Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский
«Духовный сад»

(главы из книги)

   

 

Размышление

    В этом мире мы должны использовать все, что требуется для устроения нашей души, ведь когда смерть нас разлучит с этим миром, то мы ничего не унесем на тот свет, кроме той души, над созданием которой мы потрудились здесь.

    Св. Симеон Столпник, будучи восемнадцатилетним юношей, в заботе о спасении своей души пал однажды ниц на землю и вознес молитву Богу, чтобы Тот указал ему путь ко спасению. И так долго лежал он на молитве, и имел видение: как будто он копал ров для какого-то фундамента и остановился, чтобы отдохнуть. И был ему голос: «Копай глубже!» Тогда он с усердием продолжил трудиться, а потом снова от усталости остановился. Опять был голос: «Копай глубже!» И он опять принялся копать. И раздался голос: «Перестань, довольно, теперь строй то, что хочешь построить; без труда ничего не достигнешь». Те, кто мало трудятся и пытаются созидать жизнь своей души на фундаменте из чувств, строят дом на песке, который и в этом-то мире не устоит, а тем более в том, Небесном.

Беседа «О Слове - Сыне Божием»
                          В начале было Слово.
                                                  (Ин. 1, 1).

    Слово осмысленное было в начале. Это относится к божественной природе Господа нашего Иисуса Христа. «В начале» - значит ли это, братья, некое начало Слова Божия? Или это относится к некой временной дате рождения Сына Божия, не может иметь дату или начало, потому что время - это условие только мира сего, и так как не касается вечного Бога, то не может быть условием для Бога. Может ли отделиться от солнца сияние так, чтобы при этом солнце оставалось солнцем? Может ли ум отделиться от человека, и при этом, чтобы человек оставался человеком? Может ли отделиться сладость от меда, и при этом, чтобы мед оставался медом? Не может. Еще меньше вероятности в том, чтобы Бог отделился от Своего Слова, от Речи словесной, от Смысла Своего, от Мудрости Своей - Отец вечный от Сына своего совечного.
     Нет, братья, здесь говорится не о начале Сына Божиего от Бога Отца, но о начале истории сотворения мира и спасения рода человеческого. Это начало в Слове Божием. В Сыне Божием. Он - и Начало сотворения мира, и Начало спасения мира. И если кто-то хочет говорить о создании видимого и невидимого мира или о спасении рода людского, тот должен начинать с Начала. И это Начало есть Слово Божие, Мудрость Божия, Сын Божий. Если бы кто-то рассказывал об истории, случившейся с одной лодкой на озере и начал бы так: вначале было озеро, и притащили на него лодку... Никто из разумных людей не понял бы слова «вначале было озеро» так, что озеро возникло в тот же день, когда произошла история с лодкой. Так никто из разумных не должен понимать слова Евангелиста «в начале было Слово» так, будто в начале сотворения мира произошло Слово Божие от Бога. Так же как озеро существовало тысячи лет до истории с лодкой, так и Слово Божие существовало целую вечность до начала творения.
     О, Сыне Божий, совечный Отцу и Духу, просвети и спаси нас.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа «О Слове Божием -Творце света (мира)»
                                        Оно было в начале у Бога
                                   Все через Него начало быть.

                                                                      (Ин. 1, 2-3).

    О чудесном Слове Божием, братья, говорит Евангелист, о Речи словесной, осмысленной, о Мудрости Божией вечной, о Сыне Божием совечном. То чудесное Слово было единобытно с Отцом и Духом Святым, а ипостасно отличается и от Отца, и от Духа, так как родилось от Отца не рожденного. Оно было, есть и будет. Когда Оно было у Бога? «В начале», - говорит Евангелист. Что значит это слово «в начале»: значит то же, что и прежде, а именно, Слово Божие было у Бога всегда единобытно с Отцом и ипостасно как Сын, но еще не воплощенное. Потом Слово Божие воплотилось и явилось роду людскому в теле. Пока Слово было у Бога как невоплощенное, все Им начало быть. Небо и земля, и весь свет небесный, и весь свет земной - все обрело свое начало. Им, Словом Божиим, пока Оно не было воплощено у Бога, без Слова Божиего ничего не существует, что существует. Оно было жизнью и светом. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла свет», - говорит Апостол. Прежде всего, смерть и грех представляют собой тьму. Тьма не объяла Сына Божиего. Но и весь сотворенный свет есть тьма по отношению к Богу, но в этой тьме светит Слово Божие, Мудрость Божия словесная, изреченная, величественная. Всякое бы творение было тьмой, если бы из него не сияла таинственная светлость Сына Божиего, Которым все существует, что начало быть.
    Оно было в начале у Бога. А потом что с Ним стало? И Слово стало телом. До сих пор была история создания мира, а с этого момента начинается история спасения рода людского. Но, став телом, слово Божие не удалилось от Бога Отца и Духа Святаго, ведь Троица Божественная нераздельна, но только обернулась телом и людской душой, чтобы в холоде тела иметь возможность приблизиться к людям, - будучи горячее Солнца, - и спасти людей.
     О, братья мои, как умильна и несказанно чудесна тайна воплощения Божиего! Если обнимем эту тайну сердцем, то легче сможем приблизиться к ней умом.
     О, Господи Спасителю благий, Слово Отца и радость Духа Святаго, помилуй нас и спаси.
     Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа «О Слове Божием, явленном в теле»
                                        И Слово стало плотию.
                                                                  (Ин. 1, 14).

    Вот оно, начало, братья, благословенное и спасительное для нас. Это начало нашего спасения. Адам был в теле, когда подпал под власть греха и смерти. Теперь Творец Адамов является в теле, чтобы избавить и Адама, и потомство адамово от власти греха и смерти, Сын Божий. Слово, Мудрость, Свет и Жизнь - сошел к людям в человеческом теле и с человеческой душой; воплотился, не отделяясь от Своего Божества; сошел, не отделяясь от Своего Отца. Сохраняя все то, что от вечности, в вечности имелось и существовало, Он просто принял нечто новое, а именно, человеческую природу. Его вечные свойства с воплощением не уменьшились. И отношение Его к Отцу и Духу не изменилось. Смотрите, Отец и на Иордане, и на Фаворе свидетельствует: это Сын Мой возлюбленный! Не говорит: это был Мой Сын, но это Мой Сын. А Дух Святый был с Ним при зачатии Его телесном и во все дни до окончания службы Его на земле.
     Божественная и человеческая природа была соединена в Нем, но не смешана. Как? О том и не спрашивай, ведь ты даже не можешь объяснить самого себя и не можешь сказать, как соединены в тебе душа и тело. Знай только, что Бог пришел нас посетить и принес людям несказанно богатые дары, дары царские, нетленные, немыслимые, неоценимые, незаменимые. Знай это, и пусть твое сердце поет от радости. И потрудись омыть руки, очистить чувства. Омыть душу, убелить сердце, управить ум, чтобы получить царские дары. Ведь нечистым они не даются.
    О, Господи Иисусе Христе! Помоги нам очиститься и омыться Кровью Твоей и Духом Твоим, чтобы удостоиться Твоих царских даров.
     Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа «О превращении воды в вино»
                           Так положил Иисус начало
                        чудесам в Кане Галилейской.
                                                           (Ин. 2, 11).

     Всесилен Бог наш, и величию Его нет предела и описания. Словом Своим Он создал все, что начало быть. «Словом Господним небеса утвердишася». Словом Своим Он создал тело человека. Словом Божиим превращается мертвая земля в тела людские, в тела животных, в тела растений. Словом Божиим превращается жидкая вода в пар. А пар - в лед и снег. Тем же Словом вода в лозе превращается в вино, «и вино веселит сердце человека». Какое же это чудо для слова Божиего Воплощенного. Для Христа Господа нашего, когда Он в Кане превратил воду в вино? Для нас, людей, помраченных грехом, это великое чудо; для нашей природы, грехом ослабленной, это непостижимое чудо. Но творить чудеса - разве не обычное занятие Творца? Когда слуги наполнили шесть больших сосудов водой, Господь Христос сказал им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Он даже не сказал: «Пусть вода будет вином», но только подумал.
     А помысел Божий имеет такую же силу, как и слово Божие.
     Почему говорят, что это начало чудесам, если Господь, похоже, и раньше творил другие чудеса? Потому, братья, что превращение воды в вино есть основное чудо Христово и сущность всех его чудес. Растворилось водой, и расплылась природа человеческая; требовалось превратить ее в вино. Угасла было искра Божия в человеке. Требовалось ее разжечь. Болезнь - как вода, здоровье - как вино; нечистота от злых духов - как вода, а чистота - как вино; смерть - как вода, а жизнь - как вино; незнание - как вода, а Истина - как вино. Отсюда, когда Господь делал больных здоровыми, нечистых чистыми, мертвых живыми, заблудших просвященными - Он, по сути, превращал воду в вино.
    О, Господи Боже наш, чудесный Претворитель воды в вино, внеси пламень Твой Божественный в наши угасшие очаги. Преврати воду бытия нашего в вино божественное. Чтобы мы были похожи на Тебя, и, как подобные Тебе, могли бы сидеть в Царстве Твоем безсмертном с пламенными ангелами Твоими.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Тщетно люди пытаются обрести то, что Господь намеренно скрывает от них. Если бы Бог не допустил, то люди никогда бы не нашли ни золота, ни серебра в земных недрах, не открыли бы силу водяного пара и электрический свет. Напрасно Ирод убил многих детей в Вифлееме для того только, чтобы убить Одного. Тот Один скрылся от его взора и меча. Напрасно Ирод искал Иоанна. Разве не чудо: воины гонятся за престарелой Елисаветой, которая убегает с Иоанном на руках, и не могут ее настичь! Разъяренный Ирод призвал Захарию и закричал: «Отдай мне сына твоего Иоанна!» А старый священник кротко ответил царю: «Я сейчас служу Господу Богу Израилеву, а где сын мой сейчас - не знаю». Обезумевший от гнева Ирод велел убить Захарию вместо Иоанна. Царские слуги пришли в храм и сказали Захарии: «Признавайся, где ты спрятал сына своего. Если ты нам его не отдашь, то мы тебя убьем». Ответил Захария: «Вы убьете мое тело, а Господь примет мою душу». И был Захария убит, но Ирод тем не остался доволен. Злонравный царь не имел покоя ни днем, ни ночью, так как его мучило подозрение, что никто иной, как Иоанн может быть тем новорожденным царем, о котором ему восточные звездочеты объявили, но напрасно трудился Ирод найти того, кого Бог намеренно скрыл от него.

Беседа «О необходимости иного - духовного - рождения»
                                                        ...если кто не родится свыше,
                                            не может увидеть Царствия Божия.
                                                                                                 (Ин. 3, 3).

    Так сказал Господь Иисус Никодиму, князю еврейскому, а Никодим с удивлением спросил, как это может быть? То есть: как может человек снова родиться? Так и сегодня многие спрашивают: как телесный человек может стать духовным? Как грешник может стать праведником? Как благодать Божия может войти в человека и заменить телесное умствование и волю телесную? Как Дух Божий может озарить сердце человеческое? Как вода может превратиться в вино?
     Мы знаем, что когда Дух Божий сошел на апостолов, то апостолы стали другими людьми, новыми, заново рожденными. И знаем из тысячи примеров, что люди с телесными мыслями и телесной жизнью становились людьми духовными, перерожденными. Мы знаем также, что так было и есть сегодня под действием благодати Бога Духа Святаго. И не надо нам спрашивать, как это происходит. Довольно того, что мы это знаем, и что так оно и есть. Просто надо трудиться, чтобы это произошло и с нами. Ведь благодать Духа каждому дается, когда ее просят, и когда усердно готовятся для принятия ее.
     Но трудно объяснять духовные вещи людям, которые только телесно мыслят и судят. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Душа, преданная страстям, не может постичь чего-то великого и благородного от того, что страдает сильной слепотой, как будто очи ее затекли гноем». Обычно люди телесные расспрашивают о божественных великих тайнах. Но спрашивают не ради того, чтобы обрести путь своего спасения, но чтобы сбить с толку верных, высмеять веру и оправдать свою грешную и страстную жизнь. Не имея сил подняться на первую ступень Небесной лестницы, они мечтают о последней ступени.
     Когда вас, братья, спрашивают о самых глубоких тайнах перерождения души и Царства Небесного, то направьте таковых сначала исполнить десять основных заповедей Божиих. Если исполнят то, тогда у них у самих откроется душа для понимания тайн божественных настолько, насколько этого понимания потребуется для их очищения от греха и страсти, для вечного спасения.
     О, Господи Иисусе Христе, преблагий и Всемудрый Учитель наш, помоги нам умом понять и сердцем усвоить столько от Твоей мудрости, сколько требуется для нашего спасения. Помоги нам воздержаться от излишнего любопытства.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

        

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.