Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейшего Патриарха Сербского Павла; Святейшего Патриарха Грузинского Илии II. Духовный попечитель газеты епископ Рашско-Призренский Артемий

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
 
РОССИЯ САМОДЕРЖАВНАЯ

 

Правление Иоанна III

(27 октября / 9 ноября в 1505 г. скончался Великий Князь Иоанн III Васильевич)

    Свято соблюдая заветы предков по собиранию Русской Земли и всегда проявляя во всех своих действиях удивительную обдуманность и чувство меры, Иоанн III за 43 года великого княжения сделал ряд огромных земельных приобретений и оставил своему наследнику уже весьма могущественное государство, превосходящее по своим размерам почти в три раза то, что он получил от своего отца Василия Темного.
    Только одна победоносная война со своим зятем, королем Польским Александром, предпринятая Иоанном для защиты Православия среди русского населения литовских областей, позволила вернуть 19 городов, 70 волостей, 22 городища и 13 сел. Да и невозможно было вести борьбу с Московским государством, вся сила которого именно и состояла в глубоком сознании всеми подданными своих обязанностей в отношении Государя и Родины; для них не задумывались жертвовать не только деньгами, но и жизнью. В то время как в Польше и Литве все отношения подданных к государю основывались на их правах.
    Войска и их державный вождь были всегда воодушевлены возвышенными понятиями о чувстве долга и благородстве: так, московские воины побросали в воду захваченные доспехи новгородцев, не желая пользоваться добром изменников русскому делу и Православию; московские воеводы гнушались общения с немецким изменником Гаммерштетом, несмотря на оказанную им большую услугу в битве с немцами; сам Великий Князь велел заточить князя Холмского, предавшего ему своего господина Тверского князя, не желая иметь в числе своих слуг предателя; наконец, наши военачальники князья Ухтомский и Ярославский после битвы с татарами в 1469 г., получив от Иоанна высшие в то время знаки отличия - по золотой деньге для ношения на груди, - отдали их священнику, чтобы он молился о Государе и его воинстве. Мужество, безкорыстие и горячая любовь к Родине были отличительными чертами сподвижников Иоанна III.
    Верным помощником Иоанна во всех его делах был сам русский народ, стремившийся объединиться в крепкое государство вокруг стольного города Москвы.
    Несмотря на многочисленные войны, благодаря счастливому их окончанию и отсутствию внутренних усобиц, время правления Иоанна было одним из счастливейших и самых спокойных для Московского государства; торговля развилась весьма успешно, и вообще очень поднялось благосостояние жителей. По свидетельству иностранцев, в Москве было такое изобилие в хлебе и мясе, что говядину продавали не на вес, а по глазомеру.
    Право варить мед и пиво и употреблять хмель перешло, с целью предотвращения пьянства, в исключительную собственность казны.
    Даже литовец-католик Михалон в своем сочинении «О нравах татар, литовцев и москвитян» (середина XVI в.) отметил, что «в Москве великий князь Иван (третий) обратил свой народ к трезвости, запретив везде кабаки». Далее Михалон пишет, что вследствие распространения роскоши и пьянства в Литве московские Государи завоевывают у нее целые области и города, так как московский народ всегда трезв и всегда при оружии, а в крепостях всегда находятся постоянные войска; другие же по очереди занимаются охраной границ...
    Сравнение Михалоном тогдашних порядков в его Литве и в Москве весьма показательно: «Мы держим в безпрерывном рабстве людей своих, добытых не войной и не куплей, принадлежащих не к чужому, но к нашему племени и вере, сирот, неимущих, попавшихся в сети чрез брак с рабынями; мы злоупотребляем нашей властью над ними, мучая их, уродуя, убивая без суда, по малейшему подозрению. У татар и московитян ни один человек не может убить человека, даже при очевидном преступлении. Это право предоставляется только судьям в главных городах, а у нас по всем селам и деревням делаются приговоры о жизни людей».
    Крестьяне при Иоанне III оставались по-прежнему свободными, но было точно и окончательно установлено, что переходы от одного владельца к другому могли происходить только один раз в году - за неделю до Юрьева дня («осеннего Георгия») и неделю спустя его. Определение это вошло в «Судебник», или судный Устав, составленный в 1497 г. Наказания, определяемые «Судебником» за различные преступления, стали строже, чем по установлению «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Введение в «Судебник» смертной казни и разного рода пыток явилось всецело заимствованием из Западной Европы. Однако важным преимуществом русского законодательства перед западноевропейским было то обстоятельство, что у нас перед уголовным законом были все, безусловно, совершенно равны. Так, в 1491 г., по приговору суда всенародно секли кнутом князя Ухтомского, дворянина Хомутова и бывшего архимандрита Чудова монастыря за составление подложной грамоты, сочиненной ими, чтобы получить в собственность чужую землю.
    Сурово наказывал Иоанн Васильевич и иностранных мастеров, если они того заслуживали. Заботясь о сохранении народного здоровья и нравственности, князь Иоанн строго следил, чтобы к нам не заносились заразные болезни, и все приезжающие из-за границы подвергались тщательному надзору.
    «Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла от нашествия монголов: Россия нынешняя образована Иоанном, - отмечал Н.М. Карамзин. - Но Иоанн, включив Россию в число государств Европы и ревностно заимствуя искусства образованных народов, не мыслил о введении новых обычаев, о перемене нравственного склада подданных...».

 

Царь-Миротворец

(20 октября / 2 ноября в 1894 г. на 50-м году жизни скончался Царь Александр III)

    Император Александр III, вступая на Престол, сознавал, что убийство Его Августейшего Родителя свидетельствовало о внутреннем неблагополучии в государстве. Его царствование началось под знаком поднятия авторитета правительства и власти и решительной борьбы с крамолою. Руководящими правилами его царствования были полное миролюбие во внешних отношениях и сосредоточение внимания на внутреннем устроении Богом вверенной ему Державы.
    Сам Царь, как бы пришедший к нам из русской былины богатырь, поощрял все русское как в промышленности, так и в культуре. Его стремлением было дать народному образованию, о котором он так много заботился, религиозную основу, с каковой целью было принято учреждение в 1884 г. церковно-приходских школ.
    Для поднятия благосостояния крестьян в 1882 г. был учрежден Крестьянский Земельный банк. В 1883 г. отменена подушная подать. Издано правило о найме рабочих на сельские и фабричные работы, введена фабричная инспекция для ограждения интересов рабочих. В 1885 г. был учрежден Дворянский Земельный банк. В 1890 г. с целью улучшения гражданского и семейного быта простого народа Александр III учредил должность Земских начальников. Благодаря целому ряду мер, несмотря на большой неурожай 1891 г., финансовое и экономическое положение значительно поправилось к концу XIX в.
    Александр III неуклонно следовал завещанию своего убиенного родителя Александра II - «не забывать, что могущество России основано на единстве Государства, а потому все, что может клониться к потрясениям сего единства и к отдельному развитию различных народностей, для нее пагубно и не должно быть допускаемо!»
    При Александре III наступила передышка и в Европе. Не вмешиваясь в европейские дела, поскольку не затрагивались наши интересы, Государь при своем искреннем миролюбии укреплял военную мощь России, умело и твердо создавал политическое равновесие в Европе, став охранителем мира в ней.
    К сожалению, недолгим было правление Императора Александра III. После непродолжительной болезни, 20 октября 1894 г. Царь, трижды причастившись перед смертью, отошел в вечность, напутствуемый находившимся при нем великим молитвенником и чудотворцем земли Русской праведным Иоанном Кронштадтским. На смерть Русского Царя отреагировал весь мир. Французский министр иностранных дел Флуранс говорил: «Александр III был истинным русским Царем, какого до него Россия давно уже не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но, побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру, они искали идеалов вне России... Император Александр III пожелал, чтобы Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русскою, и сам он подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно русского человека». Даже враждебный России маркиз Сольсбери признавал: «Александр III много раз спасал Европу от ужасов войны. По его деяниям должны учиться государи Европы, как управлять своими народами». Историк Иегер пишет: «Когда весть о кончине Императора Александра III разнеслась по Европе.., в один голос, как бы исполняя чью-то высшую, всеми одинаково признаваемую волю, пресса всей Европы принесла дань признательности и уважения на гроб Государя, которого не один русский народ, а все народы Европы почтили прекрасным именем „МИРОТВОРЦА"».
    Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Царевна Ольга

(Родилась 3 / 16 ноября 1895 г.)

Великая княжна Ольга. 1915 г.

    Первого ребенка, родившегося в Царской семье, назвали Ольгой. Непосредственность, честность и врожденное чувство справедливости были отличительными чертами Ольги. Однажды семилетняя Княжна играла со своими маленькими родственниками, и «один из мальчиков позволил себе умышленно неправильный ход. Я никогда не забуду - вспоминала Анна Вырубова - как Ольга расплакалась и подбежала ко мне со словами: "Знаешь, что он сделал, Аня? Он сказал мне неправду"».
    Ольга обладала редким талантом к ученью, была умна, а что касается твердости характера, то ей его было не занимать. Ее считали самой одаренной из царских детей. «Она могла играть самые сложные музыкальные пьесы по слуху, ее голос не был сильным, но чистым. - писала подруга Императрицы. - Все учителя поражались ее памяти, которую она, конечно, унаследовала от отца».
    Отец души не чаял в дочери, она же с малых лет боготворила его. С началом Великой войны Императору приходилось расставаться с семьей, бывая в Ставке, и Ольга чаще других писала ему длинные и подробные письма. Получая весточку от отца, великая Княжна бывала вне себя от радости.
    По воспоминаниям близких, в последние годы Николай II по ночам часто приходил на «детскую» половину, будил старшую дочь и беседовал с ней. Иногда Царь прочитывал ей телеграммы, а потом они вместе прохаживались по коридору, разговаривая вполголоса, как старые друзья, у которых нет никаких тайн друг от друга.
    В войну Ольга работала в лазарете сестрой милосердия. «Великую Княжну Ольгу все обожали и боготворили: про нее больше всего любили рассказывать мне раненые. - писала врач С. Офросимова. - Ольга с трудом переносила вид открытых ран, но, принуждая себя, была внимательней и аккуратной. Она делала раненым перевязки с такой лаской и заботой, что солдаты и офицеры со слезами благодарили Бога, посылавшего им ангела во плоти».
    Помимо работы в госпитале у Ольги были и другие заботы: Княжна стояла во главе Комитета помощи солдатским семьям.
    Сохранились некоторые письма великой Княжны Ольги из заточения в Тобольске и в Екатеринбурге: «Столько отвратительного слышишь, жутко даже, но все же я твердо верю, что Господь поможет как-нибудь». Упование на Бога - главное, что давало силы Ольге с сестрами безропотно переносить последние скорбные месяцы жизни на земле.
    Из подвала Ипатьевского дома, очерченного пулями и каббалистическими надписями, чистая и мужественная душа Царевны Ольги вознеслась в Небесные обители и вновь соединилась с Семьей.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.