Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19
 
ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Практическая веронаука

(практическое богословие)

Епископ Рашско-Призренский Артемий

Продолжение. Начало в 12 (30)-14(32), 18(36)

    В святом Таинстве Миропомазания, когда священник помазывает отдельные части тела со словами: «Печать Дара Духа Святаго», какое невидимое изменение происходит с новокрещенным? Каким елеем совершается этот чин? Тем же самым елеем, который используется во время помазания на Вечернем Богослужении и при святом Таинстве Елеосвящения?

Миропомазание
Фото Г. Симоновой

     В Православной Церкви все, что совершается видимым образом, имеет свою невидимую сущность и тайное символическое значение. Поэтому все духовное легче всего воспринимать и разуметь, соотнося с определенными моментами нашей обычной повседневной жизни. Такой метод применял и Сам Господь наш Иисус Христос, сообщая нам через казалось бы простые притчи глубочайшие тайны Царства Небесного (см.: Мф. 13). Так поступали Святые Отцы на протяжении веков. Этому сегодня следует Церковь. Отвечая на важный вопрос, так поступим и мы.
    Если святое Таинство Крещения, через которое человек рождается к новой духовной жизни, чаще всего сопоставляется с телесным рождением, благодаря которому входит человек в эту земную жизнь, то святое Таинство Миропомазания может быть соотнесено с воспитанием и заботой о новорожденном. Как новорожденный ребенок нуждается в свежем воздухе, свете, пище и других необходимых условиях для возрастания, точно так после духовного рождения (Крещения), требуются силы даров Духа Святаго, чтобы с их помощью уберечь духовную жизнь, укрепить и напитать новорожденного духовно.
    Эта божественная сила дается рожденному Крещением человеку Таинством Миропомазания.
    Кроме этого, Миропомазание есть одно из семи святых Таинств Церкви Православной, которое считается богоустановленным обрядом и предполагает помазание новокрещенному святым Миром различных частей тела (чела, очей, ноздрей, уст, ушей, персей) для укрепления, возрастания и усовершенствования духовного в жизни «по Христу», которая явилась в мир через святое Крещение. С ним в этот момент происходит то же самое, что происходило с Господом Христом после Его Крещения во Иордане - сошествие Духа Святаго через Его благодатные дары.
    Основное свидетельство этого Святого Таинства мы имеем в Святом Писании, в Деяниях Апостолов, когда читаем повествование о способе передачи Духа Святаго новокрещенным (см.: Деян. 8, 14-17; 19, 2, 3). О Богоустановленности этого святого Таинства недвусмысленно говорит святой апостол Павел, обращаясь к Коринфянам: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор. 1, 21-22), а также святой апостол Иоанн: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все и Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание вас учит всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин. 2, 20, 27).
    Что же касается цели и плодов этого святого Таинства, следует подчеркнуть, что Святое Крещение является вхождением в Православную Церковь, которое дает человеку право оставаться в ее границах до конца жизни, освобождает его от первородного греха, а также от личных грехов (у взрослых). И таким образом, становится необходимым условием спасения для всех людей. В то время как Таинство Миропомазания, хоть и очень значительно и совершается подобно Крещению только однажды, представляет собой мощное средство преуспевания в этой новой зарожденной духовной жизни, является в таковой первыми шагами.
    Духовная жизнь и борьба, в которую вступает с Крещением новый христианин, имеет абсолютную потребность в животворящей благодати Духа Святаго.
    Свидетельство о важности этого святого Таинства встречаем и в учении Святых Отцов как, например, у святителя Кирилла Иерусалимского, Феофила Антиохийского, священномученика Иринея Лионского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и у других. Все они ясно говорили о Миропомазании, объясняя цель и плоды этого святого Таинства.
    Из вышеуказанных мест Деяний святых апостолов ясно видно, что совершение этого святого Таинства в апостольские времена происходило через «полагание рук» святыми апостолами, а позднее епископами, на головы новокрещенных.
    Между тем, вскоре это Таинство стало совершаться через помазание святым Миром, так как все возрастающее количество христиан не позволяло епископам возлагать руки на каждого крещаемого. Но епископ, и только епископ, освящал святое Миро, которым священники помазывали новокрещенных.
    Об этом свидетельствует и Шестое правило Карфагенского Собора (318 г.), которое утверждает, что святое Миро не могут освящать пресвитеры.
    То освящение мира, прежде совершаемое епископами, а теперь Патриархами, для целей Поместной (Автокефальной) Церкви, и есть совершение Таинства Миропомазания над всеми, которые этим Миром будут помазаны. На практике, сохраняющейся по сей день, священники крестообразно помазывают святым Миром непосредственно после Крещения со словами: «Печать Духа Святаго. Аминь», - повторяя их при каждом помазывании, просто преподавая новокрещенным уже совершенное епископом святое Таинство (через освящение Мира).
    Освящение святого Мира бывает на Литургии Великого Четверга через особые молитвы, которыми призывается схождение Святаго Духа. Само святое Миро состоит из оливкового (растительного) масла и примерно из сорока других ароматных компонентов природного происхождения, которые символизируют различные дары благодати Духа Святаго, таких как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гап. 5, 22-23). О времени передачи святого Таинства Миропомазания сразу после святого Крещения свидетельствуют упоминания из Святого Писания. А 48-е правило Лаодикийского Собора заповедует нам: «Принявшие Крещение должны быть помазаны небесным помазанием, чтобы стали восприемниками Царства Христова».
    Из вышесказанного становится ясным ответ на последний вопрос. А именно, святое Миро, которым совершается Таинство Миропомазания, есть нечто абсолютно иное, нежели обычно благословенный елей, используемый во время бдения и освещаемый самим иереем, которым помазываются верующие прихожане, а также нежели освященный елей, используемый для помазания больных и страждущих во время Святого Таинства Елеосвящения. Эти помазания хотя и имеют цель укрепить верующего в духовной жизни, однако являют собой нечто совершенно отличное от Таинства Миропомазания.

    Владыка, объясните, пожалуйста, разницу между брачной жизнью, благословленной святым церковным Таинством и той, которая с Церковью не имеет никакой связи. Почему в последние времена люди пренебрегают Таинством Венчания?
    Этот вопрос подобен вопросам: какова разница между крещеным и некрещеным человеком; между христианином и язычником; между верующим и атеистом и т. д. На все эти вопросы ответ прост и краток: разница подобна разнице между мертворожденным и живорожденным ребенком. Живорожденный младенец имеет возможность и условия для роста и развития в полноту зрелого человека, тогда как мертворожденный - не имеет. Точно так же и брачная жизнь с церковным благословением дарит возможность супругам жить по учению и в соответствии со своей верой и Церковью, возрастая духовно и морально в правах христиан, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13); а те, которые живут в гражданском «браке» и с Церковью не имеют никакой связи, не могут этого достигнуть, поскольку такие «супруги» либо духовно не рождены, либо, отказываясь от благодатных условий нормальной духовной жизни, чахнут и духовно умирают.
    Их «брак» основывается только на телесной связи, без действия источника благодати - Духа Святаго, который доступен только в Церкви и через Церковь.
    Чтобы все это было понятнее, рассмотрим вкратце учение Церкви о браке по Святому Писанию, святым Канонам и Святым Отцам Церкви Православной.
    Брак есть единство мужа и жены. Единство, которое основано на понятии того, что Бог сотворил мужчину и женщину по образу Своему, по образу Божию (см.: Быт. 1, 27), чтобы человек, как муж и жена, имел в себе соборность любви. Посему, оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2, 24). Совместная жизнь мужа и жены только тогда становится брачным единением, когда благословляется Богом, и только тогда устанавливается святое соборное единство, которое только смерть способна разрушить (и то, что равносильно смерти - прелюбодеяние и неверность). Такое понимание брака уподобляет его [тайне] Церкви, как свидетельствует об этом апостол Павел (см.: Еф. 5, 32). Сам Господь Иисус Христос Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской благословил брак, показывая тем самым, что сей образ семейной жизни подобен союзу Христа и Церкви.
    Брак имеет два аспекта: видимый и невидимый. Первый заключается в действительном, конкретном проживании мужа и жены совместно. Этот аспект имеет свои моральные, материальные, правовые и другие нормы. В сем случае брак подпадает под юрисдикцию государства. Другой аспект заключается в невидимом благословении Божием. Отсюда не всякое единство мужа и жены, хотя и признанное государством, есть брачное единство. Только дар благословения Слова Божиего делает брак чистым в Церкви. Только благословение Божие способно воду телесного единства претворить в вино духовного содержания (см.: Ин. 2, 1-11). Гражданский «брак» без благословения Божиего основан только на плотских желаниях, человеческих учениях и морали. Святая тайна превозносит союз мужа и жены над телесным и страстным, что исключает блуд, осужденный учением Святых Отцов как противоестественный чин.
    Бог, Святая Троица, есть Бог единства. Бог через благословение присутствует во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в браке. Так как Церковь является святой ризницей благословения Божиего, то брак неотделим от Церкви. Избегающие благословения Божиего при совместном проживании скрываются от Церкви и живут несоборно. Сегодня, к сожалению, немало крещеных людей живут в так называемом гражданском браке.
    Внешне совместное проживание мужа и жены выглядит как церковный брак. Чтобы развеять недоумение и точно определиться в том, что есть блуд, а что есть брак, свт. Василий Великий посвятил этому вопросу 26-е правило: «Блуд не есть брак и даже не его начало; поэтому, лучше пусть разлучатся те, которые соединились через блуд. Но если все-таки они хотят оставаться вместе, то пусть будут наказаны за блудодеяние и больше не разделяются, чтобы не произошло чего-либо худшего».
    «Блуд не есть брак». Гражданский союз есть беззаконное, безблагодатное соединение мужа и жены. По совету св. Василия Великого лучше отказаться от такого союза. Но при настойчивом желании супругов Церковь из страха «чего-либо худшего» может благословить в Таинстве Брака это единство, независимо от того, сколько оно продолжалось. Слова «пусть будут наказаны и не разделяются» не надо понимать, как разрешение продолжать блуд. В грехе следует покаяться, а наказание определено свт. Василием Великим в 22-м правиле: «Церковь не принимает в Литургийное общение (Тела и Крови Господних) кого-либо, находящегося в состоянии блуда, осужденного Церковью».
    Отвечу на второй вопрос: Почему в последние времена люди пренебрегают этим святым Таинством?
    По нашему маловерию. По причине пассивности многих священников. Из угождения духу времени, а не Духу Божиему. Многие люди из-за страха перед коммунистическим режимом не освятили свой союз в Таинстве Брака, а теперь думают, что совершить это уже поздно и неудобно. Между тем, Церковь не может отступить от истинных установлений и одобрить гражданский «брак».
    Отсюда имеем единственное верное заключение: все православные христиане, находящиеся в состоянии безблагодатного и неблагословенного гражданского «брака», должны отказаться от всяких заблуждений, суеты и ложного стыда (будто бы им зазорно перед детьми и т. д.) и освятить свою «брачную» жизнь Божиим и Церковным благословением. Никогда не поздно в этом теле и на этом свете. На том свете ничего уже нельзя будет поправить.
    Мир вам и благословение от Господа.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продолжение следует

          
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.