Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
АПОСТАСИЯ

 

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО?

    Недавно у нас состоялась беседа с людьми, чьи профессии тем или иным образом связаны с проблемами межнациональных и межрелигиозных отношений. В нашей редакции побывали и ответили на вопросы читателей: настоятель храма в честь св. Георгия Победоносца священник Валерий (Прохоров), президент юридической фирмы Косенко Татьяна Васильевна и независимый эксперт-социолог Огурцов Владимир Алексеевич.

    Православная Церковь не может предпочесть власть народа Царской власти по той причине, что народоправство не есть Богоустановленная власть, ее нельзя отнести к той, о которой сказал апостол Павел: «Несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1). Говоря эти слова, Апостол имел в виду форму существующей («сущей») в его время власти, т. е. царскую самодержавную, или единодержавную власть, и все ее разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных царю. Вот почему он просит апостола Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения прежде всего за царя и за всех начальствующих, чтобы проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте (см.: 1 Тим. 2, 1-2). Только эту царскую власть имеет в виду и другой величайший апостол Петр, когда призывает христиан ей повиноваться, говоря: «Повинуйтеся убо всякому человечу созданию (т. е. всякому, по словам митр. Филарета, от Бога устроенному над человеками начальству) Господа ради, аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем» (1 Петр. 2, 13-14).
    Совершенно напрасно под апостольскими словами «несть бо власть, аще не от Бога» некоторые подразумевают наряду с царскою единодержавною властию власть республиканскую и конституционную ... Самый текст апостольского учения о власти свидетельствует, что здесь все время говорится только о царской самодержавной власти.

Святитель Серафим (Соболев)

    Наши читатели интересуются, какие требования выдвигает законодательство РФ к понятию «веротерпимость»?
    Юрист Т. В. Косенко: Законодательство РФ, в частности ее Конституция, составлена по образцу демократических государств и, конечно, в ней отведено незначительное место религии. В Конституции РФ, в Статье 14 п.1 говорится: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». А часть вторая повествует: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Таким образом, религиозные общины в нашей стране законодательно призваны жить в равноправии и веротерпимости. Естественно, слово веротерпимость не означает смешения вероучений или их полное согласие. Безусловно, любая вера изначально подразумевает индивидуальную уверенность в своей правоте, и законы о веротерпимости направлены лишь против тех, кто привык проповедовать огнем и мечем.

    А в чем тогда причина межрелигиозных и межнациональных конфликтов?
    Социолог В. А. Огурцов: Если говорить о конфликтах в нашей стране, то именно «равенство» является камнем преткновения для этнического и инославного меньшинства. Что такое наше государство? Это огромная семья, в которой, безусловно, живут вместе разные народы, но заметьте, ведь в каждой семье существует своя иерархия. Во главе любой семьи стоит отец. Мы не рассматриваем сейчас неблагополучные семьи, а говорим о том, какой должна быть правильная семья. Итак, отец - глава семейства, далее идет супруга, затем старший брат или сестра и так по старшинству выстраивается семейная пирамида.
    Что происходит, когда семейные отношения начинают строиться по принципу полного равенства всех членов? Тогда семейный уклад начинает разрушаться. Не может нормальная семья существовать по закону равенства. В таком случае семьи просто нет, а есть анархия как при батьке Махно.
    Так и в нашем государстве, как в единой семье народов, старший брат - это русский народ. Есть братья и поменьше, например, калмыки, мордвины, чуваши и прочие народности, издревле населявшие Россию, а есть и самые младшие, которые совсем недавно появились у нас: это армяне, переселившиеся в Россию в годы войны с турками, немцы, прибывшие в Россию в царствование Петра Великого, многие из них являются жителями нашей страны совсем небольшой период времени (оставшиеся после отбытия срока наказания за участие в ВОВ на стороне фашистов).
    Любому человеку совершенно ясно, что Россия - это русская страна, на ее территории русский народ является доминирующим (составляет более 85% населения). В России - также господствуют над всеми остальными русская культура и русская религия - Православие. Но это фактическая сторона. Юридически же это никак не закреплено. Дело в том, что многие законы у нас принимались под влиянием запада, с целью введения законодательной базы подобную той, которая существует в США. Но Россия - это не Америка, и никогда не будет жить по законам страны, коренное население которой подверглось варварскому истреблению.
    Фактически, все народности, проживающие в России, а также различные религиозные объединения признают первенство русского народа и Православия. Однако юридически - у нас равноправие. Поэтому находятся, я бы сказал, недалекие люди, которые хотят заставить власти оказывать им такие же почести как нашему Патриарху. Вследствие этого они начинают выдвигать свои требования: то крест хотят убрать из герба России, то ввести запрет на преподавание в школах Основ Православной Культуры.
    Священник Валерий: Парадоксален тот факт, что израильские раввины требуют наказывать людей, желающих восстановить в России Православие как государственную религию. Известно, что в самом Израиле иудаизм - религия государственная, и евреи ни за что не дозволят считать свою страну многонациональной и многорелигиозной. А ведь еврейское государство существует всего каких-нибудь полвека.
    Владимир Алексеевич совершенно верно заметил, что государство - это семья. И отцом нашего государства на протяжении многих веков был Царь. Наш православный Царь-Батюшка. И ни для кого не секрет, что в семнадцатом году прошлого столетия нашего отца свергли, а затем убили. Что же касается старшего брата - русского народа, то крови его было столько пролито людьми известной национальности, не имевшей в то время к России никакого отношения!.. А теперь мы должны признать равенство их религии с нашей, должны терпеть нападки со стороны Израиля, постоянно вмешивающегося в дела других государств.
    Нельзя молчать, надо говорить народу правду. Мы должны жить по законам, которые служили бы народу, а не порабощали народ.
    Например, для меня, русского человека, просто оскорбительно равноправие всех народов и религий в России. Это своего рода пощечина всему русскому народу, проливавшему кровь за землю, на которой он сейчас не может считаться хозяином, как прежде. Разве это не предательство? Если я стану считать, что Россия теперь не русская земля, а многонациональная, то тем самым признаю, что русский народ проиграл битву и теперь находится в оккупации. Если же дело касается юридического вопроса, то тогда следует внести соответствующие изменения в существующее законодательство, чтобы оно соответствовало действительности. Если же мы фактически пребываем в оккупации, то надо думать, как свергнуть иго, оккупировавшее нас.

Благословение преп. Сергием князя Дмитрия Донского
на Куликовскую битву             Художник С.Ефошкин            

    Не кажется ли Вам, что такие смелые выражения имеют экстремистскую направленность ?
    Юрист Т. В. Косенко: С юридической точки зрения никакого экстремизма в данном высказывании нет, поскольку Статья 28 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Экстремистскими признаются действия людей, направленные на разжигание вражды, а когда человек защищает свою веру или свою народность, то в этом нет состава преступления. Защита и нападение - абсолютно разные понятия. И если нападающий нарушает закон, то защищающий восстанавливает справедливость.
    Священник Валерий: Для меня, как для священника есть Закон, который выше законов земных, и я обязан говорить правду, не задумываясь о том, что мне предстоит понести за нее в этой жизни. Каждому человеку придется держать ответ на Страшном Суде пред Владыкой Христом, и Суд сей нелицеприятен. Потому страшнее оказаться наказанным Богом за трусливое молчание, чем подвергнуться пыткам и мучениям со стороны князей мира сего.
    Мы живем на русской земле, и потому наши законы должны составляться на основе исторических законодательств, таких как Номоканон, Судебник и прочие своды правил, испытанные жизнью наших предков и принесшие достойные плоды. Когда-то они жили по таким законам и жили славно, а нашу Матушку нашу Россию называли Святой Русью.
    Нынешним депутатам необходимо искать каноническую базу именно в исторических законодательных сводах, а не в аморальных законах ненавидящего нас и прогнившего до мозга костей запада. Что полезное мы сможем у него почерпнуть? Чему научиться?
Я недавно был в паспортном столе и увидел на стене табличку: «Кто поменял пол, обращайтесь в третье окно». В моем сознании не укладывается: как это: - «поменять пол»? Это же так противоестественно. И когда видишь, что власть поощряет такие нововведения, то становится страшно за эту власть.
    Сейчас правозащитники кричат, что человеку это право обезпечивается «свободой совести». Да нет у такого человека никакой совести. Посмотрите глубже - это же страшное оружие, направленное на развал семьи. А истинные законы всегда способствовали укреплению семейного очага. Потому что если в семье у человека лад, то и на работе порядок. Да и вообще везде, во всем обществе.
    Вспомните - апостолы заповедовали прежде рукоположения смотреть на семью будущего священника. Если у него порядок в доме: целомудренная жена, кроткие и воспитанные дети, то такого рукополагали. Как человек, не способный навести порядок в своей семье, будет наводить порядок в семье церковной?
    Думается, что и нам не только в Церкви, но и в обычной жизни необходимо выбирать в правители таких людей, которые сами ведут благочестивый образ жизни, и в семье у них полный порядок. А что мы видим сейчас? Редко кто из правителей думает о благочестии. Все помышляют только о том, как набить карманы да удержаться подольше в своем кресле.
    Нам, определенно, надо обратить внимание на законы, которые призваны регулировать нашу жизнь. Ведь законодательная система так же, как и культура, имеет свою национальность. Думается, что господа депутаты, юристы и прочие законотворцы не станут на это возражать.
    Социолог В.А. Огурцов: Отец Валерий абсолютно прав. Действительно, каждое законодательство имеет как бы свой собственный дух. Так, русские своды законов значительно отличались от римского канонического права. У шведов была одна тенденция к законодательной базе, у евреев другая. Более того, в основе законодательства каждой народности лежала религия, которую исповедовал тот или иной народ. Так, евреи изначально находились под талмудическим влиянием, что привело к разрушению Израильского государства еще в 70-х годах первого столетия нашей эры. Грузинская законодательная база видела источником своих правил Евангелие, отсюда у грузин просматривается в древних законах благоговение и благородство...

    Тем не менее, возвращаясь к сегодняшнему законодательству РФ, хотелось бы определить место тем законам, которые запрещают возбуждать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Что под этим подразумевается?
    Юрист Т. В. Косенко: В Статье 29 п.2 Конституции РФ говорится: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Однако в пункте 3 поясняется: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
    Надо различать призыв к ненависти и уничтожению представителей религиозных или этнических групп от обличения в неправде и не правоте вероисповедания. В первом случае - призыв к уничтожению является нарушением законодательства, а во втором - в какой-то степени даже обязанностью. Поскольку в Статье 44. п.З говорится: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». А какое историческое наследие у России? - Безусловно, русское и православное.
    В данном случае - хранить Православные русские традиции - обязанность каждого гражданина России, независимо от его вероисповедания или этнической принадлежности. Поэтому когда в России проводятся кощунственные выставки или прочие мероприятия антиправославной направленности, то это является явным нарушением законодательства, и такие незаконные действия инородцев должны пресекаться со всею строгостью.
    Священник Валерий: К сожалению, у нас законы действуют как-то однобоко. Если заденут случайно кого-либо из евреев или мусульман, то происходит притягивание законов, как говорится, «за уши», и шумихи при этом - на весь мир. А когда русские погибают сотнями от рук мусульманских, еврейских и прочих нацистов - тогда ничего, тишина, и террористы при этом остаются, как правило, безнаказанными. Конечно, в данном случае виноваты не законы, а люди, направляющие их в необходимое русло. Бог им Судия...

    Почему же все-таки возникают религиозные конфликты?
    Священник Валерий: Религиозные конфликты были и будут до скончания века. Ведь что такое религиозный конфликт с духовной точки зрения - это сражение за «право» на истину. Иными словами в основе каждого религиозного конфликта лежит желание утвердить свою «правоту» силой. Исторически ислам считается религией, насаждающейся при помощи огня и меча. Но бывают и иные причины конфликтов.
    К примеру, причина войны между иудаизмом и исламом заключается в том, что на месте древнего иудейского храма сейчас находится мечеть Омара. Иудеи желают ее снести, чтобы начать строительство нового храма, а исламисты и не думают уступать. Пока мусульмане будут в силе, иудеи не посмеют разрушить стены Омара. Разве можно разрешить этот конфликт? И та, и другая религия очень агрессивны, и законы об экстремизме, я так понимаю, написаны именно по отношению к ним.

    Вот вы сейчас высказали обвинения по отношению к иудаизму и исламу. А не является ли такая оценка тоже в какой-то степени экстремистской?
    Священник Валерий: К сожалению, сегодня среди православных, даже в кругу священников, можно услышать мнения о том, что ни в коем случае нельзя говорить плохо о других религиях. Что в своих суждениях надо проявлять корректность и толерантность. А ведь это - лукавство. И если говорить точнее, то предательство своей веры.
    Кто из нас, православных не знает из Евангелия о том, что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12).
    Только Христос наш Спаситель. Или не читали, что один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5)? А если читали, то знаете, что вне Православной Церкви спастись невозможно.
    Долг каждого христианина - не взирать молчаливо на погибающую в заблуждении душу, будь то иудей или эллин или магометанин, а постараться всевозможными путями обратить ближнего на путь спасения - в веру православную.
    Кто так поступает, тот блажен. Пусть тот знает, - говорит апостол Иаков, - что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20). А кто, лобызаясь с еретиками и иноверцами, утверждает их этим самым в ереси, тот погубил душу свою для Царствия Небесного. Думая о себе, что поступает по любви, такой, напротив, проявляет человекоугодие и, как блудницей, увлекается прелестью бесовской в объятиях сатаны. Пусть не думают такие, что они стяжали любовь более Апостола любви, святого Иоанна Богослова. Они улыбаются еретикам и с почестями препровождают их на почетное место, а святой Апостол отвращался и гнушался врагов Христа, заповедуя и нам: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10-11).

    Бытует мнение, что христианин не должен брать в руки оружие, что надо только молиться и все. Что Вы на это скажете?
    Священник Валерий: Что такое понятие «христианин»? Это воин Христов. Во-первых, боец, непрестанно сражающийся внутри себя со страстьми и похотьми, с духами злобы поднебесной. Во-вторых, христианин - это ратник на поле словесной брани с еретиками и иноверцами. Мы должны всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр. 3, 15). В-третьих, христианин - защитник своей семьи и своего Отечества. В данном случае любовь проявляется на деле, когда мы жертвуем безопасностью своей жизни ради жизни близких нам людей - наших собратьев по вере и по крови.
    О непротивлении злу насилием много говорил отлученный от Церкви Лев Толстой. Это его секта пустила яд в суждения современной интеллигенции, пытающейся извратить православное учение. Даже некоторые архиереи говорят, что всякое противление есть учение от диавола. Мол, это он у нас первым воспротивился Богу, а потому, кто не подчиняется решениям власти или повелению епископа, тот бунтарь. Однако апостолы заповедали рассматривать повеление от Бога ли оно или от супостат наших. И если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, - говорит св. апостол Павел, - да будет анафема (Гал. 1, 8).
    Противиться лжи - это апостольская заповедь. А толстовская ересь непротивления опровергается Житиями святых нашей Православной Церкви. Разве святитель Николай не противился еретику Арию? Или святой Максим Исповедник не восстал против всего восточного епископата? Может быть, святителя Марка Эфесского следует назвать бунтарем из-за того, что не подписал унию с латинянами? Хотя все остальные восточные патриархи и епископы ничтоже сумняшеся подписали. Может быть и святые мученики были бунтарями, когда противились повелениям властей принести жертву богам?
    Христианин - это не послушная марионетка в руках любой власти, будь то церковная или светская. Христианин - это воин, противоборствующий греху. Святой апостол Иаков говорит: противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7). Вот призыв к противлению ради святости жизни, ради Истины!
    Сам Господь наш Иисус Христос научает нас быть твердыми и безкомпромиссными в вере: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37).

    Некоторые приводят случай, бывший с преподобным Макарием Египетским, который, встретив языческого жреца, поприветствовал его, и тот пошел за Макарием и стал христианином. Как объяснить такие действия святого?
    Во-первых, преподобный Макарий изначально имел цель: обратить жреца в Христианство и немало беседовал с ним об этой вере. И, как свидетельствует святитель Игнатий Брянчанинов, жрец пошел за Макарием, т. е. уже уверовал.
    Во-вторых, жрец был язычник, а не еретик. Он не был заражен еретическим ядом. Как известно, язычникам дозволялось заходить в храм и присутствовать даже на литургии до ектении оглашенных. После чего оглашенные из язычников исходили из храма, и начиналась литургия верных, где могли молиться только православные.
    Как видите, разница между язычником и еретиком огромная. И всегда необходимо иметь рассуждение. Если человек желает найти истину и разобраться в каких-либо вопросах веры, то к таковому, конечно же, необходимо проявить особое внимание и заботу.
    А если он приходит к Вам не ради поиска Истины Православия, а ради утверждения своей ереси, то такому у нас на Руси говорили: «Вот тебе Бог, а вот порог»...

Беседовал Дмитрий Морозов

        

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.