Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

Слово на Покров Пресвятой Богородицы

Святитель Димитрий Ростовский

(Память 21 сентября / 4 октября)

    Когда праведный Судия восхотел наказать весь мир водами потопа, тогда оставил одно прибежище спасения для всех видов животных - ковчег Ноев; и кого не было в этом ковчеге, - все погибли, а всякий, кто был в нем с патриархом Ноем, спасся от потопной смерти. Подобным образом тот же нелицеприятный Судия, уготовляя вечное наказание грешникам по кончине мира потопом огненным, дал всему роду человеческому одно изряднейшее прибежище спасения - Пречистую Деву Марию, днесь простирающую над нами омофор милосердия своего; и кто прибегает под Покров Ее, тот удобно может спастися, а кто не хочет прибегать под Покров этот, несомненно погибнет в вечно огненном озере.

Рис. Дм. Полякова

    А когда Моисей Боговидец, вождь Богоизбранный, должен был перевести израильтян через пучину Чермного моря, вслед же себе имел гонителя фараона с многочисленными полками; тогда в защиту приял от Бога облак столь чудодейственный, что он был вместе и светел, и мрачен: светел - для верных людей израильских, мрачен - для неверных египтян; тем - для удобного прохождения через море, а сим - в препону гонительства. Тот же облак дивно изменялся и для самих израильтян, сообразно с потребностями их: ночью он был огневиден для освещения пути, а днем осенял только для прохлаждения от зноя. Был же он и путеводителем в Землю Обетованную: ибо, когда поднимался с места, тогда поднимались и полки израильские; и когда останавливался, останавливались и израильтяне. И мы, Новый Израиль, имеем днесь подобный тому облак, данный нам от Бога в защиту и пособие - Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, явившуюся ныне на воздухе. Она есть облак, освещающий нас благодатию Божиею, гонителя же фараона геенского помрачающий своею силою Божественною, да не возможет настигнуть нас и погрузить в море геенны. Она светит нам в нощи греховной, чтобы мы не заблудили от пути Земли Обетованной в пустыню вечной погибели. Она осеняет нас своим Покровом во время зноя - праведного гнева Божия, да не сожжены будем яростию Его. Она - вождь нам в Иерусалим Небесный. Нам остается становиться и воздвизаться по Ее указанию. Она обыкла становиться только на станах всяких добродетелей, душевных и телесных, и мы должны останавливаться на тех же станах. Движение Ее было всегда от силы в силу, от добродетели к добродетели, от заслуги к заслуге, от земного к Небесному, от нижнего к Горнему, от юдоли смирения на высоту любви и Богомыслия: и мы должны подражать Ей, по мере сил наших, отступая от земного мудрования и восходя к Небесному, если только желаем войти в Землю Обетованную.
    Некогда Пророк Ездра, получив от Царя Кира грамоту свободы, дарованной народу израильскому, по которой народ этот мог исходить из Вавилона, из всей Персидской и Мидийской земли в Отечество свое, не медля, объявил грамоту эту всем заточенным израильтянам. Так и Пресвятая Дева Мария, по молитвам и заслугам своим, получивши от Царя Вселенной свободное возвращение нам из земного изгнания в Отечество Рая Небесного, из Вавилона в Горний Иерусалим, являет днесь в церкви Влахернской честный омофор, извествуя тем, что каждый под ним безопасно может возвратиться в Отечество Небесное, в какую бы дальнюю страну беззаконий ни заточил себя.
    Течем же, братие, скоро под Небесный Покров Ее, с умилением взывая: «Под кров Твой прибегаем, Богородице Дево; молитв наших не презри во обстоянии, но от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная!» Простирает Преблагословенная Матерь Пречистые руки свои на воздухе с омофором над нами, созывая нас под криле милости своея и желая сохранить нас от врагов видимых и невидимых, подобно, как кокош, простерши крылья, созывает птенцов своих, чтобы укрыть их от хищных птиц и вместе согреть собою. Но боюсь, чтобы и Она не сказала о нас, Новом Израиле, то же самое, что сказал Сын Ее об Израиле ветхом: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте (Мф. 23, 37).
    Ибо многие из нас не хотят притекать под кров благоутробия Ее. Это суть некающиеся о грехах своих, неудаляющиеся от злоб мира, служащие мамоне и чреву, повинующиеся страстям плоти и всем сердцем держащиеся суеты мирской. Но, хотя и много непритекающих под кров Ее, однако, Она простирает омофор благоутробия своего и призывает к себе благих и злых, чистых и нечистых, да спасает всех, уподобясь ковчегу Ноеву, в котором спаслись животные чистые и нечистые. Спасает Пресвятая Богородица злых и нечистых людей, но, если они, подобно животным в ковчеге, преложат ярость свою в кротость; ибо в ковчеге не терзал лев оленя, ни ястреб голубя, ни волк овцы, ни медведь коровы, но все стояли кротко; так и грешные люди должны изменить свой нрав под кровом омофора Владычицы нашей, чтобы спастись от вечной погибели; иначе будут изгнаны и погибнут.
    В Книге Пророчества Даниилова пишется, что Навуходоносор Царь видел во сне некое величайшее древо посреди земли, высота которого касалась небес, а широта простиралась до пределов земли, листвие его было прекрасно по виду, и плоды на нем безчисленны и достаточны к пропитанию всех; в ветвях его гнездилось множество разнородных птиц, а внизу жили скоты и звери и питались плодами его.
    Древо это, по толкованию Пророка Даниила, означало самого Навуходоносора, но духовно можно изъяснить его о Пречистой Деве Марии, которая есть жезл, прозябший от корене Иессеова.
    Древо безмерно велико, потому что высота заслуг и чести Пресвятой Девы превосходит Небеса и все силы Небесные, а широта славы Ее простирается во все концы земли, по пророчению Ее же самой: Се бо, отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1,48). Листвие Покрова Ее доброзрачно и может покрыть всех, притекающих к Ней, может спасти как от зноя греховного, так и от гнева Божия. Плод Ея благословен, как и сказано о Нем: Благословен плод чрева твоего (Лк. 1, 42). Да и само древо, ради плода своего ублажено такими словами: Блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал (Лк. 11, 27).
    Плод же сей - Бог воплотившийся, так обилен, что удовлетворяет потребностям каждого. Алчет ли кто? Он есть Хлеб, как и Сам о Себе сказал: Аз есмь хлеб животный (Ин. 6, 48). Жаждет ли кто? Он есть Источник Воды, от неяже «пияй не возжаждется вовеки». Болеет ли кто? Он есть Врач Небесный. Нищ ли кто? Он есть Сокровище Неоскудеваемое. Печален ли кто? Он есть Утешитель. Горестно ли кому? Он есть Сладость. Жить ли кто желает? Он есть Живот. Умирает ли кто? Он есть Воскресение наше. Всех питает и оживляет Он Пресвятым Своим Телом и Животворящей Кровью в Божественных Тайнах. В ветвях же благодати того древа, как птицы небесные, почивают все святые и праведные, ибо ходатайством Пречистой Девы спасаются. Под ветвями древа живут скотие и звери - это грешники, спасающиеся от казни Божией по заступлению Богородицы; живут же они под кровом Ее не для того, чтобы оставаться навсегда зверообразными, но чтобы переменить нрав свой во благое; иначе будут извержены из-под крова Ее.
    Итак, кто хочет почивать в сени древа сего, тот совлечет с себя одежду греха и облечется в одежду нового человека, обновляемого Духом; кто желает покровен быть омофором заступления Божией Матери, тот да притекает с любовию под кров крилу Ея. Се бо простирает над нами крило благоутробия своего, да соделает нас чадами Божиими и сонаследниками Христу. Ему же подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и животворящим Духом ныне и в безконечные веки. Аминь.

         

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.