Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
СТОЯНИЕ В ИСТИНЕ

 

Преподобный Иустин: «Я должен защищать путь, по которому иду»

    Преподобный Иустин (Попович), сербский святой, широко почитаемый православными как в Сербии, так и в России, в 20-х годах прошлого столетия в Сремских Карловцах издавал и редактировал журнал «Христианская жизнь». Вот как об этой деятельности своего духовного отца пишет иеромонах Афанасий в «Жизнеописании отца Иустина»:
    «... Подвижник и ревнитель во всяком богоугодном деле, отец Иустин был таким в трудах по просвещению церковного сознания в нашем народе и по утверждению критериев православной церковности. С детства возлюбив правду, а тем более сейчас, будучи монахом-подвижником и святоотечески просвещенным богословом, он по любви к Истине и правде, подобно любезным ему святителям, особенно св. Иоанну Златоусту или святым студийским монахам, откровенно высказывал свои мнения, а иногда и критические суждения о событиях церковной жизни и поступках отдельных церковных лиц или властей. Поднимая злободневные вопросы церковной жизни и отвечая на них, иеромонах Иустин как редактор журнала, не только «критиковал», как некоторые тогда и впоследствии злонамеренно утверждали. Была, разумеется, и критика, но в основном это была положительная православная оценка или же переоценка событий и времени, в которое он жил и работал; это были братские и сыновние предупреждения и мольбы, была поддержка и благодарность, где это требовалось, были и вдохновенные пророческие прозрения. Все его публикации того времени, а особенно статьи, и по сей день нисколько не утратили своей злободневности и актуальности, ибо все они проникнуты святоотеческим, благодатно-свободным духом и любовью к Церкви Христовой и спасению людей. ...
    «Легко быть римо-католиком, - писал он в то время, - еще легче быть протестантом, но тяжело, очень тяжело быть православным. Ибо быть православным - значит быть в непрестанном подвиге от человека к Богочеловеку, быть в непрестанном устроении себя богочеловеческими подвигами».
    Между тем некоторым служителям Церкви, включая и высокопоставленных, эта деятельность не нравилась. Надо было обладать духовным мужеством и подвижническим самоотвержением и самообличением, чтобы взять на себя бремя указывать людям на Истину и напоминать о ней, вскрывать лукавство и неправду, что никогда людьми легко не воспринималось. Раздались реплики недовольства в адрес «Христианской жизни» и ее сотрудников, т. е. в основном в адрес отца Иустина. Отец Иустин сам сознавал и чувствовал, что вокруг него происходит, но от своей любви к Истине и правильности в служении Церкви Христовой не отступал никогда в жизни. Вот что он сам пишет о «Христианской жизни» спустя два года после начала издания журнала: «„Христианская жизнь" изобилует благословениями многих читателей, но есть и такие, которые ее бранят. Если бы не было этих последних, „Христианская жизнь" не была бы христианской, ибо все, что Христово, - „камень преткновения", „камень соблазна". „Христианская жизнь" знает, что хочет, а хочет она того, чего хочет единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, поэтому она и встревожила тех, которые этого, по крайней мере, отчасти, не хотят. Православная Церковь - это нечто столь святое, столь пречистое, столь вышеестественное и благодатное, что ко всему церковному должно приступать „со страхом Божиим и верою", ибо приступаем мы к живому Господу Иисусу. „Христианская жизнь" непрестанно взывает к такому священному, православному образу служения в Церкви... Она непрестанно исповедует, что Господь Иисус Христос Духом Святым через Святых Отцов управляет Церковью.     Мы не себя проповедуем, а Господа Иисуса Христа через Святых Отцов, поэтому „Христианскую жизнь" не любят те, кто проповедует сам себя, кто восхищает себе место Святых Отцов, кто вечно потворствует духу времени... Мы не перестаем подчеркивать, что в Церкви лучше всех мыслят Святые Отцы, ибо они мыслят Духом Святым... Есть и такие, которые призывают к реформам в Церкви, не чувствуя того, что все реформы в духе времени губительны для Православной Церкви. „Христианская жизнь" выступает против этого; она выражает православное мнение, когда утверждает, что в святых нам показан православный путь преображения личности и преобразования общества: преобрази прежде всего себя благодатью Духа Святого, а Господь Сам через тебя преобразит других. Мы обращаемся за помощью к реформам потому, что отступили от наших незаменимых Святых Отцов и подвижников, заразились поверхностным западным реформизмом. Мы забыли заповедь: Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2)»....
    Летом 1927 г. преподобный Иустин формально был «перемещен», на самом деле - изгнан в Призрен. За этим «перемещением» стояло ясное намерение изгнавших отца Иустина прекратить деятельность журнала «Христианская жизнь». ...Отец Иустин не печалится и не сожалеет о собственном гонении и страданиях. «Человек человека гонит, моль гонит моль, - писал он. - Что в этом страшного? Ничего». Не скорбит он даже и о журнале «Христианская жизнь». Но живо ощущает необходимость защищать свой православный путь, ибо этим он защищает Истину.
    В этой связи он пишет: «Я должен защищать путь, по которому иду, не потому, что это мой путь, а потому, что это путь Христов, Он его открыл, Он его проложил, Он его обезопасил. Это первый и единственный путь из смердящей бездны земли к вершинам благоухающего неба. Первый и единственный - другого нет. Все остальные пути сворачиваются в кольцо безысходных ужасов. Его путь - это Его безкрайняя и безконечная Богочеловеческая Личность. Как только человек вступает на него, он вступает в вечную Истину и в вечную Жизнь, ибо Путь, Истина и Жизнь единосущны в Господе Иисусе Христе... Жалка человеческая душа и прежде смерти, и после смерти, если чудотворящий Господь не выведет ее на Свой Богочеловеческий путь. Этот путь Христов сохраняется в Православной Церкви Духом Святым через Святых Отцов...
    Если я - Иона на корабле Сербской Церкви, то бросьте меня в море, только пусть утихнет буря, только пусть спасется корабль. А меня, может быть, какой-нибудь гостеприимный кит примет в свою утробу и, когда нужно, выбросит на берег... Всякое страдание благо ради незаменимого Господа. Чем больше страданий ополчается против веры моей, тем глубже она зарывается в мое сердце. Для христианина страдания - это очищение, весна для души, освежение, омоложение...
    В борьбе за Православие я святоотеческим путем прямо следовал Православной Истине Христовой и никогда не угождал людям, ибо если бы я еще и людям угождал, то не был бы и самым последним рабом Христовым. Я непрестанно убеждаюсь, что лишь усвоением святоотеческого сознания и подвижнического понимания Православия может ожить наше замершее, наше парализованное чувство церковности... И пока в нашем разуме кипит мир, и грехи наши живут в нас, христолюбивая православная душа тоскует по соборной со всеми святыми жизни в Господе Христе, по соборным со всеми святыми трудам и подвигам в нашей многострадальной Церкви, тоскует и молитвенно вопиет: „Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Тебе, Господи!"».

Собрание Творений
преподобного Иустина. /
Под ред. А.И. Сидорова. - М.:2004.

Перевод с сербского С. Фонова

Богочеловеческий консерватизм и некоторые наши церковные модернисты

Все стареет земля, все стареют небеса, все стареет мир; давно он произошел от рук Божиих, и сейчас человек бросает себя в клетку материализма, рыча от воздыхания сердечного. Нынешний деформированный, изуродованный мир все тоньше чувствует оскорбления со стороны измученного человека. Человек же, израненный, из одного бунта стремится перейти в новый и новейший бунт. Пока его многострадальный дух вскипает в страшном пекле мученичества, он хватается за всякие модернизмы и пытается с их помощью освободиться от стареющего мира. Но все это лишь пластыри на глубоких живых ранах. Бездонна мировая болезнь, и человек никак не может уничтожить ее в корне. Требовалось, чтобы Сам Бог сошел в тело, в материю, отыскал корень мировой болезни и решительно вырвал его. Таинственный Господь Иисус совершил это. В Нем было положено обновление состарившегося мира и обожение осатанелого человека. Этот процесс одновременно глубоко личный и глубоко соборный. Он протекает руслом многострадальных богочеловеческих подвигов. Господь Иисус возвращает человека в изначальное Адамово состояние, в Богообразие. Спаситель пришел к человеку, чтобы вернуть его не Моисею, не Аврааму, но - Адаму Безгрешному, который жил во Святой Троице. Восстановить Адамово богообразие - вот цель Христова, вот ожидание православных, которые устремляются к отображению древней доброты. Достигается это благодатно-богочеловеческими средствами. Спасительный подвиг Христов - возвращение человека Богу, возвращение его на тот фундамент, с которого он был сброшен грехом. Вот что составляет богочеловеческий консерватизм Христов. Это восприняли Апостолы и за ними Святые Отцы: насколько человек Христом возвращается назад к своему началу, настолько же он идет вперед к своему завершению, так как Христос есть начало и конец, Альфа и Омега.
    Некоторые наши церковные модернисты непрестанно везут с запада в нашу среду римо-католические и протестантские модернизмы. И во имя этих поверхностных модернизмов они устраивают громыхающие походы против благодатно-богочеловеческого консерватизма Православной Церкви. Не надо обольщаться: римо-католики и есть самые радикальные модернисты, поскольку фундамент Христианства перенесли с вечного Богочеловека Христа на гнилого человека - папу. И еще провозгласили это самым главным догматом.
    Протестанты всего лишь подхватили этот догмат и разработали его до ужасающих деталей. Православие живет и действует под знаком богочеловеческого консерватизма, и, опираясь на апостольско-святоотеческое прошлое, оно шаг за шагом продвигается к неизвестному будущему. Поступая так, оно исполняет завет Христов. Когда «Христианская Жизнь» напоминает и призывает вернуться к Апостолам, к Святым Отцам и через них - ко Господу Иисусу Христу, то для православных христиан это значит: вперед, к неизменному Господу Иисусу!
    Пути Церкви - пути Господни: проклятие поражает тех, которые совращаются с прямых путей (Ср.: Деян. 13, 10). Кто я такой, и кто ты, чтобы самопроизвольно менять пути Церкви через историю? Есть благодатный призыв духоносных Отцов: святого Серафима Саровского, святого Прохора Печиньского, святого Саввы, святого Иоанна Кронштадтского. А наше призвание - идти за ними молитвенно и смиренно, если не желаем рычагом гордости вышвырнуть себя из соборного единства с Церковью. Модернистические salto mortale не в духе Православной Церкви. Желаешь ли сделать шаг вперед, сопоставь его с тем, что советует тебе Дух Святой через богоносных Отцов и Святые Вселенские Соборы. Не оступишься ли, не ослушаешься ли, поступишь ли по их слову - да не поставишь себя выше Вселенских Соборов, и тем самым да не навлечешь на себя все анафемы.
    Если наша поместная Церковь желает оставаться православной и далее, то всякий шаг, который собирается предпринимать, должна совершать соборно: со всеми Апостолами, со всеми Мучениками, со всеми Исповедниками, со всеми Святыми Отцами.

«Христианская жизнь».
Срем-ские Карловицы. 1925 г.

Перевод с сербского Екатерины Василевич

    

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.