Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

(практическое богословие)

Епископ Рашско/Призренский Артемий

Продолжение. Начало в № 12 (30) - 14(32)

    

    Как и когда надо приступать к Таинству Причащения святых Тела и Крови Христовых?
    Искренне радуюсь тому, что сегодня, во время нашего великого морального, духовного и национального падения, есть души, которые задаются вечными вопросами из области духовной жизни. Это значит - жива душа нашего народа. К сожалению, гораздо больше число тех, которые заняты полностью земными, материальными проблемами. Но Христово стадо всегда было в меньшинстве. Не удивительно, что все осталось по-прежнему.

Литургия в храме при Детском доме в
Сергиевом Посаде    
Фото Г. Симоновой

    На вопрос о том, как и когда причащаться, можно было бы дать исчерпывающий ответ, посвятив ему несколько томов объяснений. Но я все-таки хотел бы остаться в границах краткого ответа, упомянув о самом главном. Осознавая Таинство Святого Причастия, как самый святой и самый важный момент в жизни человека здесь, на земле, ясно, что к нему нельзя приступать без определенной усердной подготовки. Следует признать, что в последние времена наш народ утратил усердие при подготовке к Таинству Святого Причащения. В народе принято считать, достаточно попоститься неделю перед Причастием, и то, предполагается пост только физический - воздержание от скоромной пищи. И только! Это ошибочное представление. Скажу: пост необходим. Но сам по себе он недостаточен.
    По учению Православной Церкви, человек состоит из души и тела. Когда мы причащаемся, то становимся целостным существом, одной единственной и неповторимой личностью, созданной по Образу Божиему. Отсюда следует, что подготовка ко Святому причащению должна быть двойственной: духовной и телесной. Телесная подготовка состоит из вышеупомянутого физического поста. Духовная подготовка более важна (настолько, насколько душа важнее тела) и состоит, прежде всего, из «духовного поста», что означает уклонение от всякого греха и всякого зла (в мыслях, в словах и в делах), а затем, из очищения души и тела в святом Таинстве Покаяния и исповеди своих ранее совершенных грехов. Без таковой духовной подготовки на основании только телесного поста, в течение недели, никто бы не смел по канону приступать к Таинству святого Причащения.
    На вопрос, когда причащаться, ответить очень трудно. На такой конкретный вопрос не существует конкретного ответа. Не потому, что он мне неизвестен, но просто потому, что нигде, никем не записано и не определено, как часто надо причащаться. Каждый человек, как отдельная личность, вступает в свое собственное взаимоотношение с Богом в Таинстве святого Причащения.
    И не подобно «соломинке на ветру», а как член и часть Тела Христова - Церкви Святой Православной. Как бы человек не был умен, сам он не может установить для себя Типикон с указаниями, как часто надо причащаться.
    Но все-таки существует одно правило, которое помогает нам разрешить этот очень важный вопрос из области духовной жизни.
    Дело в том, что всякий член Церкви Божией, который прилагает труд ради своего спасения, должен иметь духовника (не только для того, чтобы исповедовать свои грехи), но который бы по-отечески духовно руководил на пути ко спасению. В отсутствии духовного отца нельзя безопасно следовать по пути спасения и достигнуть желанного назначения - соединения с Богом, или обожения.
    Так же, как человек может иметь только одного отца по плоти, так у него может быть только один духовный отец, которому бы он полностью доверился и предался во всецелое духовное руководство. Без него не следует решать ни одной духовной (а также жизненной) проблемы. Если установлены здоровые духовные отношения между духовным отцом и духовным чадом, тогда духовник властен надлежащим образом рассмотреть ваше духовное состояние, принять во внимание ревность и труд и установить, как часто и когда следует вам причащаться, во время поста или вне поста.
    Если духовник имеет много духовных чад, то для каждого будет установлено собственное правило в отношении Таинства Причастия, в соответствии с духовным состоянием каждого чада. Точно так же, как врач в больнице прописывает разные способы лечения своим подопечным, но, прежде этого, ему следует для каждого из них поставить точный и ясный диагноз.
    В этом врачу лучше всего может помочь сам больной, подробно рассказывая историю и течение своей болезни, точно описывая, что и где болит. Без такой помощи больного ни один врач не способен исцелить его.
    Точно так же и мы можем помочь духовнику установить точный диагноз нашей болезни, на основе чего он определит спасительные для нас способы лечения и в том числе - когда и как часто нам нужно причащаться. Для этого необходимо выполнить три условия:
    1. Иметь полное доверие к духовному отцу.
    2. Быть полностью открытым и искренним пред духовником.
    3. Иметь полное и абсолютное послушание духовному отцу.
    Эти условия взаимосвязаны и вытекают одно из другого. Если не достает одного из трех или оно выполняется не до конца, то остальные два не выполнимы, и тогда духовник (какой бы высокой духовной жизни он ни был) не сможет помочь вашему спасению.
    Заблуждаются те, которые берут на себя свободу лично определять, когда и как часто им нужно причащаться, идут скользким путем, если кому-то начинают подражать или без разбору причащаются каждую неделю, не утруждая себя подготовкой к этому наисвятейшему Таинству. Такие, идущие самочинно ко спасению, рано или поздно начинают впадать в прелесть, ведь Святое Причащение может быть не только «во исцеление души и тела», но «и во осуждение».
    Да не будет у вас так!
    Многие верующие, приступая ко Святым Тайнам, не знают точно, как следует себя вести. У меня есть несколько конкретных вопросов в связи с этим. Следует ли креститься непосредственно перед Святой Чашей? Нужно ли поздравлять друг друга с принятием Святых Тайн, целоваться или пожимать руку? Кто должен первым подходить ко Святой Чаше: новокрещенные? Дети? Взрослые? Что еще следует знать, чтобы совершить этот святой чин как подобает?
    Да, многие люди в Сербии не знают, как нужно вести себя в церкви на богослужении (когда и как нужно креститься, когда следует класть земные поклоны или зажигать свечи и т.д.) и, конечно, как следует приступать ко святым Тайнам, то есть ко Святому Причащению, в чем и заключается Ваш главный вопрос.
    Ответить детально и исчерпывающе на все эти вопросы, значило бы соблюсти строгое предписание, чем сковать не только Святое Таинство, но и лишить человека естественности и простоты общения. Этого Православная Церковь, как Царство свободы и духа, никогда не совершала. Это ей не присуще. В то же время не значит, что Церковь терпит или приветствует развязность или неблагоговение во время совершения Богослужения. Нет. Церковный Устав ставит смирение, как основу или правило, в границах которого человек действует естественно.
    Подобное мы встречаем и в отношении речи.
    Существуют правила грамматики или правописания, которыми пользуются люди для выражения своих личных чувств. Есть различные направления, стили и жанры в литературе.
    И все-таки, возвращаясь к вашим вопросам, необходимо дать несколько полезных советов. Через Предание Церкви до нас дошел опыт наших православных предков, его и положим в основу ответа.
    Итак, нужно ли креститься, приступая ко Святой Чаше? В нашем ответе, касающемся Крестного знамения, мы говорили, что в старые времена верующие осеняли себя крестным знамением во всех жизненных ситуациях, при всяком деле и на всяком месте. Поэтому понятно желание верующего осенить себя Крестным знамением перед самым святым Таинством. Но это надо сделать осторожно, заранее, еще на достаточном расстоянии от священника, в руках которого находятся Святые Дары, а ни в коем случае в непосредственной с ним близости, чтобы случайно не задеть рукой Святую Чашу, так, что Святые Дары могут выплеснуться через край, ибо это будет смертным и великим грехом. Поэтому священник каждый раз призывает: «Со страхом Божиим и верою приступите».
    После Святого Причащения верующие обычно целуют Святую Чашу, выражая свою любовь и благодарность ко Господу за то, что Он удостоил нас принять Святые Дары и соединился с нами ради вечной жизни. Целовать Святую Чашу следует так же очень осторожно.
    Рукопожатие и целование после Святого Причащения как выражение радости или поздравления в Предании Церковном не упоминаются. Это какое-то новое веяние среди некоторых христиан, которым часто злоупотребляют, и причина которого - тщеславие. Суета и гордость внушают нам совершить некое подтверждение нашего достоинства. Сохраняя же смирение, следует избегать всего лишнего.
    Что касается порядка и очередности приступающих ко Святым Тайнам - это не имеет существенного значения. На практике, в основном везде, сначала причащаются дети (если они находятся впереди). Было бы уместно (не по какому-то правилу или предписанию) после детей причащать новокрещенных, священник должен заранее объяснить таковым, где им нужно стоять во время Литургии. Чаще всего на практике причащаются верующие в произвольной очередности. Главное, не следует допускать толкотни, шума и внутреннего раздражения.
    Чем глубже будем осознавать значение этого Святого Таинства, тем спокойнее будем чувствовать себя, и желание быть первым не возникнет. Но не следует стараться быть и непременно последним. Там, где окажетесь по порядку, так смиренно к святой Чаше и приступайте.
    Следует добавить, что маленьких детей до семи лет не следует готовить постом к принятию Святых Тайн, и они могут причащаться постоянно, с того момента, как только будут крещены. Конечно, с четырех-пяти лет их следует приучать к воздержанию и определенной подготовке.
    Пост для взрослых, кроме воздержания от скоромной пищи и растительного масла, предполагает и полное воздержание от употребления всякого вида алкогольных напитков, как и абсолютный пост (ничего не вкушать и не пить) от полуночи до момента причащения на следующий день.
    Вот краткое описание практических наставлений, которое далеко не достаточно для того, чтобы охватить все возможные случаи, происходящие в жизни Церкви и касающиеся Таинства Святого Причащения. Но все более воцерковляясь и совершенствуясь в добродетелях, мы потихонечку возрастем до понимания того, что происходит в Церкви, и, обогащая свой духовный опыт, мы постепенно придем в единство веры и познания Сына Божиего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). И пусть нас приведет к тому дух смирения.
    Мир вам и радость от Господа.

Продолжение следует

    

    
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.