Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Святитель Николай Сербский «Духовный сад»

(главы из книги)

Продолжение. Начало в №№ 16 (34)-18 (36)

 

 

Беседа «О свидетельстве Бога о Боге»
Если я свидетельствую
                      Сам о Себе,
то свидетельство Мое
               не есть истинно
                          (Ин. 5, 31).

    Так говорил Господь одному ложному и лживому роду. Эти слова предназначались старейшинам еврейским, как поучение и как изобличение.

    Они не верили одному человеку, если он сам о себе говорил, но требовали двух свидетелей. Не надо, братья, и думать о том, что Господь Иисус о Себе говорит не Истину. Просто евреи не считали это Истиной. Отсюда, по толкованию наших Святых Отцов, говорится: «свидетельство Мое не есть истинно». Надо понимать так, что оно не было истинно в глазах евреев, а всякое слово, произнесенное Господом Иисусом о Себе, есть истинно, об этом Он сказал в другом месте: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно (8, 14). Здесь Господь учит, а там обличает; здесь он подтверждает то, что есть, а там - изобличает то, что казалось евреям. Евреи не верили Его свидетельству о Нем, но требовали другого свидетельства. И Он им привел три огромных свидетельства: во-первых, свидетельство Своих Собственных дел: Ибо дела, ... Мною творимые, свидетельствуют о Мне (5, 36); во-вторых, свидетельство Отца Своего Небесного, Который свидетельствовал о Нем на Иордане и на Фаворе: И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне (5, 37), и, наконец, в-третьих, свидетельство Священного Писания: Исследуйте Писания,... они свидетельствуют о Мне (5, 39). Какие же еще свидетельства требуются человеку даже со скудным разумом? Но у старейшин еврейских разум был так помрачен, что не могли они ни видеть, ни понимать что-либо. Когда Господь человеколюбивый сделал все, что надо было для спасения старейшин еврейских, и когда они отклонили все свидетельства, чем отказались от своего спасения, тогда Он им сказал: Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно (5, 31).
    О, братья мои, не будем же с каменными сердцами отталкивать спасение свое, как те ослепленные старейшины. Не будем же искать каких-либо свидетельств других, но поверим тому, что нам Господь Иисус говорит о Себе. А Он сказал о Себе, что Он есть Истина, и мы той Истиной питаемся и спасаемся.
    О, Господи Иисусе, Истина живая, Истина вечная, не удаляйся от нас, но просвети и спаси нас.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа «О Христе как о хлебе жизни»
                        Я есмь хлеб жизни
                                         (Ин. 6, 35)

    Кто может оживлять, братья, кроме Того, Который создал? Кто может по истине быть хлебом жизни кроме Сотворителя нашего? Он сотворил, Он держит, Он кормит, Он оживляет. Если пшеница питает тело, то Христос питает душу. Если хлебом земным наше тело держится, то Христом наша душа питается и живет. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6, 27). Так Господь сначала говорит.
    Сначала люди испытывают голод, а потом уже хотят хлеба; действительно, сначала - голод, потом - хлеб. Но люди не понимают, в чем они испытывают голод. Насытившись земной пищей и даже пресытившись ею, они все-таки ощущают некий неутолимый голод. И видят они, что вся земля и весь земной хлеб не могут утолить тот таинственный голод. Они искали земной еды, но этим они связывали себя с землей и только с землей. Между тем истинный человеческий голод - это голод по Небу, по жизни вечной, по Богу. Вначале этот голод Господь Иисус вызывает в людях, а потом предлагает трапезу для его утоления. И эта трапеза - Он Сам. Я есмь хлеб жизни, тот который Меня имеет, никогда не будет голоден. Насытится, выздоровеет, оживет, познает Бога и познает себя. И, о братья мои, - воскреснет из мертвых! Ведь та каждодневная пища, которая проходит без пищи безсмертной, духовной, постепенно умертвляет душу и делает ее, наконец, полностью мертвой. От чего? От голода. Тело - от земли, и ему довольно земной пищи. А душа - от дохновения Самого Источника жизни, и она требует пищи и пития из Того Единственного Источника.
    О, Господи Иисусе, Хлеб жизни вечной, жизни истинной самый сладкий Хлеб, накорми нас Собой.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа «О том, как дух
должен питаться Христом,
чтобы жить»

Ядущий Меня жить будет
                 Мною (Ин. 6, 57).

    Так говорит Господь Христос, Жизнь и Источник жизни. Дерево питается землею, воздухом и светом. Если дерево перестанет снедать землю, воздух и свет, будет ли оно расти и жить? Грудной ребенок, питающийся материнским молоком, что ест, если не от плоти своей матери? Если не будет вкушать от плоти матери, будет ли он расти и жить? Так и дух наш не будет ни расти, ни жить, если не напитается Христом, живым и безсмертным. Здесь не идет речь вообще о жизни, которой природа живет, но о жизни особенной, Божественной, вечной; о жизни полной и радостной. Такая жизнь дается людям только Христом. Всякий человек настолько велик, насколько хороша его пища. Здесь речь не о телесной пище, ведь телесной едой не питается душа человека, а только тело его. Люди различаются и по телесному росту и жизни, но та разница незначительна. А вот разница в духовном росте и жизни между людьми огромна: в то время, как одни люди духовным ростом едва приподнялись над землей, другие возвышаются до Небес. Разница между Иродом и Иоанном Предтечей разве меньше разницы между царем и ангелом? В то время, как первый и телом, и духом тащится по земле и злодеяниями защищает свой престол земной, другой телом стоит на камне в пустыне, а духом поднимается в Небеса к ангелам.
    О, братья мои, поднимемся же духом своим на Небеса, где Христос Господь сидит на Престоле вечной славы, и напитаемся, и утолим жажду духа и сердца своего Им, чистой и всемощной жизнью. Так мы удостоимся быть Его сонаследниками в Царстве Небесном.
    Иисусе Господи, истинный Боже наш, Пища наша сладкая и Питатель наш человеколюбивый, не отринь нас от груди Твоей Божественной, мы ведь слабы и немощны. Накорми нас Собой, о милостивый Питатель наш.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Размышление

    Пресвятая Богородица часто являлась святым людям ради каких-либо потребностей: ободрить ли на подвиг, исцелить ли от болезни или открыть некую тайну. Два подобных и удивительных случая произошли в Святогорской Лавре со св. Иоанном Кукузелем и со св. Григорием монахом в разное время. Во время великого Акафиста на Великий пост Иоанн утомился, присел на стул отдохнуть около иконы Богородицы и сразу же погрузился в сон. Во сне ему явилась Святая Пречистая вся в небесном сиянии и сказала: «Радуйся, Иоанне! Пой и не переставай петь, а я за это тебя не оставлю». С этими словами Она бросила в руку Иоанна одну золотую монету. Иоанн мгновенно пробудился, держа ее в руке (золотую монету). Поразительные чудеса происходили после от той иконы Богородицы и от золотой монеты.
    Другой случай произошел с монахом Григорием. Он, как Кукузель, пел в церкви. Патриарх Каллист благословлял на службе свт. Василия Великого петь «О Тебе радуется...» вместо «Достойно...». Его наследник, Патриарх Филофей, изменил то, велев петь всегда «Достойно», потому что так короче. Но однажды, накануне Богоявления, в присутствии Григория, Патриарха Александрийского, спел Григорий «О Тебе радуется.» После того ему сразу явилась Святая Пречистая, как и Кукузелю. Бросив в руку золотую монету со словами: «Премного благодарю тебя за пение твое в Мою честь». Поэтому с тех пор установилось на службах свт. Василия Великого всегда петь «О Тебе радуется».

Беседа «О муже блаженном»
Блажен муж, который не ходит
                 на совет нечестивых
        и не стоит на пути грешных,
                и не сидит в собрании
                              развратителей
                                          (Пс. 1, 1)

    Хорошо тому, братья, кто не только снял с себя кору греховную, но может слышать и исполнять совет Божий, который приходит через Пророка. Нечестивые - те, которые имеют мысли против Бога и воли Божией; грешники - те, которые идут путем своих желаний и своих мыслей против желания Божиего и закона Божия; развратители -те, которые погубили себя злыми делами и своим примером губят других. Итак, сначала приходит злой помысел (злой совет), затем злое дело, и, наконец, злой пример - соблазн. Хорошо тому мужу, который не спрашивает совета у нечестивых людей, не соглашается со своими нечестивыми помыслами, но находит все необходимое для своего спасения в Законе Божием. Хорошо тому мужу, который ни разу не встал на путь, по которому грешники ходят. А если и встал, то покаялся и вернулся на путь жизни, который от Господа. Хорошо тому мужу, который не сидит в собрании развратителей: Лучше бы было, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18, 6).
    Братья мои, хорошо всем вам, и мужам, и женам, которые уклоняются от трех зол: от нечестивых мыслей и советов, от дел греховных и от соблазна других. Все три зла являются одной ядовитой змеей, которая из маленькой змеи может вырасти в огромную.
    О, Господи благий, Сотворителю наш, помоги нам силой Твоей и добротой Твоей спастись от этой лютой змеи, которую Ты, Христе Господи, победил оружием непобедимым - Крестом Твоим Честным. Помоги нам слушать только Твой совет. Чтобы иметь только Твой путь и светиться только Твоим примером.
Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Беседа «О воле праведника в воле Божией»
Но в законе Господа воля его,
и о законе Его размышляет он
                                    день и ночь!

                                          (Пс. 1, 2).

    Хорошо тому человеку, братья, трижды ему хорошо, если воля его подчинена воле Божией, чей ум не умствует против совета Божия, и чье сердце не желает ничего против желания Божиего. Ум есть гнездо воли и сердца. Если ум постоянно направлен к Богу, тогда он ревностно поучается день и ночь в законе Божием. Если ум, таким образом, направлен к Богу, тогда и сердце человека, и воля его быстро потянутся к Богу. Тогда воля его, как совершенный орган внутреннего человека, исполнять будет только то, что в согласии с волей Божией, и что прописано в Законе Божием. Тогда человек не встанет на путь грешника и не сядет в собрании развратителей, т.е. не будет совершать грех и других людей на грех толкать. В начале этого псалма пророк Давид хвалит человека, который не делает трех зол, а сейчас хвалит, когда делает два добра. Три зла: искать греховной мудрости, жить жизнью грешника и соблазнять других своим примером злым. Два добра: сообразовать свою волю полностью с волей Божией и направить ум свой к поучению день и ночь в Законе Божием.
    О, братья мои, как плачевно мелок ум у всех тех, кто не знает Закона Божия! Глубина ума человеческого измеряется познанием глубин Закона Божия. Те, кто поучается в Законе Божием, имеют ум глубокий, широкий и возвышенный. А ум есть гнездо воли и сердца. О, братья мои, как мелка, неустойчива и развратна воля всех тех, которые волю свою не подчиняют воле Божией! Воистину плачевно мелка, неустойчива и развратна. Что есть Закон Божий, братья? Это выражение воли Божией. Где находится то выражение? В Святом Писании и в преданиях святителей Церкви Божией. Хорошо тому, кто познает волю Божию и кто ее исполняет.
    О, Господи Боже, великий и сильный, милостивый и праведный, просвети ум наш Законом Твоим святым и управи волю нашу к воле Твоей, воле человеколюбивой и спасительной.
    Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич
Продожение в след. номере

    

            
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.