестию. Если ты священник, ты действительно можешь быть народным священником только тогда, когда ты олицетворяешь видовдановский закон и видовдановское благочестие. Если ты воевода, ты действительно можешь быть народным воеводой только тогда, когда станешь жертвовать собой непрестанно ради видовдановского закона и видовдановского благочестия. Если ты чиновник, ты действительно можешь быть народным чиновником только тогда, когда руководствуешься в своих делах видовдановским законом и видовдановским благочестием. Если ты ремесленник, ты действительно можешь быть народным ремесленником только тогда, когда своё ремесло применяешь по правде видовдановского закона и видовдановского благочестия. Если ты владыка, ты действительно можешь быть народным владыкой только тогда, когда собой представляешь живой видовдановский закон и живое видовдановское благочестие. Если ты державник, ты действительно можешь быть народным державником только тогда, когда ты в своих делах руководствуешься вечными началами видовдановского закона и видовдановского благочестия.
    Без этого закона и без этого благочестия ни священник тебе не священник, ни учитель тебе не учитель, ни державник тебе не державник, ни воевода тебе не воевода, и владыка не правый владыка.
    Всё равно, что тело без души, так и человек наш - без видовдановского закона и видовдановского благочестия.
    Нашего человека и наш народ делает великим перед Богом и остальными народами только одно: видовдановский закон и видовдановское благочестие.

«Пастырский глас» (1939 г.).
Перевод с сербского
Екатерины Василевич

        

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.