Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
РУССКИЕ ПАТРИОТЫ

 

Христианство и современный прогресс

И.С. Аксаков

(Родился 26 сентября / 9 октября 1823 г.)

 
    Нельзя не поражаться узостью и ограниченностью понимания сторонниками «современного прогресса» мировой задачи христианства: то взваливают на него ответственность - зачем в течение почти двух тысяч лет оно не водворило на земле всеобщего благополучия; то обвиняют его в непрактичности, в том, что христианский идеал стоит вне действительной исторической жизни человечества. Но какой же бы это был идеал, если бы он приходился в мерку данного исторического момента, исчерпывался им весь, весь в него воплотился!..

     В том-то и дело, что идеал христианский вечен, вне условий места и времени, вне преходящих форм бытия, предносится пред всем человечеством, не укладывается в жизнь, всегда выше ее, не мирится с нею, вечно будит человеческое общество и стремит его вперед и вперед. В том-то и дело, что одновременно, например, с кипящею враждою народов, сквозь бранные клики и шум оружия, не перестает раздаваться в христианских храмах этот непрактический вечный зов к братской любви и миру... Так называемый «прогресс»... высоко выкинул знамя «любви к человечеству», и при этом отрекся от Бога. Но не одно и то же любовь к человечеству, или «гуманность», «и любовь к ближнему» Христа. Ибо христианская заповедь о любви к ближнему нераздельна с заповедью о любви к Богу... Как любовь к Богу, понятая вне любви к ближним, есть ложь и логически приводит к безверию, к отрицанию Божественной Истины (за примером ходить недалеко: стоит только вспомнить инквизицию с ее кострами во имя Христово); так и любовь к ближним вне любви к Богу, т.е. вне Божественно-нравственной основы, в конце концов ведет к отрицанию ближних, к человеко-ненавидению... Разве мы не видим, как под знаменем прогресса проповедь гуманности, отрекшейся Бога, становится постепенно проповедью разрушения и человекоубийства, и проповедь эта с каждым днем расширяет круг своего действия?
    Нет никакого сомнения, что девиз первой французской революции: «свобода, равенство, братство» - евангельского происхождения... Но именно оттого, что они [революционеры] эти принципы пообчистили от их Божественной сущности и низвели их на степень юридических понятий, в их девиз и на их знамя не попало то слово, в котором одном - основа и жизненная сила всех вышеизложенных христианских начал: это слово «любовь». Оттого и вышло на деле самое вопиющее противоречие: провозглашенные революцией начала стали девизом террора! Последнее же слово революционного логического прогресса - анархия, тирания...
    Да и разве идея братства, идея, христианством впервые внесенная в мир, существенно христианская, - разве не представляется она бессмыслицей на знамени революционного рационализма, так как для нее нет никаких логических, рациональных оснований? Разве идея братства мыслима вне идеи сыновства, вне христианского понятия о едином Отце, т.е. о Творце - Боге, Который же есть и Любовь?.. Да и может ли быть обязательным чувство братства там, где отвергается обязательность всякого нравственного закона и даже самое понятие об абсолютной нравственной правде?
    Самые начала «свободы и равенства», - понятые вне их нравственной христианской основы, с одной внешней формальной стороны, - ведут логически: первое - к разнузданности, к своеволию; второе - к безумному, вооруженному насилием протесту против самой природы, против неравномерности свойств пола, возраста, даже даров духа, от воли человека не зависящих.
    Истощаясь в усилиях уравнять человечество по своей внешней логической мерке, ревнители-«прогрессисты» безотчетно стремятся понизить его, хотя бы способом самой тиранической нивелировки, до самого низменного, действительно общего уровня, и убить, наконец, самую свободу и разнообразие жизни...
    Одним словом, все эти либеральные принципы, сдвинутые с основы христианского миросозерцания, логически приводят к абсурду: прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода - деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет (уже совлекает с себя) и образ человеческий, и возревнует об образе зверином.

Душа Родины

И.С. Шмелев

(Родился 21 сентября / 4 октября 1873 г.)

 
    Я не собираюсь учить любви к Родине. Я хочу попытаться сказать - за что... - подумать о том, как найти Родину и сделать ее своей и светлой.

    Что это значит - найти Родину? Прежде всего: душу ее почувствовать... Не землю только, не символ, не флаг, не строй... Что же родное в ней? Все, что заставляет трепетать сердце, что переплеснулось в душу, как через один взгляд неожиданный вдруг перельется из родных глаз бездонное, неназываемое... без чего - нельзя. Ей шепчут в ночи признания. Ее в снах видят. Она смотрится в душу родным небом, солнцем и непогодами. Она говорит нам родной речью - душою слов, своими далями и путями... Вяжет с собой могилами... Вливается в сердце образами Великих, раскидывается в летописях и храмах, в куполах, в колоколах... Чуется вся в свершенном, зовет-увлекает далями. В путеводных огнях-маяках видится нам ее Дух-водитель - Бог ее!..
    Есть многие души российские, которые знают сердцем. Они Бога в душе несут, душу России хранят в себе. Они за нее боролись безотчетно, отдавали себя в порыве. Они Правду России чают. Из них первые - горячая молодежь наша. Из них первые - истинные сыны народа, не от сословий и не от классов, а от целой, живой России... Они на своих знаменах унесли незапятнанное, полное тайны имя - Россия. Они не сдались. Они вернут России ее Имя-Душу!.. Они знают и чутко верят, что нужно Величайшее положить в основу, - Слово Животворящее, Слово Бога. Будить и поднимать души, звать - к подвигу:
    «Да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет!» Грядем, Господи! Мы берем Крест, и мы понесем Его! И жизнь освятим Крестом! Души свои отдадим на Крест! Умеющие слушать да прислушаются к душе России! Она им скажет пути свои, пути Божии, пути прямые... Душу свою выковать для этих путей надо!..
    Миссия, миссия России! Вот она, миссия, - Бога найти Живого, всю жизнь Богом наполнить, Бога показать Родине и миру!.. Иначе - смерть. Во имя сего - стоит дерзать, дерзать!.. И тогда только окупится вся кровь и все муки; только таким дерзаньем!

1924 г.

 

В.И. Даль, автор «Словаря русского языка»

(Умер 22 сентября / 5 октября 1872 г.)

 
    Владимир Иванович Даль (1801-1872) учился в Морском кадетском корпусе, служил мичманом. Оставив флот, окончил медицинский факультет в Дерпте и работал военным врачом. Во время русско-турецкой войны 1829 г. участвовал в сражениях и приобрел славу искусного и решительного хирурга. В польской кампании (1831-1832 гг.) отличился с необычной для медика стороны: под его руководством был сооружен мост через Вислу, спасший большой русский отряд. Тогда же он защитил диссертацию по трепанации черепа.

     Но прославился Даль как языковед-собиратель фольклора (русские сказки, были, пословицы) и, особенно, - созданием четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1867 гг.), за что был удостоен Ломоносовской премии Академии Наук и звания почетного академика.
    Работу по составлению словаря Даль начал еще в 1819 г. и вел ее все годы наряду с другими занятиями. Талант же его был чрезвычайно многогранен: он был подлинным «универсалистом» (по выражению его современника, врача Пирогова). Так, в 1838 г. Даль избирается членом-корреспондентом Академии Наук - по естественным (!) наукам за собрание коллекций по фауне и флоре Оренбургского края. После этого, в 1839-1840 гг., вновь участвует в военной кампании (Хивинский поход).
    Играет на многих музыкальных инструментах и прекрасно поет. Вытачивает изделия из дерева на токарном станке. Пишет прозу.
    Литературные очерки под псевдонимом «Казак Луганский» приводят его к дружбе с А.С. Пушкиным, которого Даль сопровождает в поездке по местам Пугачевского бунта; после дуэли дежурит у постели смертельно раненого поэта. Даль был дружен и со славянофилами - братьями Киреевскими, Хомяковым и др.
    В 1830-1840-е гг. выходят многочисленные повести Даля, получившие признание и в писательском мире, и у читателей. А в 1847-1849 гг. - его учебники по зоологии и ботанике. В последние годы жизни он перелагает для детей сюжеты из Священного Писания.
    Став чиновником по особым поручениям в Министерстве внутренних дел, Даль пишет «Исследование о скопческой ереси» (1844 г.), а также «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их» (1844 г.). Это исследование, подтверждающее десятки судебно установленных фактов ритуальных убийств, было издано малым тиражом для служебного пользования. Так этот человек нерусского происхождения (отец - датчанин, мать - немка) стал выдающимся русским ученым и деятелем народной культуры. Посетив еще молодым кадетом Данию, он писал: «Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что Отечество мое - Россия, что нет у меня ничего общего с Отчизною моих предков».

            
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.