Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
РОДНИК ДУХОВНЫЙ

 

Святитель Николай Сербский. «Духовный сад»

(главы из книги)

Продолжение. Начало в №№ 16(34) и 17(35)

 

Беседа «О двух рождениях»
Рожденное от плоти есть плоть,
а рожденное от Духа есть дух
                                            (Ин. 3, 6).

    Эти слова, братья, не слова пророка и не слова апостола, но слова самого Господа, изреченные пречистыми устами Господними. И так как в каждом слове Господнем сила и спасение, то и в этих словах тоже.

     Поэтому надо со страхом и трепетом испытать эти слова и применить их к жизни. Этими словами Господь хочет подчеркнуть превосходство духа над телом. Как то, что тело рождается от тела, так и дух должен родиться от Духа. Рождение духа нашего по существу, то есть новое рождение, о котором Господь говорил Никодиму, князю еврейскому. Никодиму были не понятны эти слова Христовы, как и сегодня они не доступны для тех, у кого тело берет верх над духом. Люди, у которых тело преобладает над духом, все думают и судят телом, а люди, у которых дух преобладает над телом обо всем думают и судят духом. Те, которые мыслят и судят телесно, делают и свой дух телесным; а те, которые мыслят и судят духовно, делают и свое тело духовным. Так если бы кто-то поменял все золото на бумажные деньги - таковы первые, которые то, что безсмертно превращают в смертное; а те другие подобны тем, которые все свои бумажные деньги меняют на золото; ведь они не только не портят в себе то, что безсмертно, но и то, что смертно, превращают в безсмертное. Евреи толковали закон и пророков телесно, потому и не понимали Господа Христа, но распяли Господа славы. А те, кто был озарен благодатью Духа Божиего, понимали Господа Христа, толкуют закон и пророков духовно. И не только закон и пророков, но и всю сотворенную природу и всю земную жизнь. Так что, братья, если наше тело природно рождается от тела, то это не значит, что дух наш рождается от тела. А когда наш дух родится от духа Божиего, тогда мы будем природны и по духу и по телу. Это та высшая и безгрешная природа, которую имел Адам в раю до греха. Невозможно, да и не нужно, чтобы тело наше снова рождалось от тела, но возможно и необходимо, чтобы наш дух заново родился от Духа Божия.
    О, Господи Иисусе, Единородный Сыне Божий, помоги нам до скончания переродиться духом Божиим. Чтобы дух наш в истине был рожден от Духа.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Победа над гневом - одна из самых больших побед Христова воина. Мы обычно гневаемся или на тех, кого хотим отвратить от греха, или на клеветников своих. Но забываем при этом, что гнев сам по себе есть смертный грех, и, что желая спасти других, мы губим себя, по словам св. Макария. Гнев против неприятеля обычно связан с одним другим опасным чувством, а именно, с чувством мести. Св. Евпсихий настолько победил в себе страсть гнева, что перед смертью от своего большого имения часть дал нищим, а другую часть своим клеветникам, из-за которых был мучим и убит. Он считал своих клеветников благодетелями. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Обрежем крылья гневу, и зло не будет подниматься высоко. Гнев, - говорит он, - коварная болезнь, которая может погубить наши души... Гнев - это страшный огонь, который все пожирает. Если бы разгневанный человек мог видеть себя со стороны в момент гнева своего, то ему не потребовалось неких других советов оставить гнев - так как нет ничего неприятнее раздраженного лица». Авва Амон исповедал о себе: «Я провел 14 лет в скиту, моля Бога и день, и ночь, чтобы Он даровал мне победу над гневом».

Беседа «О пище духовной»
Моя пища есть творить волю
                       Пославшего Меня
и совершить дело Его. (Ин. 4, 34).

    Вот любовь! Вот наука! Вот смирение! Вот пример!
    Так же, как в добром хлебе находится все, что требуется нашему телу, так и в каждом слове Господа Христа находится все, что требуется душе нашей. Божественное единство природы Отца и Сына выражено в любви Отца к Сыну и Сына к Отцу. Тот, кто любит, тот и слушает. Если пожелаешь осознать, какова твоя любовь к Богу, то измерь свое послушание воле Божией и сразу осознаешь. Отсутствие послушания есть определенный знак отсутствия любви. Тот, кто любит, с радостью исполняет волю любимого. Сын Божий настолько любит Отца Своего, что считает сладостным исполнение Отцовой воли. В чем состоит воля Отца? В спасении душ. Господь Сын Божий ощущал неутолимый голод в совершении той воли Отца. И если Он кого-то спасал, то Он ощущал сытость как от самой вкусной пищи. Видите, сколь возвышена духовность Христа! Ученики Его принесли Ему, было, еды, предложив: «Равви! Ешь». Но в тот момент Он был занят Своим главным делом - спасением душ людских. Тут и жена-самарянка, готовая усвоить науку спасения, тут и целый город Сихар, уже приближенный к Царству Божиему; тут и нива великая, и готовая жатва спасения. Это пища для Христа более сладкая, чем любая телесная еда или сладость этого мира. Тело - подобно машине, в которой ехал Царь. И когда Царь исполнял Свое царское дело: выкупал царевичей из рабства, то оставлял Он машину в стороне, чтоб не мешала царскому делу. Царь весь устремился ко спасению Своих любимых царевичей - это и есть Его еда, Его питие, Его плата, Его единственное удовольствие и достоинство.
    О, братья мои, если бы вы знали, как Христос Господь и сегодня голодает о нашем спасении! Разве не дадим Ему той пищи, которую Он больше всего любит? Кто нам самый дорогой гость, ближний родственник, искренний приятель, как не Христос? Если мы менее дорогих гостей угощаем той пищей, которую они любят; как же не угостить Господа нашего едой Ему только угодной?
    Так примем наше собственное спасение, которое Он нам предлагает. Это для Него самая сладкая пища. От всякой другой еды отворачивает Он голову.
    О Господи Иисусе, ненасытный Человеколюбче, помилуй и спаси нас!
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Святой Дионисий Ареопагит описывает безмерную радость, сияние внутреннее и внешнее, и неописуемое благоухание, которое ощущалось в присутствии Пресвятой Богородицы, когда он посетил Ее в Иерусалиме. В воодушевлении он говорит, что если бы не познал Единого Истинного Бога, то он бы Ее, Святую Деву Марию, признал бы за Бога. Такое сильное и необычное впечатление оказывала на людей Святая Дева еще во время Своей телесной жизни на земле. Несравненно большую силу и славу Она все-таки получила после своей телесной смерти, когда по воле Божией была возвышена над ангельскими силами. Ее сила проявляется в ее непрестанных молитвах Богу о верных, обо всех тех, которые к Ней обращаются за помощью. Св. Иоанн Новгородский, когда с народом молился Ей о помощи против неприятельских войск, узнал, что и Она в тот час со слезами молила Господа о них. И Новгород был чудесно спасен. Как Она сострадала со Своим Сыном, распятым на Кресте, так Святая Пречистая более и о всех невольных, которые к ней за помощью обращаются. Можно сказать, что вся земля покрыта чудесами Ее милости. В Белграде и сейчас еще живет один хозяин кофейни G. J., родом из села Лабуншита около Струги, которого мать слепым привела в монастырь Калишкий, где после молитвы священника перед иконой Пресвятой Богородицы он прозрел. Первый инок в Почаеве видел пламенный столб от земли до неба, и в том пламенном столбе видел Пречистую Деву Богородицу. Она стояла на камне, и на том месте, где Она стояла, открылся целебный источник, который и по сей день исцеляет больных.

Беседа «О единстве Сына и Отца»
Сын ничего не может творить Сам
                                                 от Себя,
если не увидит Отца творящего
                                              (Ин. 5, 19).

    Как следует понимать слова эти, братья? Так ли, как их некоторые еретики понимали, а именно, будто Сын меньше и немощнее Отца? Нет, ни в коем случае. Уста, толкующие так эти слова Господа, изрекают безчестие. Но слова эти надо понимать так, как их понимали Отцы наши Святые, а именно: Сын равен Отцу Своему, и по Их равенству желаний, любви и мудрости Сын не может творить ничего против воли Отца, любви Отца, мудрости Отца. Так и Отец не может действовать против Сына, так же и Дух Святый не действует против Отца и Сына. Все, что Отец желает и мыслит, то же Сын и Дух Святый желают и мыслят. Несравненная гармония, нераздельное единство, сущность невыразимая! Ясно, что Сын не может и не хочет действовать Сам от Себя, на Свое усмотрение, без гармонии и единства с Отцовской силой, и с Отцовской волей. То, что это толкование точно свидетельствует Сам Господь следующими Своими словами: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет».
    Видите ли равенство воли и силы? То, что хочет Отец, хочет и Сын; то, что может Отец, может и Сын. Пусть же никто не разделяет Божество и не навлекает проклятие на себя. Бог не может разделиться, и тот, кто покушается разделить Божество, одно лицо возвышая, а другое уменьшая, не может спастись.
    Пресвятая Троица, Боже наш, три по ипостаси, а Один по сущности жизни, свету и любви, призри на нас и помилуй нас!
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление.

    Милостыню не надо давать с гордостью, а со смирением, считая того, кому даешь милостыню, лучше себя. Не сказал ли Сам Господь: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Феофан Исповедник, будучи еще мальчиком, имел просвещенный ум светом Христовым. Однажды он шел по улице, и увидел замерзающего полураздетого ребенка. Он быстро снял с себя одежду, согрел то дитя, и таким образом спас ему жизнь. Сам же пошел домой раздетым. Удивленные родители спросили его, где же одежда? Феофан им ответил, что одел Христа. За это ему была дана благодать Христова, и стал он позднее великим подвижником, страдальцем за веру и чудотворцем. И поэтому, если мы даем милостыню во имя свое или другое, но при этом имеем в сердце чувство гордости, то это уничтожает все наши добрые дела. И если даем нищему как просто нищему, а не Христу, то не можем избежать ни гордости, ни презрения. А какой смысл давать милостыню с гордостью и презрением? Совершенство уже несовершенство, если смешивается с грехом, как и молоко перестает быть молоком, если смешиваем его с сывороткой.

Беседа «О том, как грешные
люди с большей радостью
принимают злодеев,
чем благодетелей»

Я пришел во имя Отца Моего,
            и не принимаете Меня,
а если иной придет во имя свое,
            его примите (Ин. 5, 43).

    Кто тот другой, который придет во имя свое, и кого это люди с радостью примут вместо Христа Господа? Это тот, который не носит креста и не идет узким путем; который не человеколюбец, но человеконенавистник; который не воюет против греха, но за грех; который любит нечистоту и расширяет нечистоту; это воин вечной смерти, а не вечной жизни; который ласкает безбожников и милует всякую страсть и порок, - это антихрист. Это он придет во имя свое, а не во имя Божие. И все те, которые не приняли Христа, примут его. Будет он им мил, так как будет одобрять все пути грешников. Будет он им милее Христа, так как рядом с тяжелым тернистым путем Христовым наладит гладкую стезю, как изо льда, по которой люди будут скользить, не размышляя о пропасти, в которую она ведет. Господь Христос пришел во имя вечного спасения людей, вечной жизни, вечной Истины и правды, а он придет во имя свое, и свои его с радостью примут, все те, которым Христос в тягость. Примут антихриста, так как он будет им приятен. Потому что путь его будет легок. И когда он вас усвоит, безумцы, тогда-то увидите, что ошиблись, но спасения уже не будет. Когда уже соскользнете в вечную ночь под крыло смердящей змеи, тогда будете усвоены - покаяние уже приниматься не будет, и спасения больше не будет. Быстро совершится безумный пир антихриста с грешниками на земле, как в одно мгновение ока совершится; и дом нечистого веселия обратиться в безвыходную темницу угрызения совести и печали. Тогда будете усвоены им.
    О, Господи человеколюбивый, единственный приятель людей. Тебя, только Тебя принимаем как Спасителя и спасение наше.
    Тебе хвала и слава вовеки. Аминь.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продожение в след. номере

        

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.